Упражнения Джеффа: методические указания, вопросы, особенности проведения
Подростковые и юношеские годы являются сложным периодом как для самих детей, так и для взрослых (как родителей, так и педагогов). Из послушных и сговорчивых ребята вдруг становятся дерзкими и неуправляемыми. Это естественный возрастной этап.
Нестабильная политическая и экономическая ситуация в стране порой оказывает негативное влияние на подростков и юношей. В процессе адаптирования и вживания в социум многие дети сталкиваются с проблемами миграции, нищеты. В результате наблюдается рост ранней алкоголизации, отрицание потребности учиться или работать, вплоть до проявлений жестокости и агрессии.
Может ли пубертатный период вообще проходить гладко? Или обязательно должно где-то «рвануть»?
Людмила Петрановская:
Суть подросткового кризиса в том, что ребенок перестает быть ребенком. Те отношения зависимости, которые были у него с родителями, когда он, с одной стороны, рассчитывал на их защиту и заботу, а с другой — безоглядно им доверял и слушался, должны когда-то закончиться. Мы не можем вырасти, пока не отделимся от родителей.
В архаичных обществах не было подросткового возраста…
Задача взрослых помочь верно оценить окружающее и найти свою позицию. Нам нужны образованные, самостоятельные и ответственные люди. Способные принимать решения и отвечать за их последствия.
Основные проблемы, возникающие у взрослых с подростками и юношами
Проблемы возникают как в семье, так и в учебном заведении. Перечислим основные:
- ребенок "ничего не хочет" (как правило, любопытство осталось, просто перестало вписываться во взрослую систему ценностей),
- вредные привычки,
- "залипает в интернете",
- начинает лгать,
- не находит общего языка со сверстниками и взрослыми.
Особенности психологии подростков и юношей
Этот возраст в психологии называют кризисным. На физиологическом уровне - это возраст интенсивного развития организма (в том числе полового), гормональных "бурь". С социальной стороны, ребенок выходит на качественно новую роль - сознательного члена общества, от использования оценок взрослых к самооценке, через самопознание (посредством сравнивания себя с окружающими). Возникает противоречие. Ребенок старается быть таким же как все, но испытывает потребность выделиться из массы любыми доступными способами. Внутренний мир, внутренняя жизнь человека в этом возрасте интенсивно развиваются. Чувства (дружба, любовь) становятся более зрелыми.
Роль коллектива
Объединение подростков в группы происходит формально (классы - в школах, группы - в специальных и высших учреждениях) и не формально (возникают стихийно в результате неприятия общепринятых норм, ценностей, обострения собственных проблем).
Группа - это мощный инструмент воспитания, прочный фундамент накопления социального и психологического опыта. Правильно налаженная работа в группе облегчит трудности общения на этапе знакомства с новыми членами. Группа имеет гораздо больше вариантов решения проблем или достижения цели.
Два человека могут спасти друг друга там, где один погибает.
Формы работы в группах
Основная цель работы в группе состоит в формировании:
- логического мышления;
- навыка "приводить в порядок" свои мысли;
- устной речи;
- милосердия и благотворительности;
- положительной самооценки;
- командной работы;
- умения к сотрудничеству;
- определения сути;
- умения публичного выступления.
Форм и методов существует много. Как показывает практика и опыт, наиболее предпочитаемая и детьми, и организаторами - игровая форма. Преимущества - не требуют больших материальных затрат, простота проведения и организации.
Упражнение Джеффа как игровая форма диалогового взаимодействия
В современных исследованиях по организации воспитательного процесса большое внимание уделяется диалоговым технологиям, которые оказывают активное влияние на развитие высших психических функций (прежде всего мышления), коммуникативных качеств личности. Развивается умение аргументировать свою точку зрения, четко формулировать мысль, умение слушать и слышать собеседника.
Упражнение Джеффа в определенной степени близко к дискурсии - коллективному обсуждению, раздумью над какой-либо темой, проблемой. Но имеет несколько содержательных и организационных отличий.
Особенности игры
У данного метода существует ряд отличий содержательного и организационного характера. Обозначим их:
- Одновременно рассматривается и анализируется целый ряд вопросов, которые сгруппированы единой тематикой и отсортированы по уровню сложности и обобщенности. По принципу - от простейшего к сложному и от конкретного к общему.
- Метод Джеффа принуждает аргументировать свое мнение каждого участника по каждому вопросу.
- Дискуссия или спор, изменяющие затронутую тематику, категорически исключены в правилах упражнения Джеффа, таким образом большинство участников не имеют возможности отвлекаться от темы неподходящими высказываниями.
- Игровая территория условно делится на три зоны: пространство ответа "Да", пространство ответа "Нет", пространство ответа "Не знаю".
- В ходе проведения размышления над проблемой участники имеют право менять свое мнение, заняв при этом соответствующую пространственную позицию.
- Джефф не подразумевает активного участия в размышлении ведущего.
- По окончанию игры ведущий не подводит итогов, поскольку его точка зрения может резко контрастировать с мнением участников, что идет в разрез с идеей тренинга, когда каждый имеет право на свою личную позицию.
Правила проведения
Во время упражнения Джеффа игровая зона условно делится на три пространства:
- зона для тех, кто выбирает ответ "Да";
- зона для тех, кто выбирает ответ "Нет";
- зона для тех, кто выбирает ответ "Не знаю" (возможно использование варианта "воздержусь").
В качестве варианта завершения Джеффа мы предлагаем использовать следующий прием. В заключении каждому участнику предлагается вкратце выразить свое отношение к ключевому понятию.
Для проведения подойдет любое помещение, в котором возможно размещение и свободное перемещение всех участников игры. Организатор произносит или читает заранее приготовленные утверждения. Выслушав, игроки в течение одной-двух минут занимают пространство той или иной позиции, соответствующей мнению игрока по тому или иному утверждению.
В качестве утверждений можно подобрать известные афоризмы, пословицы и поговорки, крылатые выражения. Их можно формулировать самостоятельно.
Предлагаемые нами подборки утверждений не являются однозначными и не претендуют на истинность. Тематика, содержание, конкретные утверждения могут быть изменены в соответствии с решением необходимых задач, актуальностью тех или иных проблем, возрастными особенностями участников.
Затраты по времени от одного до двух часов, в зависимости от количества утверждений и интенсивности обсуждения.
Методические указания
Количество игроков должно быть большим, человек 20-30. Высказывания участников свободны в рамках темы. Благодаря этому они обучаются свободе высказывания собственного мнения, умению давать ответы на вопросы, обосновывать собственную правоту. Коллективное занятие помогает в изучении окружающего мира и приучает к уважению мнения других участников.
Упражнение Джеффа для подростков проводят в два этапа:
- на первом задают вопросы и получают ответы на них;
- на втором, проводится анализ.
Подготовленные надписи "Да", "Нет", "Не знаю" располагают в трех удаленных друг от друга зонах. Для проведения нужен ведущий и его помощник. Сам ведущий должен быть расположен так, чтобы из любой точки помещения он был видим и хорошо слышим всеми.
В качестве инструмента-талисмана используют мяч, флажок и так далее.
После того, как был задан вопрос, участники определяются с ответом, и занимают соответствующую ему зону. Ведущий обращается к каждой зоне по порядку, с вопросом: "Почему вы именно так ответили?". Тому, кто поднимает руку, кидают мяч или другой предмет, и он отвечает.
Запрещено дискутировать, критиковать. Выслушивают мнение и все.
Принцип подбора вопросов для игры
Вопросы для подростков в упражнении Джеффа разбиваются на тематические блоки:
- предметные вопросы;
- социальные;
- психологические;
- организационные.
По каждому блоку рекомендовано не менее 30 вопросов и порядка 10 для анализа.
Упражнение Джеффа: вопросы для студентов, рекомендуемые темы:
- знакомство для первокурсников;
- общение со старшими по курсу;
- социальные проблемы общества;
- политика;
- лидерство;
- религия.
По каждому блоку до 25 вопросов и 7-10 для анализа.
В каждом блоке придумывают вопросы в трех целевых направлениях:
- познать себя;
- узнать других;
- получить новые вопросы, о существовании которых и не догадывались.