Дэвис Майлз - звезда джазовой музыки

Дэвис Майлз – американский представитель джазового направления в музыке. Он известен как трубач, композитор, уникальный импровизатор. Его творчество оказало огромное влияние на развитие музыки двадцатого века и охватывает несколько периодов развития джаза – от бибопа (1940 годы) до модернистских экспериментальных направлений. В модальном джазе, кул-джазе и фьюжн он стоял у истоков, поэтому вклад музыканта в развитие этой музыки огромен.

Семья

Родился Дэвис Майлз 26 мая 1926 года в городе Олтон (штат Иллинойс). Его семья была вполне обеспечена, так как дед его был крупным землевладельцем и позаботился о том, чтобы она не нуждалась. Отец был очень образованным человеком и работал дантистом. Однако афро-американское происхождение не давало возможности ни деду, ни отцу занять положение в обществе в соответствии с их материальным достатком и образованием. Черный цвет кожи стал единственной причиной тому, что они не могли почувствовать себя полноправными гражданами общества, нетерпимого к афро-амерканцам.

Предназначение

С детства Майлз понимал, что он должен сделать для семьи то, что не удалось сделать деду и отцу. В то время люди с черным цветом кожи могли достичь успеха лишь в спорте и музыке. Но, поскольку Майлз не отличался крепким здоровьем, дорога в спорт ему была закрыта. Поэтому, чтобы выполнить свою миссию, мальчик сделал ставку на музыку.

Он еще с детства решил стать композитором. Семья у него была музыкальная. Все владели каким-либо инструментом. Мать играла на фортепиано и скрипке и хотела, чтобы и Майлз овладел игрой на этих инструментах. Но он выбрал трубу. С тех пор, когда мальчик понял, что музыка – его предназначение, он стал уверенно двигаться к цели. Он купил книги о жизни великих музыкантов, по музыкальной теории, слушал много музыки, часто бывал там, где играл джазовый оркестр. Увидев столь высокий интерес к музыке, родители купили ему проигрыватель с пластинками. Это были записи Арта Тэйтума и Дюка Эллингтона.

Первые шаги в джазе

Майлз начал играть на трубе. Получалось у него не слишком хорошо, но он упорно продолжал занятия. К 15 годам он уже зарабатывал музыкой. В 16-летнем возрасте он познакомился с Чарли Паркером – звездным джазовым саксофонистом. Эта встреча имела судьбоносное значение. Годом позже, после окончания школы, он едет к нему в Нью-Йорк. Из автобиографии Майлза Дэвиса можно узнать о том, как Паркер учил его играть джаз, а Майлз, в свою очередь, спасал его от наркотиков.

Первая известность пришла к новоиспеченному джазовому трубачу после выхода совместной с Паркером пластинки. Игра Майлза была еще далека от совершенства, но он постоянно учился, двигаясь вперед. Вскоре он начал играть с Паркером, заменив его трубача – супервиртуоза Диззи Гиллеспи. Позже он заменяет его же, но уже в оркестре Экстайна.

Все это время Майлз играет бибоп, в котором возрождается африканская полиритмия и присутствует импровизация.

«Прохладный джаз»

Общение с белыми музыкантами, Гилом Эвансом и Джерри Маллиганом, вносит свежую ноту в музыку Майлза Дэвиса. Возникают совершенно новые аранжировки. Он создает нонет с необычным составом духовой группы. В начале 1949 года они записывают альбом «Рождение стиля кул» - «прохладный джаз». Музыка этого альбома – путь к простоте, где голос трубы звучит на гармоническом фоне. И впоследствии все альбомы Майлза Дэвиса, которые он запишет, будут ознаменовывать рождение нового стиля или содержать какое-либо открытие в музыке джаза.

С 1951 года зависимость Майлза от наркотиков становится слишком сильной, и он сам это реально осознает. В 1954 году он находит в себе силы отказаться от этой зависимости. Годом позже он теряет своего друга Паркера, умершего от наркотиков.

Модальный джаз

Музыкант продолжает свою деятельность. Он собирает квинтет, а затем секстет из знаменитых джазовых инструменталистов. В 1956 году вышел один из самых значительных его альбомов Kind Of Blue, в музыке которого заложены основы интеллектуального модального джаза. Позже – еще один альбом Sketches Of Spain, снова вместе с белым пианистом Гилом Эвансом. В нем джазовую обработку получают испанские мелодии.

В 60-е годы Дэвис Майлз - звезда джаза, у него уже несколько «Грэмми». В этот период его музыка претерпевает изменения, появляются элементы фри-джаза. Теперь импровизации более свободны по форме, аккомпанемент – рваный, фанковый.

Стиль фьюжн

1969 - 1970 годы ознаменовались работой над альбомом Bitches Brew, который стал очень значимым в развитии современной музыки. Здесь собраны в одно целое все достижения модернистского джаза. Это не развлекательная, а психоделическая музыка. Рождается направление, которое получило название «фьюжн» - сочетание несочетаемого.

Состав музыкантов, с которыми играет в это время Майлз, – преимущественно белые. Его поклонники стали упрекать его в этом. Майлз вынужден в угоду черной публики поменять свой состав на чернокожих музыкантов. Однако в то же время он не принимает расовую подоплеку подбора исполнителей, ставя на первое место профессиональные качества.

Творческий кризис и возвращение на сцену

С 1975 года у Дэвиса Майлза начались проблемы со здоровьем. Автомобильная авария, наркотики, смерть близких людей приводят к глубокой депрессии. В течении 6 лет он не выступает.

В 1981 году вышел его альбом The Man With A Horn, возвестивший о возвращении музыканта на сцену. Следующий альбом Tutu, который Дэвис Майлз записал 5 лет спустя, - это рождение нового стиля - фанк-рок-джаз. Музыкант продолжает музыкальные эксперименты, он не боится ничего нового. Песни Майлз Дэвис не писал, но вводил в свои инструментальные композиции рэперов.

Умер великий музыкант 28 сентября 1991 года в Санта-Монике (штат Калифорния). За 50 лет музыкальной карьеры он создал особый, уникальный стиль игры на трубе. В творчестве он был несомненным лидером, постоянно экспериментирующим, открывающим новые имена, формирующим новые стили.

Комментарии