Фильм «Леденец»: отзывы, сюжет, жанр, актеры
Психологический триллер – прежде всего жестокое, но исключительно захватывающее кино, большая часть увлекательности которого заключается в исследовании психологии ключевых действующих лиц. Именно этим занимается режиссер Дэвид Слэйд в фильме «Леденец» (2005 г.), являющимся настоящим украшением его послужного списка в отличие от третьей части «Сумерек». Это камерная и неумолимо напряженная картина, главные роли в которой сыграли Патрик Уилсон и Эллен Пейдж, на тот момент перспективная начинающая актриса.
Ленты, где актерам приходится играть в одиночку, удерживая внимание зрительской аудитории, неизменно притягивают внимание кинокритиков. Слэйд посчитал что персональной харизмы маловато для действительно яркой игры, поэтому в его проекте в центре внимания актерский дуэт, чьи яркие диалоги делают картину эффектной и впечатляющей. Отзывы фильм «Леденец» имеет разноплановые, но большинство из них положительные. Рейтинг IMDb: 7.10.
Особенности производства
Описание фильма «Леденец» стоит начать с истории его создания. Прежде чем дебютировать в большом кино, Дэвид Слэйд продолжительное время работал на ТВ. Совершенствуя свои визионерские умения, он за 18 дней создал короткометражный проект «Видят ли гуси Бога?». После решил взяться за постановку полнометражного художественного фильма. Сценарист Брайан Нельсон, приступая к работе над написанием сценария, поделился замыслом с продюсером Дэвидом Хиггинсом.
Кинодеятель не только одобрил идею, но и посоветовал автору прочитать заметку о японской юной девушке, устраивавшей ловушки для взрослых мужчин, приглашавших посредством Интернета на свидания несовершеннолетних «нимфеток». Термин, введенный в обиход знаменитым литератором Владимиром Набоковым, в данном случае кажется очень уместным. А оригинальное название триллера, как утверждают рецензоры в отзывах к фильму «Леденец», вызывает в памяти зрителей постер первой экранизации «Лолиты» Стэнли Кубрика.
Сюжет. Осторожно, спойлер
Диспозиция в триллере Слэйда такова. В центре повествования некий успешный 32-летний профессиональный фотограф Джеф Коулер (Патрик Уилсон). Помимо прочего, он фотографирует девочек-подростков, после фотоснимками полуобнаженных моделей украшает стены своего дома. Но интерес к юным моделям у него не исключительно профессиональный. Однажды он в Сети знакомится с 14-летней девушкой Хейли (Эллен Пейдж), встречается с ней и после везет к себе домой. В этот момент сюжет фильма «Леденец» совершает уникальный неожиданный поворот. Миловидное создание превращается для педофила не в объект удовлетворения низменных желаний, а в жестокую фурию, подсыпающую в напиток снотворное, связывающую его и начинающую измываться.
Бесшабашных юношей публике уже некогда показывал в «Детках» Лэрри Кларк, но если там юнцы отрывались в декорациях бедных районов, то в проекте Слэйда действие разворачивается в дизайнерском интерьере жилища фотографа, поэтому дикость происходящего усиливается в разы.
Натуральный перевертыш
Критики в отзывах на фильм «Леденец» акцентируют внимание публики на том, что, начавшись как классическая история о «невинном дитяти», попавшем в лапы «большого злого серого волка», сюжет переворачивается с ног на голову. Извращенец становится жертвой, а малышка обретает власть, делающую ее необыкновенно жестокой. Порой экранная безжалостность картины реально зашкаливает, при этом диалог между главными героями в разы интереснее демонстрируемых пыток. Главные актеры фильма «Леденец», создав невероятно гармоничный творческий дуэт, вытянули на себе авторский замысел, раскрыв истинную подоплеку картины.
Кинематографисты способны заставить зрителя сопереживать отрицательным персонажам, к примеру, в «Славных парнях» публика на стороне гангстеров, в «Железной леди» симпатизирует самому жестокому премьер-министру Британии, в «Телефонной будке» жалеет прелюбодея и лжеца. Вот и Дэвид Слэйд умудрился вызвать сочувствие к загнанному в ловушку педофилу. Дело в том, что автор сначала заставляет смотрящих сильно сомневаться в том, что персонаж Эллен Пейдж измывается над верным человеком. А в дальнейшем зрители готовы уже спорить о том каким должно быть возмездие злодею, и не слишком ли девица жестока.
Не для впечатлительных натур
Согласно отзывам, фильм «Леденец» нельзя рекомендовать к просмотру широкой зрительской аудитории без всяких ограничений из-за пары ужасающе натуралистичных сцен. С легкой руки создателей Хейли предстает перед публикой не наивным ребенком, а натуральным карателем с ангельской внешностью, отклонениями в психике похлеще Ганнибала Лектера и склонностям к хирургическим экспериментам, которым позавидовал бы Джек Потрошитель. Зритель приходит в ужас, наблюдая, как она неспешно и обстоятельно подготавливает обездвиженного героя Патрика Уилсона к кастрации, сопровождая свои действия циничными шутками, цитируя медицинские справочники. В памяти киноманов, возможно, сразу всплывет подобный эпизод из «Законопослушного гражданина», но в «Леденце» зрелище в несколько раз брутальнее. Операцию, наблюдаемую с экрана, можно считать просто медицинским видео, но его просмотр может привести к обмороку.
Отсутствие определенности
Режиссеру и оператору Джо Уиллемсу удалось, довольствуясь минимум декораций, довести уровень саспенса до максимума подобно мастерам итальянских giallo: Дарио Ардженто и Марио Бавы. Замкнутое пространство холостяка-извращенца, не делающего особой тайны ни из своих сексуальных предпочтений, ни из юношеской травмы, которую ему нанесла первая любовь, превращается в настоящую камеру пыток. При этом основная интрига фильма заключается даже не в растущей опасности для жизни и здоровья фотографа, а в принципиальной неясности его причастности к растлению малолетних и виновности в исчезновении одной из жертв. Сценарист и постановщик будто выворачивают наизнанку традиционную для триллеров ситуацию, предлагают вместо неограниченной власти маньяка полную растерянность и неуверенность в том, что мужчина лелеял зловещие планы относительно девочки-подростка.
Карьерный рост
Ко всему, зрителя пугает отсутствие неопровержимой мотивации в поступках юной «жертвы», убедительно и невероятно расковано сыгранной 18-летней Эллен Пейдж. После просмотра творения Слэйда становится немного жаль, что с тех пор актриса играет роли исключительно положительные («Люди Икс», «Начало», «Коматозники»), толика злодейства ей к лицу. Патрик Уилсон после «Леденца» стал одним из востребованных актеров Голливуда, с тех пор в его послужном списке самые известные проекты современности: «Заклятие», «Хранители», «Прометей», «Астрал», «Пассажир», «Аквамен» и многие другие.
Режиссер Дэвид Слэйд окончательно отошел от клипмейкерства, удачно реализовал свой потенциал при создании проектов «Черное зеркало», «Во все тяжкие», «Американские боги», «Ганнибал», «Пробуждение» и других.
А «Леденец» – это фильм, как говорится, на любителя. Он снят отлично, но тематика может отпугнуть многих.