Зарубежные фильмы про войну с Японией
Все больший временной период отделяет нас от ужасных лет Второй мировой войны, живых свидетелей остается все меньше, память ветшает, стирая границу между вымыслом и правдой. Сейчас в значимой степени отношение молодого поколения к войне определяется кинематографом, и, к сожалению, пока Голливуд одерживает победу за умы юной зрительской аудитории. Большинство кинокартин посвящены подвигам солдат на полях Европы, но есть и фильмы про войну с Японией. Бесконечно уважая и нисколько не приуменьшая подвиг советского народа, следует отдать должное союзникам обзором самых известных зарубежных картин о военных действиях на фронтах Азиатско-Тихоокеанского региона.
Страсти по Перл-Харбору
Среди немногих американских фильмов про войну с Японией выделяется работа Майкла Бэя «Перл-Харбор». Проект только ленивый не громил за излишнюю пафосность, мелодраматичность, совсем нереалистичный финал. Однако фильм имеет и массу очевидных достоинств, среди которых его эффектность. Голливуд сумел превратить главный позор вооруженных сил США времен Второй мировой войны в натуральную патриотическую агитку. Съемочный процесс проходил на реальной существующей и функционирующей военно-морской базе в Перл-Харборе. К созданию ленты был привлечен эксперт Джек Грин, член Военно-морского исторического центра. Но несмотря на это, внимание зрителя в большей степени приковывают масштабные баталии и любовная история, разворачивающаяся на их фоне. Майкл Бэй настолько увлекся спецэффектами и зрелищностью своего детища, что его трактовка нападения японцев на базу США получилась очень далекой от действительности, историки проект предпочитают не комментировать. Зато публика во время просмотра ликует.
Почти реконструкция
Еще один фильм про войну с Японией 1945 года, имеющий неординарное название «Тора! Тора! Тора!» (1970), посвящен уникальному сражению, в котором обе воюющие стороны потерпели неудачу. Американцам не удалось защитить свою ключевую тихоокеанскую базу от воздушной атаки японцев, но и те не смогли уничтожить новейшие суда противника, которых не оказалось в бухте, зато в последующем авианосцы сыграли значимую роль в поражении страны Восходящего Солнца. Картина совместного производства Японии и США рассказывает историю Перл-Харбора с обеих точек зрения, основываясь на документальных хрониках, воспоминаниях ветеранов и соответствующих документах. Над созданием ленты работал тандем режиссеров, среди которых Р. Флайшер, К. Фукасаку и Т. Масуда.
Новая кинобиография Исороку Ямамото
В отличие от других фильмов про войну с Японией, картина «Атака на Перл-Харбор» позиционируется, как новая биография одного из главных стратегов Второй мировой Исороку Ямамото. Хронометраж ленты составляет 140 минут, повествование подробно иллюстрирует эпоху конца 1930-х годов, когда Япония, страдая от кризиса и нищеты, неуклонно двигалась к войне. На этом фоне вырисовываются ключевые события в жизни главных героев. Режиссер Идзуру Нарусима пытался рассмотреть героическую репутацию Ямамото с диаметрально противоположных сторон. Но несмотря на все авторские изыски в картине не обнаруживается настоящей драмы, способной пробудить желание заглянуть за декоративный фасад военной истории.
Детище Клинта Иствуда
Перечисляя фильмы про войну с Японией, обязательно следует упомянуть авторский проект Клинта Иствуда под названием «Флаги наших отцов» (2006). Источником вдохновения для создателей картины стало сражение за остров Иводзима. Для многих наших соотечественников трагическая история практически неизвестна, но для США и Японии события месячной осады крошечного кусочка суши являются настоящей коллекцией подвигов солдат с обеих сторон линии фронта. Именно с этой позиции подошел к творческому замыслу Иствуд, снявший два эффектных фильма. Один из них показывает сражение и его ужасающие последствия глазами американских морских пехотинцев, второй воспевает самоотверженную стойкость японских военных. Снимок, на котором запечатлен государственный флаг США на высочайшей точке острова, стал одним из самых узнаваемых символов героизма американских солдат. Именно шестерым смельчакам, установившим стяг, посвящается одна из сторон «иводзимской» медали Иствуда.
Фильм про войну Японии с Америкой под названием «Письма с Иводзимы» - это «Флаги наших отцов» глазами японцев. Он изображает произошедшую битву с японской точки зрения, разыгран актерами этой страны, снят на их родном языке. Но обе картины Клинта Иствуда не являются двумя версиями событий, речь о двух точках обзора: как видели отсюда – и как видели оттуда. Кино имеет нетрадиционное световое решение. В батальных эпизодах он серый, что придает повествованию вид военных хроник, а кровь и огонь в картине пугающе яркие, цветные, насыщенные.
Мини-сериал и эпическое полотно о безумии военных всех мастей
Второй совместный проект Т. Хэнкса и С. Спилберга мини-сериал «Тихий океан» по основательности и масштабности взгляда на Вторую мировую войну сравним с «Братьями по оружию», но его события развиваются на азиатском театре военных действий. Проект включает обилие сюжетных перипетий и героев, батальных сцен и подробностей сражений. Это мини-шедевр может быть интересен нашим соотечественникам, ведь об Гуадалканальской кампании мало кто знает.
Кинокартина главного «блокбастерного» режиссера своего времени Дэвида Лина «Мост через реку Квай» тоже может быть отнесена к фильмам про войну с Японией. В течение 155 минут повествование рассказывает историю пленных британских военнослужащих, работающих под надзором японцев на строительстве стратегически важного моста в Бирме. Кино, естественно, чуть устарело, но вызывает интерес той частью войны, которую с экрана увидишь нечасто.