Елена Масюк: биография, семья и образование, журналистская карьера, работа в боевых точках, фото
Не зря СМИ называют пятой властью. Нет, они не издают законов, по которым живут люди, не следят за тем, чтобы эти законы исполнялись. Но журналисты формируют то информационное поле, на котором строятся представления людей о событиях, происходящих в мире. И это большая ответственность. Ведь так и до войны можно довести. Осознать это не всегда удается без потерь. Почувствовать ответственность за свои слова пришлось корреспонденту Елене Масюк в чеченском плену.
Занесла нелегкая
Вначале девяностых страну захлестнул дух свободы, от которой опьянели буквально все. Власть во главе с Борисом Ельциным раздавала суверенитеты направо и налево «сколько в руках унесете». Граждане стройными рядами пошли в коммерцию и их «крышу». Средства массовой информации разоблачали и ругали все и вся, называя это «свободой слова». Профессия журналиста-разоблачителя была в почете. Одной из таких свободолюбивых журналисток была Елена Масюк.
Родилась она в 1966 году в Алма-Ате, успела поработать на местном ТВ, а затем поехала покорять Москву. Окончила МГУ, факультет журналистики в 1993 году, прошла стажировку в Америке на CNN и в институте Дьюка. Там она впитала дух либерализма и святой веры в демократические идеалы, и что власть необходимо разоблачать. Молодо-зелено, как говорится, но очень она пришлась кстати в те смутные времена. Она стала символом «Свободы слова» на постсоветском пространстве. Но все по порядку.
Мы свой, мы новый мир построим
Молодая журналистка стала набираться опыта в программах, которые в те времена были культовыми: «Взгляд» и «Совершенно секретно». Тогда считали, что во всех бедах виновата советская власть, а вот сейчас мы ее уберем, и придет демократия, и сразу заживем, как в раю. Поэтому эту самую советскую власть пинали все, кому не лень, ускоряя «светлое будущее». Естественно, журналисты были на «передовой».
Елена Масюк хоть и работала тогда в этих программах, но только на вторых или третьих ролях. Однако идеи всеобщего демократического счастья окрепли в ее молодой душе на всю оставшуюся жизнь. За свой идеализм, оторванный от жизни, ей придется поплатиться многим, но это потом, позже. Сейчас казалось все правильным, и все идет по плану.
Звезда зажглась
Своего журналистского Олимпа Елена Масюк достигнет очень скоро. Уже в 1994 году ее имя будет главным в репортажах с первой Чеченской войны. Журналистка тогда была в команде НТВ. Этот телеканал входил в холдинговую группу олигарха Владимира Гусинского и считался главным оппозиционным каналом страны. Освещение первой Чеченской войны на государственных каналах шло вяло. Как рассказывали сами журналисты, репортажи делались недалеко от гостиниц, а картинки с передовой покупались либо у военных, либо у боевиков.
На этом фоне репортажи молодого смелого корреспондента из самого сердца войны воспринимались как откровение. За свою работу она получит множество наград от американского и российского общества. Но ни одна награда не способна залечить душевные раны ни самой Масюк, ни тех людей, которые откровенно ее ненавидят.
Вас хорошо кормят?
Хочется верить, что в Чечню Елена Масюк поехала не за славой, а, как она скажет в одном из интервью, честно выполнять свой гражданский долг. Она была одной из немногих, кто встал на сторону боевиков, и всячески их воспевала в своих репортажах как борцов за свободу республики Ичкерии. При этом ребята из федеральных войск были чуть ли не зверями, которые душат свободолюбивый народ.
Ее репортажи, где выступают лидеры повстанцев и где федеральные войска выставлялись как узурпаторы, сформировали общественное мнение на Западе. И подхлестнули других радикально настроенных журналистов на раскачивание лодки общественного мнения. То ли наивность, то ли святая вера в бородатых Робин Гудов заставляла Елену Масюк не замечать очевидных фактов. Находясь в лагерях боевиков, она прекрасно видела, в каких условиях содержались пленные, при этом она берет у них интервью с вопросом: «Вас хорошо кормят?», и получает радостный ответ: «Да, почти как у мамы в деревне». Не плен, а курорт какой-то.
Диета от боевиков
То, как прекрасно кормят в плену, Елена Масюк будет рассказывать уже из своего личного опыта несколько лет спустя, и не так восторженно. Описывая благородную борьбу чеченских боевиков за свободу от Российской империи, Масюк умолчит о таком явлении в Чечне, как похищение и торговля людьми. Начиналось все спонтанно, сначала крали «провинившихся» перед командирами людей за выкуп. Дальше больше, стали красть тех, у кого были хоть какие-то деньги. А потом это было поставлено на поток, крали всех подряд, без разбору, в том числе и своих соотечественников. Кого не выкупали, либо продавали в рабство, как российских солдатиков-мальчишек, либо убивали.
Местные жители впоследствии рассказывали, что многие выжили и избежали плена только потому, что у каждого было оружие.
На стенах домов в открытую висели объявления о продажах живого товара, с указанием возраста, телосложения и степени здоровья. Самым желанным товаром были иностранцы и журналисты, т. к. их почти всегда выкупали за большие деньги. Елене и в страшном сне не могло присниться, что по милости благородных освободителей окажется по ту сторону решетки и будет питаться одной сосиской, куском хлеба и стаканом чая в день.
Ничего личного, только бизнес
В мае 1997 года Елена вместе со съемочной группой отправилась в очередную командировку в Чечню. 10 мая после того, как журналистка взяла интервью у Ваху Арсанова, одного из видных дудаевцев, который занимал тогда пост заместителя начальника департамента безопасности Чечни, съемочная группа была взята в плен. За нее попросили выкуп в два миллиона долларов.
Первые десять дней их продержали в яме, где можно было только сидеть, затем их постоянно перевозили с места на место. Пленников держали в подвалах, в каких-то пещерах, которые служили берлогой для медведей. Всю прелесть жизни в плену им пришлось узнать изнутри. Не будем скрывать, что многие, а особенно российские военные, воевавшие в Чечне непонятно за что, злорадствовали, когда распространилась весть о пленении Масюк. Наконец-то она узнает правду, рупором которой себя считала. Конечно, можно сказать, что чеченцы Елену Масюк сильно подставили, но для них это был просто бизнес и ничего личного.
За что боролась, на то и напоролась
В любом конфликте, а особенно в военном, отыскать правду очень сложно: у воюющих сторон будет своя версия событий и мотивов. Елена заняла позицию боевиков, считая, что они борются за свободу, но за какую? А когда с ней случилась беда, ни один из благородных рыцарей Ислама не пришел к ней на выручку. Ей пришлось на собственной шкуре испытать оборотную сторону освободительной войны. Съемочную группу освободили только через три с половиной месяца, в августе. За них заплатили выкуп в два миллиона долларов. Люди были в ужасном физическом и моральном состоянии.
На пресс-конференции, которую собрали после возвращения корреспондентов, выступала только Елена. Она рассказала об ужасах плена, страхе, который они постоянно испытывали. И в конце она зло бросила фразу, что журналистам в Чечне нечего делать, пусть сидят без журналистов. Так вырвалась обида, ведь она считала, что своими репортажами помогает им обрести свободу, а вместо благодарности… плен и позор на всю жизнь.
Хотели правды? Так кушайте
Пройдет несколько лет, и в 2004 году история с пленением журналистов всплывет еще раз. Зачем? На этот раз отличилась журналистка Юлия Латынина – очередной борец за правду и либеральные идеалы. В интервью на таком же либеральном канале «Эхо Москвы» она рассказала подробности жизни в плену Масюк. Оказалось, что журналистку постоянно унижали и насиловали, причем это проделывалось с особой жестокостью, и все это фиксировалось на видеопленке. Как утверждают очевидцы, видеокассеты и фото плена Елены Масюк потом продавались на рынке Грозного. Эти кассеты попали и в руки федеральных войск.
Зачем это сделала Латынина? Из зависти или из-за какой-то патологической любви к правде, какой бы неприглядной она ни была? Мотивы понять трудно. Прошло много лет, и расковырять ноющую рану, ради чего? Но видно, что это сработал закон бумеранга: что Елена отдала в мир, то от него и получила, как бы жестоко это ни звучало.
Что посеешь, то и пожнешь
Елена в своих репортажах из Чечни на весь мир транслировала страдания чеченского народа от действий федеральных войск. В одном из интервью, которое она даст через 20 лет после плена, скажет, что никогда не давала резких оценок действиям федеральных войск. Корреспондент ей возразит, сказав, что именно ее репортажи формировали в сознании зрителей негативное отношение к русским. И общественное мнение будет долго ей это помнить, считая это предательством.
На это журналистка очень резко отзовется об этом общественном мнении, на которое ей плевать. На него не стоит обращать внимания, т. к. оно ничего не стоит. Она не сделала ничего плохого, и ни о чем не жалеет. Повторись ситуация сейчас, она поступила бы точно так же. Ее считают популяризатором боевиков, но сама она видит все по-другому. Например, история интервью с Басаевым, которого якобы нигде не могли найти федералы. Она поехала в Чечню и взяла у него интервью, показав на весь мир, что Басаев в Чечне, а власть попросту врет.
Боль
Журналистке больше ничего не остается, как защищаться и вставать в позу сильной женщины, но дальнейшая ее жизнь – это череда разочарований и неудач. Личная жизнь Елены Масюк не сложилась: у нее нет ни мужа, ни детей. Хоть она и говорит, что презирает общественное мнение, ей от него никуда не уйти. Не отвернуться от тех солдат и офицеров, которые видели, как издеваются боевики над пленными: их избивали до полусмерти, пинали по голове до тех пор, пока глаза не вылезут, выдирали ноздри и т. д.
Не отвернуться от тех восемнадцатилетних ребят, призванных в армию и сразу брошенных в пекло войны. Они были пушечным мясом в Чеченской военной компании, погибали, не понимая за что. Бездарная политика, жадность, а порой и глупость, заставила воевать и умирать тысячи мужчин на бессмысленной войне. Но не их это вина, а боль. И при всем этом преподносить их как кровожадных оккупантов – это выше понимания. Один из офицеров, когда узнал, что освободили Масюк, не выдержал такой несправедливости:
Когда я узнал, что прилетел самолет за Масюк, я просто не поверил своим ушам. Наших ребят не освобождают, а эту гадину, которая годами нас предавала, обливала помоями – вытащили. Я не верил, что это правда происходит. А после хотелось поехать в Москву, перебить всех тамошних сволочей...
Неожиданный поворот
После плена Елена Васильевна Масюк работала в различных телерадиокомпаниях, выпуская свои передачи, а в 2005 году от нее резко отказались. Все программы закрыли, и даже толком не объяснили, почему. Она переключилась на общественную деятельность. Сейчас она входит в Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека. По классике жанра Елена Масюк должна была как минимум понести наказание, но вместо этого награды, эфир, а теперь и советник президента.
По такому повороту событий есть небезынтересная версия. Елена была двойным агентом, т. е. работала на спецслужбы, а плен был инсценирован. Не было никаких кассет и фото Елены Масюк во время пребывания в плену. Это было сделано для того, чтобы она вернулась жертвой, а соответственно, никаких расследований и тем более — наказаний.