Техника 'сухая кисть' в изобразительном искусстве

Сравнительно недавно появилось в современном изобразительном искусстве новое направление, носящее странное название – «сухая кисть». И в самом деле, если вдуматься в это словосочетание, то возникает вопрос о том, разве можно писать картины сухой кистью?

Этот графический или живописный приём было бы правильнее назвать «полусухая кисть» или «растирание краски кистью», а не «сухая кисть». Однако не нами открыт этот новый метод, не нам и спорить по поводу его названия. А вот о том, в чём заключается техника «сухая кисть», стоит поговорить подробнее.

На самом деле техника «сухая кисть» появилась много раньше того времени, как о ней услышали в России простые обыватели. А применялась она, как известно из истории изобразительного искусства, еще в XIV века в Китае для выполнения черно-белых пейзажей. Материалами для художников служили тушь, разбавленная водой, и бумага, для работы использовались различные кисти.

Нашими художниками подобный способ художественного изображения используется приблизительно с начала XX века. Известный художник В.Я. Ситников работал черной масляной краской и кистью в виде сапожной щетки.

В современной России технику «сухая кисть» стали использовать уличные арбатские художники, которые подрабатывали написанием портретов всех желающих, имеющих возможность заплатить за это художнику. Ведь создание портрета или рисунка масляными красками, как это принято в классической живописи, представляет собой очень сложный и долгий процесс. Существующая же технология «сухая кисть» помогает выполнить эту работу всего за несколько часов, а набросок или шарж займет всего лишь несколько минут. Но, несмотря на это, данная методика сегодня занимает не последнее место в техниках художественного письма, ни в одном художественном учебном заведении этому методу почему-то не обучают.

Технический прием «сухая кисть» заключается в работе жесткими кистями, слаборазбавленными красками на поверхности. При работе техникой «сухая кисть» подойдут также тушь, темпера, акриловые краски, разбавить их можно водой. А вот для масляной краски, как разбавитель, подойдет скипидар, масло или солярка. При работе в такой технике разбавителя используется чрезвычайно малое количество, совсем чуть–чуть. Главное в этом деле – это писать так, чтобы кисть при работе оставалась сухой. Закрепления рисунку не требуется, так же, как и не требуется предварительной грунтовки полотна или бумаги. Возможно также сочетание этого метода письма с различными другими графическими или живописными методиками.

Для того чтобы выполнить портрет «сухая кисть», можно взять бумагу. Например, прекрасно подойдет бумага с фактурой или бумага с тиснением для акварельных красок. Однако этот момент каждый художник решает для себя сам, индивидуально выбирая поверхность, на которой он будет работать.

Для начала работы техникой сухой кисти потребуются следующие материалы: жесткие кисти разных размеров, бумага, краска, ластик, белила гуашевые и натура. На выбранную поверхность наносится контур рисунка карандашом, следует избегать толстых линий, использования ластика, так как это будет заметно при нанесении краски.

Краску выдавливают на палитру и добиваются ее однородности путем растирания. Затем краска наносится сухой кистью на поверхность. На кисть берется немного краски, необходимо следить, чтобы она равномерно распределялась по ворсу кисти. Для этого используется палитра. Необходимо также следить, чтобы на кисти не было много краски – это одно из основных условий при работе с техникой «сухая кисть». Большой кистью наносятся основные тоновые соотношения, краска наносится на бумагу без сильного нажима. Потом переходят к прорисовке мелких деталей, ластиком наносят акценты и блики. Для нанесения бликов хорошо подойдут гуашевые белила.

Комментарии
а посмотреть картины?