Что такое тренд: определение и основные характеристики
Интерес к трендам растет с каждым годом. Все больше людей следят за последними тенденциями в моде, технологиях, лайфстайле. А маркетологи тратят огромные бюджеты на исследования и прогнозы будущих трендов. Давайте разберемся, что же такое тренд, откуда появилось это слово и почему тренды играют такую большую роль в современном обществе.
История слова "тренд"
Слово "тренд" пришло к нам из английского языка совсем недавно - в 1990-х годах. Одна из версий происхождения этого слова такова: оно восходит к древнеанглийскому глаголу trendan, что означало "загибаться, отклоняться". Со временем стало применяться по отношению к графикам, обозначая общую тенденцию изменения тех или иных показателей.
Таким образом, первоначальный смысл слова "тренд" - это направление движения, отклонение от прежнего положения в ту или иную сторону.
Определение тренда как явления
В современном мире под трендом понимают тенденцию или направление развития в той или иной сфере жизни общества:
- в моде
- в технологиях
- в экономике
- в искусстве
- в политике
Как правило, тренд зарождается при появлении чего-то нового: идеи, продукта, услуги, технологии. Эта новинка привлекает повышенное внимание публики, ее подхватывают СМИ и лидеры мнений. Тренд набирает популярность, и в конечном итоге им начинают интересоваться миллионы людей по всему миру.
Виды трендов
Различают глобальные тренды, которые затрагивают все человечество, и локальные, проявляющиеся только в какой-то одной стране или узкой сфере.
По продолжительности тренды делят на:
- Долгосрочные - развиваются на протяжении многих лет или десятилетий (цифровизация, глобализация)
- Среднесрочные - длятся от 1 до 5 лет
- Краткосрочные (хайпы) - набирают огромную популярность за очень короткий срок, а затем также быстро затухают (айс-бакет-челлендж)
По характеру выделяют:
- Технологические тренды - связаны с созданием новых технологий (искусственный интеллект, VR/AR, блокчейн)
- Экономические тренды - новые явления в экономике и на рынках (кибервалюты, сервисная экономика)
- Социокультурные тренды - изменения в ценностях, интересах, поведении людей (Z-поколение, экоактивизм)
Что такое тренд
Таким образом, под трендом мы будем понимать новое направление развития в какой-либо сфере жизни общества (технологии, мода, культура и т.д.), которое пользуется растущей популярностью и со временем охватывает миллионы людей по всему миру.
Этапы развития тренда
Любой тренд в своем развитии проходит несколько этапов:
- Зарождение - появляются первые сигналы в виде новой идеи, технологии, продукта. Их замечает ограниченный круг лиц.
- Рост популярности - тренд подхватывают лидеры мнений, знаменитости, крупные бренды. О нем узнает все больше людей.
- Пик популярности - тренд выходит на пик популярности, становится мейнстримом. Им активно интересуется большинство представителей целевой аудитории.
- Спад - интерес публики к тренду начинает снижаться после прохождения пика.
- Трансформация - тренд либо полностью исчезает, либо переходит на новый виток развития, частично видоизменившись.
Пример | Тренд на вегетарианство |
Зарождение | 1960-70-е гг, хиппи, поиски нового образа жизни |
Рост | 1980-2000-е гг, тренд подхватывают знаменитости и фитнес-индустрия |
Пик | 2010-е гг, мода на вегетарианство и веганство охватывает миллионы |
Спад | С 2020-х намечается тенденция к снижению доли вегетарианцев |
Как видно на примере, тренд проходит через ярко выраженные стадии подъема и спада популярности, что отражается в изменении отношения и поведения миллионов людей.
Драйверы и барьеры трендов
На скорость развития любого тренда оказывают влияние две основные группы факторов:
- Драйверы (ускорители)
- Барьеры (тормоза)
Рассмотрим их подробнее.
Драйверы трендов:
- Технологические - создание новых технологий, позволяющих воплотить тренд в жизнь (например, появление смартфонов как основа тренда на диджитализацию)
- Экономические - общая благоприятная экономическая конъюнктура, рост доходов населения, инвестиций бизнеса (способствует трендам на путешествия, гаджеты и т.д.)
- Социальные - положительная реакция общества, поддержка тренда со стороны СМИ, лидеров мнений (трендсеттеров)
Барьеры для трендов:
- Технологические - отсутствие необходимых технологий для реализации тренда
- Экономические - кризисы, инфляция, падение доходов и потребительского спроса
- Социальные - консервативность общества, негативная реакция значимых социальных групп
Например, активное развитие тренда на электромобили сдерживается пока относительно высокими ценами и неразвитостью инфраструктуры для их зарядки. А одежда из искусственной кожи вызывает неприятие у многих людей из этических соображений.
Карта трендов
Для комплексного анализа трендов составляются специальные карты трендов. В них визуально отображены:
- Основные актуальные тренды в ключевых сферах (технологии, экономика, социум)
- Взаимосвязи между разными трендами
- Драйверы и барьеры, влияющие на каждый тренд
- Прогноз развития трендов на 5-10 лет
Изучение подобных карт позволяет:
- Получить комплексное представление о ситуации в экономике, бизнесе, обществе
- Спрогнозировать развитие целых отраслей и рынков
- Принимать стратегические решения с учетом будущего (например, выбрать перспективную нишу для нового стартапа)
Трендсеттеры и трендвотчеры
Кто занимается непосредственным выявлением и анализом трендов, прогнозированием будущих тенденций?
Можно выделить две основные группы:
- Трендсеттеры. Это знаменитости из мира моды, шоу-бизнеса, спорта и других сфер, которые своим поведением, имиджем, выбором товаров и услуг задают определенные тенденции, запуская новые тренды. Например, Дэвид Бекхэм в 1990-х годах стал трендсеттером в мужской моде, популяризовав стиль "метросексуал".
- Трендвотчеры. Это профессиональные аналитики, маркетологи, социологи, футурологи, которые целенаправленно занимаются отслеживанием тенденций в разных сферах жизни общества.
Трендвотчеры используют различные инструменты:
- Мониторинг СМИ, социальных сетей
- Опросы фокус-групп
- Этнографические исследования субкультур
- Анализ больших данных (Big Data)
- Технологии искусственного интеллекта
По сути, трендвотчер выполняет роль своеобразного "фильтра", который отслеживает огромные потоки информации в поисках "семян" новых трендов.
Итак, теперь мы знаем значение слова "тренд" и понимаем, что это такое. Тренд - это новая тенденция, набирающая популярность в массах и оказывающая серьезное влияние на развитие целых отраслей и рынков.
Технологии трендвотчинга
В наши дни трендвотчинг все чаще переходит на новый технологический уровень. Для автоматизации процессов сбора и анализа данных о трендах используются:
- Программы мониторинга соцсетей и СМИ
- Системы анализа Big Data
- Технологии искусственного интеллекта
- VR/AR для визуализации потенциального эффекта от трендов
Это позволяет трендвотчерам эффективно работать с огромными массивами данных и выявлять слабые сигналы зарождающихся тенденций.
Значение трендвотчинга для бизнеса
Понимание текущих трендов и умение предвосхищать новые тенденции критически важно для успеха любой современной компании. Это позволяет:
- Опережать запросы клиентов и выводить нужные продукты быстрее конкурентов
- Своевременно корректировать маркетинговую стратегию и позиционирование под новые потребительские тренды
- Оценивать перспективность новых ниш и проектов с учетом развития рыночной ситуации в будущем
- Проводить ребрендинг, менять ассортимент в соответствии с актуальными тенденциями
Поэтому лидеры рынка вроде Apple, Nike, Samsung постоянно изучают тренды, чтобы предлагать продукты и сервисы для "поколения тренда".
Тренд-радары
Многие технологические компании используют так называемые "тренд-радары" - специальные отчеты, которые позволяют заглянуть за горизонт и увидеть контуры будущего.
В подобных отчетах обычно анализируются и визуализируются:
- Глобальные мегатренды на десятилетия вперед
- Отраслевые и потребительские тенденции на ближайшие 5-7 лет
- Перспективные новые технологии и области инноваций
Значение трендов для рядовых потребителей
А зачем отслеживать актуальные тенденции обычным людям, не связанным с бизнесом и маркетингом?
Это дает ряд преимуществ:
- Быть в курсе последних гаджетов, трендов в моде и развлечениях
- Поддерживать разговоры в социальных сетях и на тематических форумах
- Выглядеть стильно и современно
- Быть интересным собеседником и ценным участником профессиональных сообществ
Глобальные тренды до 2030 года
По данным исследовательской компании Gartner, к 2030 году мир ожидают следующие глобальные тренды:
- Переход к 100% возобновляемой энергетике
- Распространение автономного электротранспорта
- Внедрение нейроинтерфейсов и технологий дополненной реальности
- Роботизация массовых профессий
- Децентрализация экономики на базе блокчейна
Эти радикальные изменения коснутся всех сфер жизни и бизнеса. Чтобы не оказаться не готовыми к ним, важно уже сейчас понимать новейшие тренды и анализировать силы, которые формируют наше будущее.