Конкуренция и оценка конкурентоспособности
Конкуренция – это способ развития товарного производства и вид соревнования экономических элементов за предпочтения потребительской аудитории в целях получения максимальной прибыли. В переводе «конкуренция» обозначает «сталкиваться», и , являясь в современном обществе регулятором объемов и темпов производства, побуждает производителя к внедрению научно-технических достижений и повышению производительности труда.
Развитие конкуренции и оценка конкурентоспособности предприятия стало возможным только в условиях капиталистического способа ведения хозяйства. Капиталистические отношения, при которых были сняты все ограничения на направления и пути движения рабочей силы, товаров, капитала, отношения на национальном рынке и зарождение мирового рынка стало возможным только благодаря появлению конкуренции.
Оптимальная интенсивность конкуренции и оценка конкурентоспособности товара на рынке предполагает в качестве цели политики в этой области следующие моменты:
- быстрое внедрение технического прогресса в производство товаров и услуг, так называемая инновационная политика под давлением конкуренции;
- гибкая адаптация и перепрофилирование предприятий под влиянием склонностей потребителей.
Оценка конкурентоспособности товара или услуги, и масштаба интенсивности конкуренции определяется скоростью потери преимущества в прибыли, то есть тем, насколько быстро инновационные методы производства применяют конкуренты. И в первую очередь этот показатель зависит от оперативности и скорости конкурирующих компаний и их реакции на скачок качества и технологий предприятия, идущего в авангарде, а также на динамичность спроса.
Основной принцип конкуренции гласит, что самые благоприятные условия для развития здорового соперничества появляются, если конкуренция представлена «широкой» олигополией. «Узкая» олигополия вкупе с сильной индивидуализацией товара или услуг, значительно уменьшает интенсивность конкуренции.
В любой системе рыночной экономики существует опасность уклонения участников конкурентной борьбы от обязательных рисков и норм, тесно связанных с условием свободной конкуренции, и тогда не может быть проведена точная оценка конкурентоспособности компании. Для того, чтобы избежать нечестных методов конкуренции (сговор о ценах, имитация товарных знаков и т.д.), государство издает регламентирующие правила конкурентной борьбы нормативные документы. Эти нормы и правила гарантируют:
- качество продукции;
- сам факт существования конкуренции;
- положение цены и качества товаров или услуг в центре внимания конкуренции;
- соразмерность цены услуги другим условиям договора;
- наличие товарных знаков, которые защищены правовыми нормами и подтверждают качество продукции;
- ограничение по времени защиты патентом(20 лет).
Для того, чтобы была проведена оценка конкурентоспособности предприятия или компании, надо чтобы в процессе соревнования использовались добросовестные методы конкуренции, кроме которых, как известно, существуют менее законные, называемые недобросовестными.
К методам недобросовестной конкуренции относится промышленный шпионаж (он же экономический); подкуп и шантаж; подделка продукции конкурентов; махинации с отчетностью; обман потребителя; сокрытие дефектов товаров; и т.д. Помимо этого, к недобросовестным методам конкуренции, при которых истинная оценка конкурентоспособности не может быть проведена, относится научно-технический шпионаж. Ведь, как известно, источником прибыли может стать только та разработка, которая найдет свое воплощение на практике, то есть, в том случае, если научно-техническое изобретение или идея будет воплощена на производстве в конкретный товар или новую технологию.