Проблема истины

Согласно концепции диалектического материализма человеческие знания, которые приобретены в результате абстрактного мышления, живого созерцания и проверены практикой, являются достоверными. Следует отметить, что основные концепции истины рассматривались разными философами. При этом лишь диалектический материализм смог дать объективное обоснование достоверности этих знаний.

Проблема истины в науке рассматривается с двух сторон.

Во-первых, следует установить, существует ли она. Другими словами, может ли существовать такое содержание в человеческом представлении, которое не зависит от самого человека.

Если оно имеет место, то в этом случае существует ли в представлении фаза объективной истины?!  Другими словами, присутствуют ли абсолютные ее (фазы) выражения или имеют место только приблизительные, относительные выражения.

Проблема истины отражается в учении идеалистов. Они считают, что человеческое знание имеет зависимость от субъекта, идеи об абсолютном духе.

Например, для идеалистов махистского толка проблема истины сводилась к идеологической и организующей форме опыта человека. Таким образом, объективность приводилась к "общезначимости". При этом проблема истины в том, что она не может быть объективной и независимой от человечества. К данной концепции можно подвести и некоторые религиозные доктрины. Махистами стиралась грань между религиозными и научными догмами, так как первые и сегодня могут выступать в качестве "идеологических форм".

Прагматисты рассуждали в духе махистов. Для прагматистов истина являлась всем "полезным в практических целях".

Существуют объективные законы мышления, общества, природы. Согласно концепции современного фидеизма наука не претендует на объективную истину. Однако без признания второго не существует первого. Таким образом, научное мировоззрение имеет тесную связь с объективной истиной. В результате разрушается идеалистическое мировоззрение.

Проблема истины решается диалектическим материализмом. Это направление, признавая "объективное", указывает на частичное, постепенное его познание. При этом в каждый исторический период познание ограничено. Однако границы эти относительны и практически непрерывно расширяются в соответствии с научно-техническими достижениями. В связи с тем, что развитие познания – процесс непрерывный, то и человеческие знания являются неполными, незаконченными и относительными.

Таким образом, диалектическим материализмом признается относительность истины, но только в смысле незавершенности познания в определенной области в конкретный момент. Относительность обусловлена, главным образом, вечным и бесконечным изменением и развитием мира. Вместе с этим развиваются и углубляются познания человека о мире.

Мышление человека способно давать абсолютную истину. К ней приводит признание существования окружающего мира. Абсолютные знания присутствуют во всех науках. Насколько человеческое знание объективно, настолько в нем есть "абсолютное зерно".

Согласно направлению диалектического материализма не существует абстрактной истины. Она всегда конкретна.

Относительная и абсолютная истина - два составляющих истины объективной. Различаются они степенью точности, полнотой. В каждом объективном присутствует частица абсолютного. При этом абсолютное складывается из множества относительного, которое открывается постоянно развивающимися техникой и наукой. Пределы познаний расширяются благодаря новым открытиям.

Происходит непрерывное уточнение, пополнение истины. Таким образом, она все более верно и полно отражает сущность бесконечного материального мира.

Комментарии