Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами: понятие, организация надзора, цели и возможные проблемы
Все большую актуальность приобретает проблема неисполнения судебных решений и актов иных органов в области различных правонарушений: семейных, имущественных, административных, трудовых и т. д. При этом указанные решения не исполняются не только ответчиками, но и другими лицами, которые обязаны осуществлять исполнение требований суда и других органов. Особо важный аспект контроля за указанными действиями - прокурорский надзор за деятельностью судебных приставов.
Сущность деятельности приставов
Необходимость в осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами появилась в связи с упразднением в 90-х годах прошлого века приставной исполнительной системы и появление соответствующей федеральной службы.
Деятельность данного органа основывается на Федеральных законах № 118-ФЗ и 229-ФЗ. В связи с этим и были зафиксированы новые полномочия сотрудников прокуратуры, связанные с контролем за исполнением законов всеми работника сферы приставной службы.
Чтобы определить сущность работы приставов, необходимо исходить из правовой нормативной базы и целей работы данного органа.
Правовая основа надзора прокуратуры
В перечень нормативных правовых актов, которые регулируют прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами, входят следующие документы:
- Федеральный закон № 118-ФЗ, разъясняющий суть работы судебных приставов.
- Закон № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", регулирующий процесс проведения процедур.
- Указ Президента № 1316, утверждающий Положение о соответствующем органе (Федеральной службе приставов).
- Приказ российского Минюста № 69, утвердивший Положение о территориальных органах ФССП.
- Указание Генеральной прокуратуры № 155/7, определяющее организацию надзора за работой судебных приставов со стороны прокуратуры.
Также эти вопросы частично рассматриваются УПК, ГПК, АПК, УИК и другими актами правового характера.
Сущность прокурорского надзора
Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами - это деятельность уполномоченных лиц по осуществлению проверки законности действий органов, организаций и физических лиц.
Также они осуществляют контроль за своевременностью совершения действий исполнительного характера, применением принудительных мер к определенным гражданам, соблюдением прав, интересов и свобод граждан, уважением достоинства и чести, а также иных действий, касающихся работы приставов и связанных с ними лиц.
Объекты надзора и его органы
Основной объект прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами – это Федеральная служба, которая подчиняется Министерству юстиции. Также в объект включены все территориальные органы этого типа и их сотрудники – приставы-исполнители.
Органы российской ФССП – это централизованная единая система, которую возглавляет Федеральная приставная служба. В ее подчинении находятся органы территориального типа (отделы и управления), которые действуют в каждом российском субъекте, районе, городе. Также в систему органов включены специализированные и межрайонные подразделения службы.
Должностными лицами отделов являются:
- Главный российский судебный пристав – директор ФССП;
- заместители директора;
- главные приставы в субъектах - руководители органов территориального уровня;
- заместители руководителей;
- старшие приставы;
- судебные приставы.
Задачи службы судебных приставов
В функции судебных приставов входят:
- Обеспечение установленного законом порядка работы органов суда на высшем уровне (Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ, а также арбитражных судов и органов общей юрисдикции).
- Осуществление исполнения актов судов, иных органов и их должностных лиц в принудительной форме (например, добровольных соглашений о выплате алиментов, удостоверенных нотариусом, или актов по административным делам).
- Исполнение норм законодательства о судопроизводстве по уголовным делам, если они отнесены Уголовным процессуальным кодексом к подследственности ФССП и ее органов.
Категории судебных приставов
Для полного раскрытия темы прокурорского надзора за деятельностью судебных приставов важно понимать, на какие категории делятся сотрудники ФССП. Законодательством установлено разделение судебных приставов на две категории:
- приставы-исполнители;
- приставы, обеспечивающие установленный порядок работы судов.
Первые занимаются принудительным исполнением актов судебных и иных органов, их должностных лиц. Их деятельность является обеспечительной, так как связана с принуждением исполнения судебных решений (а также актов других органов и уполномоченных лиц) и совершением правомерных действий для обеспечения быстрого и эффективного закрытия исполнительного производства.
Сотрудники второй категории исполняют обязанности по обеспечению порядка в зале заседаний при ведении дел в судах всех уровней. В их полномочиях входит обеспечение общественного порядка в помещениях и зданиях, пресечение преступлений и иных правонарушений. Их деятельность носит правоохранительную функцию.
Задачи прокурорского надзора
Задачами прокурорского надзора за исполнением законов являются следующие:
- Обеспечение принципа законности в работе приставов в судах и отделах ФССП.
- Защита интересов и прав граждан и организаций, в отношении которых было возбуждено производство исполнительного характера.
- Обеспечение установленного законом порядка работы судов, а также надлежащей реализации судебных решений.
Напрямую предмет надзора в данной сфере в законе о прокуратуре не определен. Здесь учитываются задачи, которые возложены на приставную службу, и правовое положение должностных лиц. Таким образом, предмет надзора – это исполнение правовых норм и законов сотрудника службы судебных приставов.
Направления
Прокурорский надзор за деятельностью судебных приставов-исполнителей и сотрудников ФССП в судах осуществляется в следующих направлениях:
- соблюдение определенного законом порядка исполнения актов судов, иных органов и уполномоченных лиц в принудительном порядке;
- исполнение правовых норм в процессе обеспечения нормальной работы судов и их сотрудников;
- соблюдение интересов и прав граждан и организаций;
- проверка издаваемых сотрудниками приставной службы актов нормам законодательства.
Суть исполнительного производства
Одно из направлений прокурорского надзора за судебными приставами-исполнителями – проверка соблюдения норм права сотрудниками ФССП при ведении исполнительного производства. В связи с этим важно рассмотреть, что это за понятие, и что в него входит.
Производство исполнительного характера – порядок реализации актов судов, других органов и уполномоченных лиц в принудительном порядке с целью защиты нарушенных интересов, прав и свобод физических и юридических лиц.
Принудительное исполнение осуществляется в отношении актов, которые обязывают должников передавать другим организациям, гражданам или соответствующему бюджету имущество и финансовые средства, либо совершить в пользу указанных лиц какие-либо действия (или воздержаться от них).
Производство исполнительного типа – это сложный процесс, который является заключительной стадией взыскания. В него входят:
- вынесение постановления о возбуждении исполнительного производства;
- совершение действий по взысканию;
- вынесение постановления об окончании исполнительного производства.
Полномочия приставов в исполнительном производстве
Прокурорский надзор за соблюдением законов судебными приставами производится в отношении законности выносимых сотрудниками ФССП актов и за их действиями.
После того как судебный пристав вынес постановление о том, что исполнительное производство возбуждается в отношении конкретного гражданина или организации, его полномочия включают следующие действия:
- Вызов сторон производства (взыскателя, должника).
- Направление запросов в различные органы и организации о предоставлении сведений о должнике и имеющемся у него имуществе.
- Проведение проверок.
- Посещение нежилых и жилых помещений должника для выявления его имущественного положения и вещей, подлежащих изъятию в счет уплаты задолженности.
- Наложение ареста на счета и имущество субъекта.
- Реализация имущества на торгах с дальнейшем передачей вырученных денег взыскателю.
- Выселение из занимаемого жилого объекта за долги.
- Совершение иных действий, которые направлены на исполнение соответствующего решения уполномоченного органа в принудительном порядке.
Согласно нормам законодательства, должнику предоставляет пять дней для того, чтобы в добровольном порядке исполнить требования, указанные в постановлении пристава. После этого взыскание будет осуществляться в принудительной форме с начислением семи процентов от цены в счет исполнительского сбора.
Обеспечение установленного законом порядка работы судов
Прокурорской надзор за судебными приставами в сфере судебного делопроизводства заключается в проверке обеспечения установленного законом порядка работы судов всех уровней. Содержание деятельности приставов в данном случае сводится к реализации функции охраны.
Приставы должны выполнять обязанности по поддержанию общественного порядка в суде, пресечению и предупреждению правонарушений уголовного и административного характера в зданиях и внутренних помещениях судов, обеспечению безопасности сотрудников судебного органа, присяжных, участников дела и т. д. Прокуратура, в свою очередь, занимается тем, что проверяет правильность выполнения указанных действий приставами и соблюдение при этом норм права.
Помимо указанных функций, на сотрудниках ФССП лежит обязанность по выполнению отдельных судебных поручений:
- безопасная транспортировка дел уголовного характера и доказательств вещественного типа к месту осуществления судебного разбирательства;
- привод граждан, которые уклоняются от явки, в заседание;
- выведение нарушителей порядка из зала судебного заседания.
Приставы в процессе исполнения поручений судей наделены большим количеством прав: при приводе лиц, которые уклоняются от явки в судебный орган, сотрудник ФССП вправе входить в здания, помещения, жилые квартиры, на территории объектов, проверять документы у находящихся там лиц, проводить осмотр вещей и досмотр граждан.
Требования приставов обязательны для всех лиц, которых находятся в судебном заседании. В установленных законом случаях они имеют право применить силовые методы, оружие огнестрельного типа и средства специального назначения для борьбы с нарушителями порядка в суде.
Если на какого-либо сотрудника ФССП поступила жалоба на нарушение интересов и прав граждан и организаций, она подлежит немедленному рассмотрению.
Пределы прокурорского надзора
Проблемы прокурорского надзора за деятельностью судебных приставов в сфере обеспечения порядка в зданиях и помещениях суда связаны с установлением пределов осуществления контроля со стороны указанного органа.
Согласно нормам законодательства проверка законности деятельности приставов в судах не входит в круг полномочий прокуратуры. Это связано с тем, что прокуратура не вправе осуществлять надзор за работой суда и правомерность совершаемых там действий.
Кроме того, она не может осуществлять надзор за правомерностью действий сотрудников дознания в ФССП по делам уголовного характера, которые отнесены нормами Уголовно-процессуального кодекса к их компетенции (по четвертому пункту третьей части статьи 151 УПК РФ). Это связано с тем, что деятельность процессуального характера относится к другой надзорной отрасли.
Средства реагирования
Организация прокурорского надзора за исполнением законов тесно связана с вынесением по факту выявленных нарушений определенных актов. Существует четыре типа средств реагирования сотрудников прокуратуры:
- Протест – акт об отмене вынесенного органом или его должностным лицом нормативно-правового документа.
- Постановление – акт о возбуждении дела в отношении конкретного лица или группы лиц.
- Представление – акт реагирования на выявленные нарушения законов или принятия неправомерных решений.
- Предостережение о недопустимости нарушения закона – документ профилактического характера.
Прокурорский надзор за исполнением законов приставами осуществляется непрерывно в процессе всей работы сотрудников ФССП. При этом приставы продолжают выполнять свою работу непрерывно.