Диатонические лады и их применение в русской музыке. Мажорные и минорные гаммы
Лад – одно из первостепенных понятий в русской музыке, которое имеет сразу несколько значений. Рассмотрим подробнее.
Чаще всего под словом имеют в виду мажорный или минорный лад. Кроме того, так называют звукоряды. Это тоже музыкальное понятие. Так именуют череду последовательных звуков, которые расположены по высоте и следуют друг за другом вверх или вниз. Каждая клавиша в отдельности именуется ступенью.
Диатонические лады
Диатоника – система интервалов, которая состоит из семи ступеней. Все звуки в ней могут следовать по чистым квинтам. Она в состоянии составлять различные лады в зависимости от нахождения устоев в звукоряде. Это специфическое понятие. Устой – это субъективное название, устойчивая ступень, к которой тяготеет неустойчивая.
Диатонические лады раньше называли церковными или народными. Они состоят из семи ступеней. По своему строению очень похожи на натуральный мажор или минор. Поэтому их также принято называть натуральными.
Но стоит учитывать следующее. Диатонический лад самостоятелен и не зависит от натурального мажора или минора. Разница между ними заключается в том, что тоникой становится другая, не 1-я ступень.
Применяются диатонические лады в сольфеджио (дисциплина, направленная на развитие музыкального слуха). Это улучшает интонирование и помогает прочувствовать и запомнить особенности каждого звукоряда.
Виды
Существуют такие лады:
- Ионийский. Натуральный мажор. Назван в честь племени ионийцев в Древней Греции. Относится к группе мажорного наклонения, также как лидийский и миксолидийский.
- Фригийский. Минор с пониженной 2-й ступенью. Происходит из исторического региона Фригия.
- Эолийский. Натуральный минор. Эолийцы – главное древнегреческое племя. Ранее этот звукоряд именовался гиподорийский.
- Лидийский. Мажор с повышенным 4-м звуком. Был наречен так в честь территории под названием Лидия, которая находилась рядом с Древней Грецией. Музыковеды называют его самым светлым из диатонических звукорядов.
- Дорийский лад. Минор с повышенной 4-й ступенью. Широко применялся в средневековье и античности. Название происходит от древнегреческого племени. Дорийский лад имеет минорное наклонение, как и эолийский и фригийский.
- Миксолидийский. Мажор с пониженным 7-м звуком. Название произошло от лидийского лада с приставкой, которая переводится «смешение». В древнегреческой системе он именовался гиполидийский (а еще гипофригийский).
- Локрийский. Натуральный минор, в котором понижены 2-я и 5-я ступени.
Диатонические лады в музыке
Семиступенчатые звукоряды обладают разнообразной окраской звучания и чрезвычайно популярны в народной музыке. Композиторы в своем творчестве применяют их для создания народного колорита и достижения конкретного стиля выразительности, который отличает диатонические лады от минора и мажора. Например, в опере «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, а также в операх М. Мусоргского «Хованщина» и «Борис Годунов».
«Песня цыганки» П. Чайковского ярко иллюстрирует гармонические окраски фригийского минора.
Диатонические лады минорного наклонения помогли создать множество прекрасных образцов русской музыки. Обработки народных песен, хоровые многоголосия, напевы присутствуют в шедеврах мировой классики, произведениях величайших русских композиторов: М. Глинки, А. Бородина, А. Даргомыжского, С. Танеева и множества других. Разумеется, успех произведений не напрямую зависит от использования диатонических ладов. Лишь искусное умение композитора применить основы ладового интонирования и органично «вплести» их в музыку делает ее уникальной.
Диатоника в русских музыкальных произведениях сложна и многогранна, основана на бесконечной перемене ладов и глубинной связи с прошлым.
Гаммы
Это череда последовательных звуков, которые идут вверх или вниз в пределах одной или двух октав.
Октава – промежуток между двумя клавишами с одинаковым названием (например, от "ре" – до "ре"), который охватывает 8 звуков.
Все гаммы делятся на две группы: мажорные и минорные.
Мажор
Рассмотрим это понятие подробнее. Мажорные гаммы строятся по следующему принципу:
- два тона;
- полутон;
- три тона;
- полутон.
Гармонический - мажорный звукоряд, в котором понижается 6-я ступень. Для удобства стоит пояснить в виде интервалов:
- тон;
- тон;
- полутон;
- тон;
- полутон;
- полтора тона;
- полутон.
Мелодический - в нем 6-я и 7-я ступень понижены. Когда гамма идет вверх, данные звуки понижаются, а в обратном направлении происходит отмена, и гамма звучит в своем натуральном виде.
Самой легкой для игры на фортепиано по праву считается гамма до мажор (C dur), так как она не содержит знаков при ключе и состоит только из белых клавиш (в натуральном виде).
Минор
Состоит из последовательной очередности:
- тон;
- полутон;
- два тон;
- полутон;
- два тона.
Гармонический - повышается 7-я ступень.
Мелодический - повышаются 6-я и 7-я ступени. В нем первые 4 ноты звучат в миноре, а следующие 4 – в мажоре.
К элементарной минорной гамме для игры на фортепиано относится ля минор (A moll).
Стоит учитывать следующее. Существуют хроматические гаммы, которые состоят только из полутонов.
Не забываем и следующее. Минорные и мажорные гаммы, в свою очередь, бывают двух видов:
- Диезные. Это те тональности, которые при ключе имеют диез – символ, который требует повышения звука на полутон.
- Бемольные. Гаммы, которые имеют ключевой знак бемоль – символ, подразумевающий понижение звука на полутон.
Рассмотрим, зачем это нужно. Мажорные и минорные гаммы применяются для развития техники пианиста, улучшения координации рук и беглости пальцев. Используются в качестве упражнений, разминки перед игрой. При постоянной практике они повышают выносливость мышц.
С такой же целью играют расходящиеся гаммы: после восхождения руки расходятся, а затем вновь соединяются и вместе следуют вниз. Это усложняет упражнение и продлевает его.