Бюджетная линия и ее свойства
В заголовке – один из основных терминов теории потребительского поведения. Что такое бюджетная линия? Это график, который помогает проанализировать возможности, желания потребителя. Давайте поподробнее поговорим о понятии, свойствах объекта, а также смежных терминах и явлениях.
Определение слова
Бюджетная линия (БЛ) – прямая, чьи точки показывают наборы благ, на чье приобретение выделенный бюджет затрачивается полностью. Она пересекает координатные оси У и Х в точках, которые свидетельствуют о наибольшем возможном количестве продукции, которую можно приобрести на конкретный доход при актуальных ценах.
Таким образом, БЛ демонстрирует различные комбинации 2-ух наборов каких-либо товаров, которые покупаются при определенной прибыли и фиксированной стоимости.
Свойства БЛ
Представим свойства бюджетных линий.
1. Имеют лишь отрицательный наклон. Так как наборы благ, находящихся на БЛ, имеют одинаковые цены, то увеличение числа приобретений одного ведет к сокращению покупок другого. Вспомним, что кривая, демонстрирующая обратную связь двух переменных, всегда отличается отрицательным видом наклона.
2. Расположение БЛ зависимо от величины прибыли потребителя. Если увеличивается его доход, а цены остаются прежними, то бюджетная линия будет перемещаться вправо, параллельно прежней прямой. Если прибыль уменьшается при неизменных ценах, то БЛ уходит влево, но по-прежнему параллельно старой линии.
Таким образом, изменение доходов потребителя не будет приводить к перемене угла наклона БЛ. Меняются лишь точки ее пересечения с координатными осями Х и У.
3. Коэффициент наклона БЛ равняется соотношению стоимости экономических благ с противоположным знаком. Поясним это свойство. Коэффициент наклона БЛ – это отношение цены продукта, отсчитываемого по горизонтали, к цене продукта, отсчитываемого по вертикали. Отсюда крутизна такого наклона: Px /Py (цена продукта Х, цена продукта У).
Знак "минус" в этом случае говорит об отрицательном наклоне БЛ (ведь цены на продукты Х и У всегда будут только положительными величинами). Отсюда нужно воздержаться от покупки какого-то наименования из комплекса Х, чтобы приобрести что-либо из набора У.
4. Изменение цен экономических благ влияет на изменение наклона БЛ. Тут мы наблюдаем следующее. Если меняется стоимость одного продукта, то меняется и угол наклона бюджетной линии, и расположение одной из точек пересечения БЛ с осью координат.
А вот если становятся иными цены на оба блага, то это становится эквивалентным изменению размера общей прибыли потребителя. То есть БЛ в этом случае переместиться вправо или влево.
Ограничение бюджета
Бюджетная линия переплетается с более широкими понятиями. Первое – это budget constraint (англ. – бюджетное ограничение). Это все наборы благ, которые может купить потребитель при определенном бюджете и настоящих ценах. Закон бюджетного ограничения: общий доход равен общему расходу. При каком-либо изменении объема прибыли бюджетная линия сдвигается.
Budget constraint можно описать уравнением: PxQx + PyQy ≤ M. Расшифруем:
- Px, Py – цена двух товаров (Х и У).
- Qx, Qy – некоторое количество товаров Х и У.
- М – бюджет, которым располагает потребитель.
- Знак "меньше или равно" означает, что вся сумма затрат не может быть больше дохода человека. Максимум расходы могут равняться общей прибыли.
Отсюда ясно, как БЛ пересекает координатные оси Х и У в двух точках:
- X1 = M/Px.
- Y1 = M/Py.
Эти точки бюджетной линии показывают максимальный объем продуктов Х и У, которые возможно приобрести на доход потребителя при установленных на сегодня ценах.
Бюджетное пространство
Следующее важное смежное понятие – бюджетное пространство. Так называют всю доступную потребителю зону выбора. На графиках представляется заштрихованным треугольником. С одной стороны его ограничивает бюджетная линия потребителя, с другой – оси координат Х и У.
Чтобы выделить на рисунке такое пространство, достаточно построить прямую бюджетного ограничения по формуле: PxQx + PyQy = M.
Кривая безразличия
Indifference curve (кривая безразличия) – это различные комбинации пары экономических благ, одинаково необходимых человеку. При помощи таких графиков можно показать равновесие потребителя – точку максимизации общей полезности, удовлетворения от расходования свой фиксированной прибыли.
Кривые безразличия – широко используемые неоклассической школой экономики инструменты. В частности, они применимы в исследованиях микроэкономических ситуаций, связанных с проблемой выбора.
Свойства кривых безразличия (КБ) следующие:
- КБ всегда отличаются отрицательным наклоном, так как рационально мыслящие потребители предпочитают больший объем набора меньшему.
- КБ, находящаяся выше и правее другой кривой, предпочтительнее для потребителя.
- КБ обладают вогнутой формой - ее определяют предельные уменьшающиеся нормы замещения.
- Комплексы благ на кривых, которые более удалены от начал координат, предпочтительнее наборов на более близких к нулям осей Х и У кривых.
- КБ не могут пересекаться. Они демонстрируют предельные уменьшающиеся нормы замещения одного продукта на иной.
Комплекс КБ образует карту множества кривых безразличия. Она используется для описания предпочтений потребителя по всем видам экономических благ.
Кривые безразличия и бюджетная линия
Как же соотносятся между собой эти понятия? Кривая безразличия демонстрирует, что человек хотел бы купить. А БЛ - что он может приобрести. Вместе они отвечают на вопрос: "Как возможно обеспечить наибольшее удовлетворение от покупки при ограниченной прибыли?"
Таким образом, КБ и БЛ применяются для графического представления ситуации, когда человек максимизирует полезность, приобретаемую им при покупке двух благ при ограниченном размере бюджета. Отсюда можно вычленить требования оптимального комплекса потребительских благ. Их всего два:
- Нахождение набора благ на кривой бюджетной линии.
- Предоставление потребителю самого предпочтительного сочетания.
Таким образом, бюджетная линия помогает представить, в каких соотношениях на фиксированный бюджет можно приобрести два разных набора экономических благ. Этот график часто анализируется вместе с кривой безразличия и иными смежными явлениями.