Отношения Китая и США: история, политика, экономика

Вплоть до «опиумных войн» (серии военных конфликтов западных держав с империей Цин в девятнадцатом веке), Китай оставался изолированной страной. Поражение империи Цин привело к началу ввоза в США дешевой рабочей силы — кули. Первым документом, регулирующим отношения США и Китая, стал договор Бурлингейма 1868 года. В результате только между 1870 и 1880 годами в США прибыло практически 139 тыс. мигрантов из Китая. Китайцам было запрещено получать гражданство США под предлогом того, что они не являются представителями белой расы.

После Второй мировой войны

После окончания боевых действий, проходивших во время Второй мировой на юго-востоке Азии, Тихом океане и на Дальнем Востоке, отношения между США и Китаем обострились (отчасти это произошло под влиянием СССР). Штаты продолжили оказывать поддержку Гоминьдану и заняли враждебную позицию по отношению к коммунистической партии. После установления КНР США отправили в Китай свои вооруженные формирования. Была организована блокада побережья, оказана всесторонняя поддержка гомильдановскому режиму, а Тайвань превратился в крупную военную базу.

В 1954 году в отношениях США и Китая наметилась положительная тенденция, потому что страны были готовы идти на переговоры. Встречи начались в Женеве на уровне консульских представителей, позже переговоры были подняты на уровень послов. Встречи перенесли в Варшаву. В ходе ста тридцати четырех встреч представители стран не достигли соглашения.

Реальное начало сближения наметилось в период пребывания у власти администрации Никсона. После избрания на пост президента Никсон предпринял несколько шагов на пути к нормализации экономических отношений между Китаем и США, потому что это было крайне выгодно. Во время слушаний в Конгрессе предполагалось строить связи, используя советско-китайские разногласия.

Восстановление отношений

В 1971 году отношения США и Китая были восстановлены. Состоялись поездки американского государственного деятеля и дипломата Генри Киссинджера в КНР, потом страну посетил военачальник США Александр Хейг-младший. Это поездки предварили визит в Китай президента Соединенных Штатов. Никсон посетил КНР в феврале 1972 года. Во время визита президент встретился с председателем Мао. По результатам встречи было опубликовано Шанхайское коммюнике. Визит привел к полной нормализации отношений Китая и США.

Официальные дипломатические связи были установлены в 1979 году. В 1998-м Соединенные Штаты посетил генеральный секретарь компартии Китая Цзян Цзэминя. Америку официально объявили стратегическим партнером Китая. После удара НАТО по посольству КНР во время войны в Югославии дипломатические отношения обострились . В ходе удара погибли трое китайских дипломатов, были ранены двадцать семь китайских граждан.

Политика США в начале XXI века

В январе 2001 года в должность государственного секретаря США вступил генерал К. Пауэлл. В отношении ситуации во внешней политике он назвал КНР не противником Штатов, но сильным конкурентом и важнейшим торговым партнером в регионе. Администрация Буша с вступлением в Белый дом объявила Китай «стратегическим конкурентом». Хилари Клинтон неоднократно отмечала, что двусторонние отношения Китая и США станут в новом столетии системообразующими и приоритетными.

Большая двойка сверхдержав

В 2009 году правящие круги США выступили с предложением к высшему китайскому руководству оформить «большую двойку» сверхдержав G2. Проект неформального объединения США и КНР предполагал углубление взаимодействия и партнерства, глобальное управление и определение направлений развития экономики. Сторонники G2 отмечали, что в современных условиях решение важных мировых вопросов невозможно без одновременного участия Китая и Соединенных Штатов, поскольку они являются самыми сильными государствами. Так, именно США и Китай должны взять на себя полную ответственность за происходящее в мире.

Позицию Китая озвучил премьер Вэнь Цзябао. Государственный деятель заявил, что КНР не пойдет на такое объединение. Решение обосновывалось тем, что Китай еще не готов к установлению подобных союзов и стремится проводить независимую политику. Правящие круги КНР решили, что таким образом США стремятся решить свои проблемы за счет вмешательства иностранную экономику. Это практически свело бы на нет всю антикризисную программу Китая. Пекин дал понять, что преследует политику максимального разнообразия внешнеполитических связей. Кроме того, подобное соглашение противоречит отношениям Китая, России (США пытаются разорвать невыгодные связи партнеров) и других стран БРИКС достигнуть полицентричного мира.

Охлаждение политических отношений

В начале 2010 года наметилось значительное охлаждение торговых отношений Китая и США, были даже разорваны связи по военной линии. Это было спровоцировано решение администрации Барака Обамы одобрить продажу партии оружия Тайваню, требованием Китая ревальвировать местную валюту, активизацией вооруженных формирований США, проведением совместных учений США и Южной Кореи в Желтом море.

Объем внешней торговли между США и Китаем в 2010 году достиг 385 млрд долларов. В январе 2014 года заместитель министра иностранных дел Китая указал, что с начала финансового кризиса страны оказывают посильную помощь друг другу. Тогда же директор Центра изучения Китая в США отметил, что страна превратилась для Штатов в главный вызов. КНР является крупнейшим кредитором США и стратегическим партнером.

Новое поколение лидеров в Китае

В 2012-м власть в Китае перешла к новому поколению лидеров. «Пятое поколение» пока рано связывать с соответствующими достижениями. Си Цзиньпин принел на смену Ху Цзиньтао относительно недавно, а следующая смена власти намечена на 2022 год. По мнению экспертов, пятое и шестое поколения власти имеют колоссальный потенциал. Отношения по новому типу были установлены еще в 2013 году. Политика США в отношении Китая не изменилась.

Экономическое партнерство

США заинтересованы в торговом и экономическом сотрудничестве с КНР. Это связывают с возросшей взаимозависимостью экономик обоих государств. Китай обладает наибольшими резервами валюты иностранных государств и положительной динамикой сальдо. Соединенные Штаты тоже не перестают надеться на активное сальдо и сбережения КНР в финансировании собственного бюджета. С приходом в Белый дом администрации Обамы ослабла идеологическая конфронтация и изменились позиции по экономическим вопросам. Министр финансов обещал добиться повышения курса юаня и не допустить принятия КНР протекционистских мер для защиты собственной экономики. Экономические отношения США и Китая пока остаются стабильными.

Китай заинтересован в сохранении крупного рынка сбыта и привлечении иностранных инвестиций. Это дает возможность в длительной перспективе поддерживать высокие темпы развития и экономического роста, развивать отсталые отрасли хозяйства даже в период кризиса. Кроме того, стране нужны средства для модернизации Народно-освободительной армии. К другим стремлениям Пекина относится очередная попытка вывести юань на мировой уровень, увеличение объема инвестиций, избавление от экономической зависимости. Особое внимание уделяется новейшим технологиям.

Сотрудничество в образовательной сфере

Практика обучения китайских молодых людей в США имеет длительную историю. Уже в 1943-м в Штатах насчитывалось более 700 студентов из Китая, а к 1948 году их стало уже 3914. Согласно данным 2009 года, 20 тыс. американцев проходили обучение в Китае. По данным ЮНЕСКО, в США в то же время учились более 225 тыс. студентов из КНР.

Решение Тайваньского вопроса

Традиционно вопрос о Тайване Китай считает основным препятствием на пути положительного развития дипломатических отношений с США. Китайская сторона выступает против каких бы то ни было контактов американцев с властями Тайваня. Проблема обостряется тем, что руководство считает нецелесообразным затягивать решение проблемы и не дает обещания отказаться от военной силы. По оценке представителей МИД КНР, Тайваньский вопрос является самым важным в китайско-американских отношениях.

Возможная конфронтация Китая и Тайваня при поддержке США может нанести серьезный удар. В 2004-м Штаты разместили на острове комплексы ПВО, а в ответ правительство КНР приняло Закон о территориальной целостности. В 2010 году заместитель министра обороны Штатов (перед поставкой крупной партии воружений Тайваню) заявил, что Америка обязана обеспечивать возможности острова по самозащите и будет выполнять взятые на себя обязательства в обозримом будущем.

Кроме того, вызывает опасения тот факт, что США пытаются ограничить военный потенциал Китая. В связи с закупкой у РФ истребителей и зенитно-ракетных комплексов были введены санкции США в отношении Китая. В Пекине эти действия назвали нарушением международного права. Конечная цель Штатов — Россия, а подобными действиями Америка только нарушает сложившиеся отношения с торговым партнером. Возможно, в ближайшем будущем стоит ожидать охлаждения дипломатических связей между государствами.

Комментарии