Пейзажные парки: описание, особенности создания, фото
Ландшафтный дизайн – это увлекательное и непростое занятие. Но его результаты и радуют многие годы, даря удовольствие людям. Поэтому стоит превратить кусочек земли в красоту и наслаждаться результатами своего труда. Но какой стиль выбрать? Что лучше - регулярный или пейзажный парк? Расскажем о специфике последнего. О том, как зародилась традиции создания пейзажных садово-парковых комплексов, в чем их особенности и как их создавать. А на фото можно увидеть лучшие образцы ландшафтного искусства.
Садово-парковое искусство
Традиция создания парков появляется еще в Древней Греции. Уже в те времена люди стремились создать идеальный ландшафт, который дарил бы радость созерцания. Идея парков восходит к библейскому мифу о райском саде, в котором человек был абсолютно счастлив. И мысль о создании некоего подобия этого места для блаженства сопровождает человека всю его историю. Древние греки создавали парки для того, чтобы человек мог найти единение с природой, поэтому оформление сада учитывало особенности естественного ландшафта. Это еще были не в полной мере пейзажные парки, но их прототип. В Греции существовали общественные сады, предназначенные для отдыха свободных граждан. Римская садово-парковая культура вводит традицию создания придомовых садов с цветами и растениями, для прогулок состоятельных горожан. Тогда же появляются прототипы регулярных садов, которые создавались при богатых виллах. С этого времени сады и парки становятся непременным атрибутом жизни богатых людей. И позже средний класс стремился завести у дома хотя бы маленький палисадник, чтобы прикоснуться к этому образу жизни.
Подлинный пейзажный стиль в ландшафтный дизайн пришел с Востока. Еще в первом тысячелетии до нашей эры в Китае создавали сады, чтобы любоваться естественной природой. Огромный вклад в развитие этой традиции внесла Япония. Здесь в 14-15 веках создавались изысканные ландшафты, и главное искусство садовника заключалось в подчеркивании естественной природы. В Европе традицию разбивать сады развивают монастыри, при каждом из которых обязательно был свой участок, возделываемый и украшаемый монахами. Эти сады являлись частью архитектурного комплекса и были наполнены символизмом. Так, в этих парках часто устраивались лабиринты как символ блуждающей в поисках Бога души. В эпоху Возрождения появляются барочные парки светского назначения. Они должны были радовать глаз, развлекать, способствовать расслаблению. Такие парки принадлежали аристократии и были символом богатства и роскоши. Это было время расцвета садово-парковой культуры, тогда закладываются две традиции: пейзажная и регулярная. В 18 веке происходит становление двух стилей, которые стали основными в ландшафтном дизайне.
Признаки пейзажного парка
В 18 веке в Англии возникает новый стиль, основная цель которого - создать садово-парковый комплекс как подобие естественной природы. Позже эта традиция распространяется и на континентальную Европу, а еще позже появляются и русские пейзажные парки. Как распознать этот стиль? У него есть целый ряд отличительных характеристик:
- Свободная планировка. Ничто не должно выдавать продуманность ландшафта.
- Никакой симметрии. Природа по своей сути асимметрична, поэтому и в парке не должно быть симметричных объектов.
- Планировка парка в соответствии с природным ландшафтом. Садовник должен подчеркнуть естественную красоту места, а не полностью ее создать.
- Обязательные контрасты рельефа. Пейзажный ландшафт, даже в плоской местности, должен строиться на чередовании ровных и холмистых частей.
- Никаких прямых линий. Дорожки, посадки должны быть извилистыми, напоминающими стихийную природную местность.
- Постепенное раскрытие перспективы. Парк должен преподносить сюрпризы человеку, который гуляет по нему, он не должен увидеть сразу весь ландшафт.
- Наличие водоемов, альпийских горок, каскадов.
- Использование в декоре только натуральных материалов. Гравий, камень, стружка, спилы дерева и т. п.
- Крона деревьев должна быть естественной, никакой декоративной стрижки не допускается.
- Отсутствие садовой скульптуры, фонтанов.
Все в этом парке должно напоминать о естественной природе, но при этом быть ухоженным, продуманным.
Пейзажный vs регулярный
Английская и французская садово-парковые традиции находят своих сторонников и противников. Что же лучше? Регулярный и пейзажный парк – это два разных подхода, с разными задачами. Французский регулярный парк – это дитя классической традиции. Его девиз – контроль человека над природой. Садовник создает произведение искусства, демонстрируя свое умение, фантазию, чувства стиля. Он тщательно выверяет симметричную композицию, занимается обрезкой растений, наполняет парк другими артефактами: фонтанами, скульптурой. Ландшафт в таком саду продолжает лини архитектуры. В английской пейзажной традиции все ровно наоборот. Садовник подражает природе, скрывает свое вмешательство в ландшафт. Даже скульптура должны выглядеть как побежденная природой - поросшая мхом, полускрытая травой, кустарниками. Выбирать стиль специалисты рекомендуют, руководствуясь не только личными вкусами, но и особенностями участка. Плоская, большая территория позволит создать регулярный, симметричный парк, а изначально холмистый, асимметричный участок рядом с лесом идеален для разбивки пейзажного парка. Также нужно обратить внимание на архитектуру строения, к которому примыкает парк, чтобы между ними не возник диссонанс.
Английские традиции
Садоводство – одна из важнейших культурных традиций Великобритании. И английский пейзажный парк – вершина этой традиции. Для создания таких садово-парковых комплексов идеально подходит ландшафт страны: холмистая местность, много небольших водоемов, неяркая растительность. Хамфри Рептон, выдающийся ландшафтный архитектор, в конце 18 – начале 19 века сформулировал основные принципы пейзажного парка:
- Свободная планировка. Парк должен «разворачиваться» перед человеком, преподнося сюрпризы за каждым поворотом.
- Архитектор должен создавать иллюзию естественности парка, должно возникать ощущение, что эти растения живут здесь очень давно, а дом был просто встроен в них. Парк должен быть главным по отношению к архитектуре.
- Парк – это целостное произведение, и задача автора создать продуманный до мелочей цельный образ места.
- Пейзажный сад не бывает плоским, архитектор должен усложнить рельеф, если этого нет в участке.
Создатели стиля
Пейзажные парки Англии стали результатом творчества нескольких человек. Главным основоположником считается Уильям Кент, знаменитый садовод и архитектор, приверженец английского классицизма. Его сподвижником был садовник Ч. Бриджмен. Они впервые решились отойти от строгих геометрических форм, принятых во французской традиции. Они черпали вдохновение у пейзажистов того времени, Пуссена и Лоррена. Главное творение Кента - парк в Стоу - был из типичного регулярного превращен в новаторский пейзажный комплекс. Он гармонично продолжал окружающий лесной ландшафт. Целью Кента был поиск гармонии и баланса между природой и творением человека. Идеи Кента были продолжены и развиты Ланселотом Брауном и Хамфри Рептоном. Они стали создавать более камерные парки и довели до абсолюта идею об иллюзии естественности.
Выдающиеся образцы
Традиционный английский пейзажный парк рассчитан на чувственное восприятие, он создается на нюансах цветом, формой, фактурой, светом. Архитектор и садовник обязан предусмотреть, что парк должен производить впечатление в разное время дня и года. Он должен непрерывно меняться и сохранять цельный образ. Самыми знаменитыми примерами парков этого типа являются:
- Классический образец стиля – парк в Стоу. Площадь комплекса составляет около 100 гектаров, а вместе с прилегающими ландшафтами, в которые он гармонично вписан – 500 га. На таком просторе архитектор смог применить самые разные выразительные средства. Здесь есть чередование открытых и закрытых пространств, множество романтических уголков с архитектурными сооружениями, оформление водоемов.
- Сад Боднант в Уэльсе, созданный семьей лорда Аберконуэй. Это настоящая британская достопримечательность, посмотреть на которую съезжаются туристы со всего мира.
- Сады во дворцах Кенсингтон, Карлтонхауз.
- Парк в Уилтон-хаусе.
Европейские традиции
Большим поклонником парков пейзажного типа на континенте был философ и писатель Ж.-Ж. Руссо. Он переделал свой сад в Эрменонвилле и оформил его в английском стиле. Новая садовая концепция находит немало поклонников в Европе. Людовик Шестнадцатый вводит моду на пейзажные парки, и с этого времени стиль распространяется во Франции, Германии, Нидерландах. Жители континента не могли отказаться от включения архитектуры в композицию парка и находят различные решения о введении беседок, арок, павильонов в естественный ландшафт. Идеологами и теоретиками пейзажного стиля в Европе стали П. Леннэ и Г. Пюклер. Их работы и сегодня являются достопримечательностями Германии.
Известные примеры
Самые знаменитые пейзажные парки Европы находятся во Франции (Эрменонвилль) и в Германии – сады неподалеку от Дессау и Бад-Мускау, парк Вертриц, а парковое королевство Дессау-Верлиц даже внесено в список объектов, охраняемых ЮНЕСКО. Парк ансамбля Сан-Сусси близ Потсдама был создан Пюклером и стал образцом для многих других парков. Есть прекрасные образцы пейзажных парков в Польше, Чехии, в Мюнхене, в Болгарии.
Российский опыт
Российская аристократия не могла пройти мимо садово-парковой моды Европы, и в 18 веке появляются первые пейзажные парки в России. Они в большинстве своем были копиями европейских ландшафтов, но постепенно русские садовники стали создавать уникальные комплексы, идеально подчеркивающие красоту русской природы.
Выдающиеся парки
В России хорошо прижилась традиция парков в английском стиле. В 18-19 веках были созданы блестящие образцы этого искусства. Сначала русские садовники шли по пути копирования, но позже была сформирована уникальная поэтика пейзажных парков России. В них обыгрывалась красота русской природы, и применялись традиционные местные растения. Прекрасными примерами являются:
- Парк в усадьбе Царицыно. Он был создан по приказу императрицы Екатерины Второй. Здесь использовались сибирские лиственницы и кедры, Основную планировку парка проводили английские архитекторы.
- Павловский и Екатерининский парки в пригородах Санкт-Петербурга. Это настоящие шедевры русского пейзажного садово-паркового искусства.
- Уникальный скальный пейзажный парк Монрепо в Выборге. Это редкий случай, когда такой масштабный проект обошелся без инвестиций со стороны императорской семьи.
Кому подходит пейзажный тип
Выбирая стиль для оформления сада, нужно в первую очередь обратить внимание на особенности участка. Пейзажный стиль подходит местам с естественным неровным рельефом, с натуральными водоемами. Для создания сада в английском стиле нужно быть готовым к тому, что его красота будет камерной, не бьющей по глазам, открывающейся постепенно.