Физические явления – это мир вокруг нас
Мир многообразен – каким бы банальным ни было это высказывание, но так и есть на самом деле. Все, что происходит в мире, находится под пристальным вниманием ученых. Что-то им уже давно известно, что-то предстоит ещё узнать. Человек, существо любопытное, всегда старался познать окружающий мир и происходящие в нем перемены. Такие изменения в окружающем мире называются «физические явления». К ним можно отнести дождь, ветер, молнию, радугу, прочие подобные природные эффекты.
Перемены в окружающем мире многочисленны и многообразны. Любопытные люди не могли остаться в стороне, не попытавшись найти ответ на вопрос, чем вызваны такие интересные физические явления.
Все начиналось с процесса наблюдения за окружающим миром, которое приводило к накоплению данных. Но даже простое наблюдение за природой вызывало определенные размышления. Многие физические явления, оставаясь неизменными, проявляли себя по-разному. Например: солнце восходит в разное время, с неба идет то дождь, то снег, брошенная палка летит то далеко, то близко. Почему так происходит?
Появление подобных вопросов становится свидетельством постепенного развития восприятия мира человеком, перехода от созерцательного наблюдения к активному изучению окружающего. Понятно, что каждое меняющееся, проявляющееся по-разному физическое явление это активное изучение только ускоряло. Как следствие, появились попытки экспериментального познания природы.
Первые эксперименты выглядели совсем просто, например: если палку бросить так, она далеко улетит? А если палку бросить по-другому? Это – уже экспериментальное изучение поведения физического тела в полете, шаг на пути к установлению количественной связи между ним и условиями, вызывающими этот полет.
Конечно, все сказанное – очень упрощенное и примитивное изложение попыток изучения окружающего мира. Но, во всяком случае, пусть и в примитивном виде, но оно дает возможность считать происходящие физические явления основой для возникновения и развития науки.
В данном случае не имеет значения, какая именно это наука. В основе любого процесса познания лежит наблюдение за происходящим, накопление первоначальных данных. Пусть это будет физика с ее изучением окружающего мира, пусть это будет биология, познающая природу, астрономия, пытающаяся познать Вселенную, – в любом случае процесс будет проходить одинаково.
Сами физические явления могут быть разными. Если сказать точнее, то их природа будет разной: дождь вызван одними причинами, радуга – другими, молния – третьими. Только для понимания такого факта потребовался очень длительный срок в истории человеческой цивилизации.
Изучением разнообразных явлений природы и ее законов занимается такая наука, как физика. Именно она установила количественную связь между различными свойствами предметов или, как говорят физики, тел, и сущностью этих явлений.
В ходе изучения появились специальные инструменты, методы исследования, единицы измерения, позволяющие описывать происходящее. Знания об окружающем мире расширялись, полученные результаты приводили к новым открытиям, выдвигались новые задачи. Шло постепенное вычленение новых специальностей, занимающихся решением конкретных прикладных задач. Так стали появляться теплотехника, наука об электричестве, оптика и многие, многие другие области знания внутри самой физики – не говоря уже о том, что появлялись и другие науки, занимающиеся совсем иными проблемами. Но в любом случае необходимо признать, что наблюдение и изучение явлений окружающего мира позволило с течением времени сформироваться многочисленным новым отраслям знаний, которые способствовали развитию цивилизации.
В итоге сложилась целая система изучения и освоения мира, окружающей природы и самого человека – из простого наблюдения за физическими явлениями.
В настоящем материале описаны физические явления как основа становления и образования науки, в частности, физики. Дано представление о том, каким образом происходило развитие науки, рассмотрены такие его этапы, как наблюдение за происходящим, экспериментальная проверка фактов и выводов, формулирование законов.