Органы государства: понятие, признаки, виды, функции и полномочия

Каждый человек является маленькой частичкой всего государства. Для того чтобы сохранить порядок и умиротворение в мире, люди придумали закон. После этого появились организации, которые следили за его исполнением. Современный человек не может представить свою жизнь без каких-либо ограничений. Но это служит только пользой для него. Ведь если все спокойно начнут делать все, что хотят, на мир обрушится хаос, паника и нескончаемые преступления.

В данной статье мы рассмотрим понятия, признаки и виды органов государства. Так как государство – это социальный институт, у него есть несколько очень важных принципов: суверенитет, налоги и пошлины, разделение населения по территориальному принципу, а также исключительное право принимать нормативные правовые акты и законы. Но за этим должен кто-то пристально следить и наказывать нарушителей порядка. Органы государственной власти разделяются на высшие, низшие, федеративные, центральные, местные, региональные и так далее. Именно об этом и не только мы сегодня расскажем.

Понятие орган государства

Государственный орган является отдельной частью госаппарата. Обладает собственными полномочиями. Другими словами, является самым главным в тех предметах, в которых государственный орган выступает от имени государств, а также реализует его функции. Признаки:

  • поступление финансов из бюджета;
  • наделен публично-правовой компетенцией;
  • включен в систему госаппарата;
  • организационная самостоятельность при выполнении возложенных на орган функций и задач;
  • внутренне единство.

Государственный аппарат – это система госорганов (учреждений и организаций), которые осуществляют регулирование в обществе при помощи ветвей власти (законодательная, исполнительная, судебная), а также различные методы и формы государственного воздействия. Государственный аппарат отличается следующими принципами функционирования: законность, централизм, демократизм, взаимная ответственности государства и общества и профессионализм.

Классификация органов государства

Классификация также является главным объектом для изучения, как и понятие, признаки и виды органа государства. Классифицироваться орган государства может:

  1. По порядку образования органа, непосредственно избираемые народом (Президент Российской Федерации, Государственная Дума, законодательные органы субъектов Федерации).
  2. По форме реализации деятельности.
  3. По принципу разделения властей.
  4. По иерархии (местные, республиканские и на центральные).
  5. По характеру подчинения.
  6. По срокам полномочий.
  7. По правовым формам деятельности (правоохранительные, правотворческие и правоприменительные).
  8. По характеру компетенции.
  9. Осуществление компетенции (делятся на единоличные и коллегиальные).

Данные перечисления – это установленные правила и нормы, которые в работе руководствуются положениями и определяют основные подходы к функционированию и формированию органов.

Какие особенности у законодательных органов?

Особенность законодательных госорганов заключается в следующих отличительных характеристиках:

  • представительный орган;
  • орган суверенности народа;
  • законодательный орган (единственный, издающий законы);
  • первичный орган (создается обществом, которое проживает в государстве);
  • коллегиальный орган;
  • орган с верховными финансовыми полномочиями (утверждает госбюджет, принимает отчеты по его исполнению и так далее);
  • орган, устанавливающий свою компетенцию самостоятельно.

Вертикальную иерархическую систему подчинения не имеют законодательные органы. Деятельность органов государства в этом случае направлена на утверждение законов.

Представительные органы и их виды

В федеративном государстве существует три вида представительных органов. А именно:

  1. Высшие органы государства (например, парламент).
  2. Органы власти и управления субъектов.
  3. Органы местного самоуправления.

Функции парламента заключаются в направлении его деятельности:

  • представительная (выражает суверенитет народа);
  • законодательная (парламент принимает законы);
  • контрольная (полностью держит под контролем состав и деятельность Правительства, а также Центральный банк);
  • финансовая (утверждение и контроль государственного бюджета).

Какие особенности у органов исполнительной власти?

Правоохранительные органы государства являются исполнительной властью. Данная власть отличается от других тем, что:

  1. Имеет управленческий характер.
  2. Ее деятельность имеет силовой характер.
  3. Исполнительная власть имеет ограниченную компетенцию, и поэтому характер формирования – производный.
  4. Построение иерархического принципа.
  5. Характер субординационный.
  6. Охватывает все сферы общественной жизни.
  7. Имеет специфический характер функций.

Государственный орган исполнительной власти имеет три формы:

  1. Монократическую (это когда власть в руках у главы государства, формирует правительство).
  2. Дуалистическую (глава страны входит в представленную власть и Правительство отчитывается перед парламентом).
  3. Коллегиальную (это когда глава государства образует коллегиальный орган и решения принимают путем большинства).

Функции органов государства:

  1. Исполнительная деятельность.
  2. Распорядительная деятельность.

Первый осуществляет все решения, которые были приняты представительными органами. За счет подзаконных актов последний осуществляет управление.

Виды органов государства

Виды, признаки и понятия органа государства взаимосвязаны друг с другом. Различаются они основаниями, а именно:

  1. Первичные и производные.
  2. Специальная и общая компетенция.
  3. Принцип разделения властей.
  4. Законодательный орган.
  5. Глава государства.
  6. Исполнительные органы.
  7. Органы правосудия.
  8. Силовые ведомства.
  9. Местное самоуправление.

Многие выше перечисленные виды мы рассмотрели выше. Но стоит учесть тот факт, что в унитарном государстве образуется только одно правительство. А в федеративном существуют:

  • Правительство.
  • Общефедеральные.
  • Правительства членов федерации.

Структура правосудия (правовые органы государства) – это сложная система, которая состоит из судов:

  • Гражданских.
  • Военно-полевых.
  • Административных.
  • Уголовных.

А также других видов судов.

На верху данной системы стоят Конституционные и Верховные суды. Силовые ведомства составляют основу властной силы государства – это полиция, вооруженные силы и органы безопасности. Три основных государственной ветви власти (законодательная, судебная и исполнительная) являются едиными и суверенными. И у них единый источник – это народ.

Правоохранительные органы

ПД (правоохранительная деятельность) – это вид государственной деятельности с целью осуществления охраны права. Специальными уполномоченными органами с применением юридических мер воздействия. В строгом соответствии с законом. Законодательство Российской Федерации гласит о том, что в целях пресечения правонарушений уполномоченному лицу разрешено ограничивать права и свободы.

Правоохранительные органы делятся на государственные и негосударственные. Государственные включают в себя:

  • Прокуратуру.
  • Суд.
  • Полицию.
  • ФСБ (Федеральную службу безопасности).
  • Таможню.

В свою очередь они включают в себя: адвокатуру, нотариат, детективные агентства и другие ветви.

Итоги

В данной статье мы подробно изучили понятие, признаки и виды органа государства. Необходимо правильно и точно классифицировать органы. Особенности законодательного органа выражается в том, что он является не только представительным, но устанавливает свою компетенцию самостоятельно и является органом суверенитета общества.

В законодательные полномочия также входят: принятие Конституции Российской Федерации, установление налогов и сборов, проводит законный референдум и выбирает руководителей для исполнительной ветви власти. Исполнительная власть следит за исполнением закона в стране. Судебная система направлена на осуществление правосудия. Она конституционно обособленная и самостоятельная ветвь.

Комментарии