Виды, сущность и понятие национальной безопасности РФ

Понятие национальной безопасности всегда включает защиту граждан и территорий, находящихся под суверенитетом государства. Считается, что потребность в ней возникает в связи с необходимостью нации сохранять себя, воспроизводить и развиваться с минимальным ущербом для ценностей, распространенных в обществе в определенный период. Существуют несколько основных видов и понятий национальной безопасности, которые будут рассмотрены ниже.

Определение термина

Что входит в понятие национальной безопасности? Ответ на этот вопрос должен быть обстоятельным, ведь он неизбежно будет включать и разговор об интересах граждан. В политологической науке существуют несколько базовых принципов и подходов к определению понятия национальной безопасности. Наиболее распространенным считается принцип, согласно которому всякая нация стремится не только к сохранению, но и к развитию. Именно для обеспечения условий, способствующих сохранению базовых ценностей, существуют различные меры, которые общество и государство предпринимают для собственной защиты.

Другое популярное определение понятия национальной безопасности основано на ведущей роли именно государства в определении национальных интересов. В таком случае именно государственная власть устанавливает приоритетные цели и стратегию в области развития нации, государства и общества. Согласно такому взгляду, именно государство определяет средства защиты национальных интересов и способы обеспечения безопасности. Впрочем, не стоит пренебрегать и влиянием общественных организаций на формирование актуальной повестки.

Однако понятие об угрозах национальной безопасности не может включать исключительно пассивные способы ее обеспечения, поэтому в российской политологии получил распространение термин "динамической защищенности", который описывает способность общества приспосабливаться к изменяющимся вызовам и угрозам, а также предсказывать и нейтрализовывать их. Традиция, которой следует российская политологическая школа, большое внимание уделяет постоянному отслеживанию новых угроз и вызовов.

В понятие национальной безопасности РФ входят представления о состоянии защищенности отдельного человека, общества и всего государства как от внешних, так и от внутренних угроз. При этом подразумевается, что такое состояние способствует обеспечению прав, указанных в Конституции страны, а именно достойный уровень жизни и высокое ее качество.

Стоит отметить, что понятие национальной безопасности имеет достаточно сложную структуру, в полной мере соответствующую и сложности современных государств и обществ с их развитыми институтами и способами защиты. Однако сложность компенсируется гибкостью понятийного аппарата.

Из чего состоит национальная безопасность?

Государство и общество взаимодополняют друг друга, поэтому защита двух этих сущностей является неотъемлемой частью большинства публичных институций. Понятие национальной безопасности, обеспечение которой является ключевой функцией любого государства, включает также техногенную, экологическую, экономическую, энергетическую и информационную безопасность. Личная безопасность граждан тоже входит в зону ответственности государства.

В обеспечении безопасности заняты все государственные институты и организации: здравоохранительные, военные и экономические. Строго говоря, политологической теорией подразумевается коллективное участие государства и граждан в создании благоприятных условий для функционирования общества, которое невозможно без ощущения защищенности всеми жителями страны.

Таким образом, все конституционные права входят в понятие системы национальной безопасности, ведь без здоровья и качественного образования обеспечить достойный уровень защищенности практически невозможно. Поэтому считается, что здравоохранение и образование - одни из наиболее важных отраслей, находящихся в сфере контроля государства.

Помимо приоритетов и целей, определяемых совместно государством и обществом, одним из основных понятий национальной безопасности является ответственность, которую несут органы и учреждения перед гражданами. Армия и спецслужбы являются важнейшими субъектами, обеспечивающими защиту страны, народа и его ценностей.

Угрозы национальной безопасности

В РФ понятие национальной безопасности начинается с указания на необходимость охранять суверенитет и территориальную целостность страны, которые являются основами существования государства. Территория и единство страны действительно являются основой существования государства, но в XXI веке перед обществом стоят и многочисленные новые вызовы.

Стоит иметь в виду, что определение понятия национальная безопасность в новом тысячелетии должно быть пересмотрено, так как опасность исходит теперь не только от враждебных государств. Сегодня специалисты по защите государства и общества называют среди главных угроз теракты, организованную преступность, наркокартели, стихийные бедствия и техногенные катастрофы. Изменение климата, экономическое неравенство, социальная изоляция и коррупция также считаются важными источниками нестабильности, угрожающей обществам и государствам.

Некоторые специалисты считают, что в новом веке стоит приоритетное внимание уделять защите личности и базовых человеческих прав, жертвуя при этом частью государственного суверенитета в пользу наднациональных институтов, таких как ООН и международные суды.

Однако моментом принципиальной важности является то, что понятие и сущность национальной безопасности для разных обществ определяется по-разному. В то время как для одного государства приоритетом будет продовольственная безопасность и борьба с эпидемией, для другого на первом месте будет стоять защита государственной границы и безопасность государственного аппарата, даже если она обеспечивается путем ущемления прав и свобод граждан.

Кто обеспечивает защиту?

Все чаще государства оформляют свои представления и понятия национальной безопасности в завершенные стратегии, имеющие вид официальных документов. Так, например, поступили в 2017 году Испания, Великобритания, США и Швеция. При этом каждое государство самостоятельно определяет для себя понятие и содержание национальной безопасности.

В свою очередь, в России имеется постоянно действующий конституционный консультативный орган, занимающийся экспертизой по всем вопросам, связанным с общими интересами государства - это Совет безопасности России при президенте РФ. Предполагается, что этот орган помогает президенту осуществлять его обязанности по защите национальных интересов всеми доступными ему конституционными способами. При этом подразумевается, что угрозы могут быть как внешними, так и внутренними.

Хотя подходы разных государств к определению понятия обеспечения национальной безопасности могут существенно отличаться, исторически приоритет отдается военной силе, которая в представлениях государственных деятелей является и источником опасности, и способом от опасности защититься. Поэтому нет ничего удивительного в том, что военные министерства всегда стоят первыми в списке государственных служб, обеспечивающих государственную безопасность. В XXI веке, однако, такой подход нуждается в серьезной ревизии.

Армия на защите национальных интересов

Пересмотру также должны быть подвергнуты и способы обеспечения военной безопасности. Несмотря на то что традиционно в качестве поля боя рассматриваются воздух, суша и вода, в последние десятилетия открываются новые способы ведения боевых действий.

Системы национальной безопасности и понятие о них сегодня все чаще включают в себя возможности противостояния киберугрозам. Огромное распространение среди больших богатых государств получили целые кибернетические армии, сотрудники которых занимаются взломом государственных компьютерных систем конкурентов. Для защиты от таких отрядов также создаются специальные подразделения.

Безусловным лидером в сфере компьютерной безопасности и кибервойны считаются США, однако заметный рост активности в Интернете демонстрирует и Китай. Россия тоже часто упоминается в связи с киберугрозами, особенно это было заметно во время предыдущих американских выборов президента, когда некоторых россиян обвинили во вмешательстве в электоральный процесс.

Важным пространством для конкуренции стал в последнее время и космос, что связано с деятельностью частных корпораций, лишивших крупные государства монополии на космические запуски. Это позволяет компаниям иметь собственные достаточно крупные группировки спутников, неподконтрольные правительствам, что устраивает далеко не всех. Также система частных запусков создает угрозу попадания космических технологий в руки не всегда мирных и далеко не демократических правительств.

Отдельного упоминания заслуживает так называемая психологическая война, при ведении которой используют весь спектр доступных мультимедийных технологий для оказания психологического давления и демотивации, а также для ведения пропаганды с целью достижения поставленных целей.

Армии и нацбезопасность

Исторически большинство государств устраивали свои вооруженные силы, ориентируясь на агрессию со стороны других государств. Любое определение понятия угрозы национальной безопасности включает опасность для государственных границ, в связи с чем большое значение приобретают пограничные службы. Подавляющее большинство государств при этом организуют армии только для защиты собственных границ.

Однако есть и страны, которые более широко трактуют национальную безопасность, оставляя за собой право действовать военными методами даже в случаях, когда непосредственной угрозы границам и территориальной целостности нет. Так исторически действуют Франция, США и Великобритания. Германия с некоторых пор старается воздерживаться от экспедиционных операций, в то время как Россия, напротив, значительно увеличила активность своих ВС за границей, проводя операции в Сирии и Африке.

Так называемая "проекция силы" является важной частью американской военной стратегии, обеспечивающей безопасность США на дальних рубежах. Такая проекция осуществляется при помощи мощнейшего корпуса экспедиционных сил, основой которого является военно-морской флот. Авианосные группировки, способные действовать на дальних расстояниях как автономно, так и при поддержке разветвленной сети морских баз, обеспечивают не только непосредственно военную безопасность, но и являются важным рычагом политического давления как на противников, так и на союзников Америки.

Кроме того, военный флот обеспечивает сохранность международных торговых перевозок, которые являются опорой современного американского благополучия, что явно свидетельствует о неразрывной связи экономики, политики и военной мощи при обеспечении национальной безопасности, системы которой сформировались к началу XXI века.

Два подхода к государственным интересам

В РФ понятие часто включает и государственную безопасность, что свидетельствует об очевидном перекосе в сторону территориальной целостности и суверенитета, в то время как интересы личности отходят на второй план.

Хотя роль армии и спецслужб чрезвычайно велика в деле обеспечения безопасности, не стоит недооценивать также политическую и социальную стабильность, которая создается благодаря предсказуемому политическому процессу, основанному на демократических процедурах и консенсусе между государственными институтами и обществом.

В случае недоверия граждан к государственной власти велик риск политической дестабилизации, следствием которой может стать даже вооруженный внутригосударственный конфликт. Любое государство должно обеспечивать условия, при которых общественные конфликты будут разрешаться мирными способами.

Такие крупные теоретики, как Барри Бузан, обращают внимание на связь внутренней стабильности и политической безопасности с верховенством права, но не только внутригосударственного. По мнению некоторых специалистов, обеспечить внутренний порядок без уважения властей к международному праву, выработанному в результате многочисленных трагедий XX века, невозможно.

Все большее распространение среди интеллектуалов международного уровня приобретает концепция так называемой "человеческой безопасности" (human security). Такой взгляд бросает вызов повсеместно распространенной концепции национальной безопасности как устаревшей и не отвечающей вызовам нового времени, когда стоит мыслить не национальным масштабом, но отдавать предпочтение интересам личности, уважая ее и стремясь обеспечить ее всестороннюю защиту.

Экологическая устойчивость

Важной составляющей понятия национальной безопасности России является экологическая безопасность. Под ней понимается вся совокупность мер, предпринимаемых для сокращения и ликвидации негативных результатов как природного, так и человеческого воздействия на окружающую среду.

Стоит отметить, что ущерб, наносимый человеческой деятельностью природе, стал заметен не только на локальном уровне, но и в масштабе всей планеты. Загрязнение приобретает все более впечатляющие масштабы, неся непосредственную угрозу жизни и здоровью миллионов людей.

Все большее число жителей планеты лишаются доступа к питьевой воде и чистому воздуху. Во многих городах Азии с многомиллионным населением воздух стал настолько загрязненным, что их жители используют респираторы для выхода на улицу.

Все чаще в повестку международных встреч на высшем уровне попадают такие темы, как глобальное потепление, утрата биоразнообразия, вырубка лесов и изменение климата.

Локальные конфликты также в своей основе имеют природные проблемы. Например, неразумное использование природных ресурсов в Мексике влечет за собой увеличение числа мигрантов, которые направляются в США. В свою очередь, повсеместное использование гербицидов и пестицидов в развитых странах приводит к экологическим проблемам в менее защищенных государствах.

Экологическая безопасность неразрывно связана с безопасностью продовольственной и обеспеченностью нации природными ресурсами, в первую очередь исчерпаемыми. Право любого человека на доступ к чистой воде, качественной пище и свежему воздуху нельзя подвергать сомнению, однако до полутора миллиардов человек на планете не имеют возможности пить чистую воду.

В Африке дефицит водных ресурсов приводит к многотысячным жертвам, а вода во многих реках Китая из-за промышленного загрязнения стала непригодна для питья. В связи с этим в современных условиях любая система национальной безопасности, понятие которой дают политологи, должна включать и аспект обеспечения базовых гуманитарных прав.

Безопасность экономики и финансов

Понятие национальной экономической безопасности приводится в федеральном законе "О безопасности" и называет приоритетными задачами обеспечение гармоничного развития государства, общества и личности. Хотя безопасность экономической деятельности и является неотъемлемой частью национальной стратегии, ее можно определить как состояние защищенности хозяйственной деятельности всех субъектов, работающих на территории страны.

Стоит сразу сказать, что состояния абсолютной защищенности в экономической сфере существовать не может, так как постоянно существуют угрозы, исходящие как изнутри государства, так и снаружи.

Важными факторами экономической безопасности являются обеспеченность ресурсами, достаточный уровень развития инфраструктуры, демографические показатели, а также сельскохозяйственный потенциал и уровень государственного управления. Важна и роль географического положения и климата.

Однако структура экономической безопасности в современном мире очень сложна и напрямую связана с инфраструктурной и финансовой составляющей. Для того чтобы обеспечивать защищенность по названным направлениям, требуются в том числе и технологические решения, основанные на инновациях во всей производственной цепочке, включающей даже управление.

Все возрастающая угроза экономической деятельности исходит от международной организованной преступности, использующей в своей деятельности новейшие компьютерные технологии для вмешательства в финансовые операции и мошенничества.

Национальная безопасность VS транснациональной

Во все более глобализированном мире, пронизанном тысячами различных связей и каналов коммуникаций, огромное значение приобретает соотнесение национальной безопасности с интересами личности и наднациональных институтов, занимающихся правами человека, экономикой и социальной сферой.

В России понятие национальной безопасности включает приоритетное внимание государственным интересам, среди которых охрана границ и независимость в принятии решений. Однако такой взгляд подвергается все большей критике, так как распространяется мнение, что интересы отдельно взятого гражданина могут стоять выше эфемерных интересов нации. Само понятие нации тоже подвергается критике все чаще, так как большое распространение получили наднациональные трансконтинентальные институты вроде многочисленных структур ООН, международных судов, гуманитарных организаций, частных корпораций.

Современное состояние мира описывается многими экономистами как неолиберальная экономика, в которой все меньшее значение имеет государственное регулирование, а национальные границы стираются и становятся едва различимыми.

В таких условиях товары, услуги, капитал и рабочая сила перемещаются стремительно и с минимальным контролем, однако и угроз подобное состояние общества порождает немало. Открытость финансовых систем делает их уязвимыми для хакерских атак и кражи денег со счетов граждан и компаний.

В условиях дешевых трансконтинентальных перелетов, безвизовых путешествий и многочисленных крупных международных событий становится очевидна уязвимость системы перед эпидемиями, с которыми в одиночку ни одно государство не сможет справиться. Такое положение дел ставит важные вопросы о границах открытости и прозрачности, а также о приоритетах безопасности.

В то время как в интересах транснациональной безопасности, скорее, открытые границы и свободные рынки, в интересах национальной безопасности некоторых государств может быть, напротив, закрытие рынков, ограничение торговли, установление барьеров и ограничение миграции. Этот конфликт становится все более очевидным в последние годы и требует решения не только от политологов, но и от политиков, а также от каждого гражданина в отдельности.

Таким образом, понятие системы обеспечения национальной безопасности должна, помимо военной структуры, включать также и заботу об интересах граждан внутри страны.

Комментарии