«Сатисфакция» Гришковца и Матисон
В 2010 году в отечественный прокат вышла любопытная кинолента, в которой знаменитый деятель искусств Евгений Гришковец, перевоплотившись в олигарха, вызывает на «алкогольную» дуэль любовника своей супруги. Разговорно-застольная драма Гришковца «Сатисфакция» участвовала в конкурсном показе 21-го «Кинотавра», имеет рейтинг IMDb: 6.20.
Творческий дуэт
Этот кинопроект стал дебютным для 27-летней постановщицы-иркутянки Анны Матисон. Режиссер познакомилась с Гришковцом, когда в качестве телепродюсера принимала участие в создании короткометражной ленты по мотивам его опуса «Настроение улучшилось». Поскольку Евгений Валерьевич выступил в кино сразу в нескольких ипостасях: соавтора сценария, продюсера и исполнителя главной роли, большинство кинодеятелей создание «Сатисфакции» считает именно его заслугой. Российский драматург склонен позиционировать свое творение как изощренную кинокомпозицию, в основе которой лежит сложнейший лирический сюжет, выгодно отличающийся глубокой проработкой образов.
Краткое описание сюжетной линии
«Сатисфакция» Гришковца начинается со знакомства с главным героем - иркутским олигархом Александром Верхозиным, который, проинспектировав стройплощадку, проучив нерадивого подрядчика, попытавшись спасти собаку на трассе, вместе с помощником отправляется в арендованный ресторан. Дело в том, что его друг и помощник Дмитрий стал еще и любовником жены бизнесмена. Выяснять отношения Александр предпочитает в нетрадиционной форме, вызвав советника на «пьяную дуэль». Тот из двоих мужчин, чей организм окажется более стойким, получит ветреную красавицу и миллион долларов. Роль Дмитрия исполнил Денис Бургазлиев, а в Верхозина перевоплотился Евгений Гришковец.
Отзывы к «Сатисфакции» подчеркивают то, что удержать внимание зрителя на протяжении 97 минут диалогом двух персонажей в одной локации – задача весьма непростая. Но, по мнению большинства рецензентов, авторы с ней справились. Удачной находкой постановщицы является разделение беседы на темы, которое дробит весь фильм на условные эпизоды. Герои говорят об одном, после переходят к другому, в результате меняется настроение повествования, атмосфера накаляется, растет напряжение.
Фильм-спектакль
Критики, оценивая картину, упрекали создателей в вычурной театральности. Действительно, фильм-спектакль «Сатисфакция» Гришковца рассматривать как полноценное кино трудно. Многих утомляют диалоги центральных персонажей и монотонные перебивки–вставки с демонстрацией происходящего на кухне.
Но справедливости ради стоит отметить, что форма «Сатисфакции» Гришковца не очень новаторская. Из зарубежных аналогов стоит вспомнить «Игру навылет» (1972 г.), в которой богатый литератор ведет психологические игры с менее обеспеченным любовником жены. Манера съемки сильно напоминает шедевр Джима Джармуша «Кофе и сигареты», в которой на протяжении 11 новелл разные герои разговаривают обо всем за чашкой кофе. Оператор «Сатисфакции» Андрей Закаблуковский неоднократно почти в точности повторяет отдельные кадры из выше названной картины, камера сверху снимает круглый стол, на котором стоят чашечки с кофе.
Фильм Гришковца «Сатисфакция» также схож с отечественной мощной драмой Никиты Михалкова «Без свидетелей», в которой блистает потрясающий актерский дуэт Михаила Ульянова и Ирины Купченко. Приведенные примеры служат доказательством того, что форма фильма-спектакля является выигрышной, особенно при хорошей драматургии, выверенных диалогах и тончайшей актерской игре.
Несомненные достоинства
Многие эксперты кино и зрители зачастую сравнивали «Сатисфакцию» Гришковца с комедией «О чем говорят мужчины» Дмитрия Дьяченко. Но авторские монологи Евгения Валерьевича превосходят шутки «Квартета И», и отсутствие ненужных событий, которые могли бы отвлечь публику от самодостаточного текста, идет работе Анны Матисон лишь на пользу. При этом следует отдать должное актерам. Таких убедительно «по-настоящему» пьяных в стельку героев, появившихся на экране, припомнить трудно. Российский и немецкий актер театра и кино Денис Бургазлиев - очень талантливый исполнитель. Известен по сериалу «Час Волкова» и фильмам «Апрель» и «Превосходство Борна». В «Сатисфакции» ему удалось выглядеть не хуже Гришковца, он выжал из своего героя максимум драматизма.
Интересным режиссерским решением в картине следует считать заставки с калейдоскопом, которые показывают зрителю на протяжении всей картины. У смотрящих сразу возникают ассоциации с калейдоскопом человеческих судеб, что предполагает наличие философской подоплеки фильма.