Физкультурно-оздоровительная деятельность: организационные мероприятия, методы обеспечения, основные функции и планы развития

Ни для кого не секрет, что забота о здоровье и его укрепление – это естественная потребность культурного человека, неотъемлемая составляющая его жизнедеятельности. Как же осуществляется организация физкультурно-оздоровительной деятельности на территории Российской Федерации? Этот вопрос, а также иные, не менее интересные моменты, среди которых мероприятия, методики обеспечения, функционал, планы развития физкультурно-оздоровительной работы изучим в данной статье.

Физкультурно-оздоровительная работа как важнейший элемент жизни общества

Для начала необходимо отметить, что подкласс физкультурно-оздоровительной деятельности по ОКВЭД включает в себя следующую работу, основной целью которой является обеспечение комфорта и улучшение физического состояния человека. Сюда целесообразно отнести деятельность саун, парных и турецких бань, соляриев, душевых, курортов с источниками минерального происхождения, салонов для похудения и снижения веса, кабинетов для массажа (исключение составляют структуры, в которых производится лечебный массаж), центры физической культуры и спорта, комнаты отдыха, фитнес-центры, кабинеты для снятия стресса и прочее. Важно отметить, что представленный подкласс так или иначе исключает предоставление услуг в целях лечения (классификация – 85140). В полной мере рассмотрев физкультурно-оздоровительную деятельность по ОКВЭД, целесообразно перейти непосредственно к принципу данной системы.

Основной смысл принципа оздоровительного характера физических упражнений состоит в том, что физкультура должна оказывать содействие укреплению и сохранению здоровья, а также повышению возможностей человека в плане адаптации к новым условиям жизнедеятельности в случае необходимости. Как известно, двигательная активность на оптимальном уровне вместе с рациональным образом жизни и соответствующим питанием считается эффективной методикой в профилактике множества заболеваний и, соответственно, увеличении длительности жизни. Физкультурно-оздоровительная деятельность обеспечивает адаптацию дыхательной, сердечно-сосудистой и иных систем к условиям мышечной активности; сокращает продолжительность восстановления в функциональном плане после сдвигов, которые вызваны физическими нагрузками; совершенствует и активизирует обменные процессы в организме, а также значительно улучшает работу центральной нервной системы.

Необходимо знать, что занятия физкультурой регулярно положительным образом влияют на деятельность органов выделения и пищеварения, потому что их результатом служит улучшение перистальтики кишечника и желудка, повышение секреторной функции, укрепление мышц брюшного пресса. Кроме эффекта оздоровления, физкультура тренирующим образом воздействует на человека. Иными словами, физкультурно-оздоровительная деятельность предполагает повышение физической и умственной работоспособности, а также уровня развития двигательных характеристик. Помимо этого, создаются и совершенствуются двигательные навыки и умения, которые являются очень важными для обыденной жизнедеятельности человека. Так, физические нагрузки и двигательная активность подразумевают развитие целого ряда эффектов, которые ведут к улучшению механизмов адаптационно-регуляторного плана:

  • Эффект экономии. Иными словами, существующие на сегодняшний день формы физкультурно-оздоровительной деятельности в режиме дня как ребенка, так и взрослого человека, приводят к предельно экономичной сердечной деятельности, уменьшению расходов кислорода в процессе жизни человека и так далее.
  • Антигипоксический эффект. Речь идет об улучшении процессов кровоснабжения в тканях, расширении диапазона вентиляции легких, увеличении количества митохондрий и так далее.
  • Эффект против стресса. Другими словами, практически все существующие на сегодняшний день виды физкультурно-оздоровительной деятельности предполагают повышение стойкости гипоталамо-гипофизарной системы в отношении неблагоприятных факторов внешней среды.
  • Эффект регулирования ген. Речь идет об активизации синтеза множества белков, гипертрофии клеток и так далее.
  • Психоэнергетизирующий эффект. В соответствии с ним растет уровень умственной работоспособности, начинают преобладать положительные эмоции и так далее.

Стоит отметить, что весь представленный комплекс эффектов повышает уровень устойчивости организма к воздействиям окружающей среды, улучшает процессы функционирования вегетативных систем организма человека, служит средством для укрепления иммунитета, предупреждает старение и, конечно же, предполагает увеличение продолжительности жизни.

Технологии физкультурно-оздоровительной деятельности и правила их реализации

Для того чтобы физкультура положительным образом влияла на здоровье человека, нужно соблюдать целый ряд правил. Среди них отметим следующие:

  • Методики и средства физического воспитания должны использоваться при условии учета оздоровительной ценности и научной обоснованности. Так, например, внеурочная деятельность физкультурно-оздоровительной деятельности для школьников организуется в соответствии с определенными положениями, которые принципиально отличаются от остальных.
  • Физические нагрузки нужно подбирать согласно индивидуальным особенностям организма. Иными словами, необходимо учитывать возраст, пол, профессиональную деятельность, состояние здоровья и так далее.
  • При использовании существующих на сегодняшний день форм физкультурно-оздоровительной деятельности в режиме дня подростков и взрослых нужно обеспечить единство и регулярность педагогического, врачебного контроля, а также самоконтроля. Стоит дополнить, что содержание и периодичность контроля со стороны врачей или педагогов зависят от состояния здоровья человека, уровня физической нагрузки, применяемых методик и средств физического воспитания, а также от режима двигательной работы.

Как выяснилось, технологии физкультурно-оздоровительной деятельности разрабатываются в соответствии с принципом оздоровительной направленности. Необходимо знать, что при его соблюдении специалисты по физкультуре и спорту должны организовать физическое воспитание таким образом, чтобы оно одновременно реализовывало и развивающую, и профилактическую функции. Это означает, что посредством физических упражнений можно и нужно компенсировать недостаток гиподинамии (другими словами, двигательной активности), которая возникает в условиях современной жизнедеятельности; предупреждать развитие болезней, относящихся к профессиональной и учебной работе; улучшать возможности организма в функциональном плане, повышая уровень его сопротивляемости вредному влиянию окружающей среды и работоспособности.

Функции физкультурно-оздоровительной работы

Чтобы достичь основных целей физкультурно-оздоровительной деятельности, необходимо добросовестно исполнять соответствующие функции. Следует отметить, что понятие функционала предполагает действие или воздействие, в результате которого появляется ожидаемый эффект. Под функциями физкультурно-оздоровительной работы принято понимать свойства, объективно присущие ей, связанные с воздействием на человеческие отношения или непосредственно на человека, удовлетворением и развитием некоторых потребностей общественного и личностного типа. Именно функционал способен раскрыть содержание и основы физкультурно-оздоровительной деятельности, а также ее значение для индивида и общества в целом.

Важно отметить, что все функции данного вида деятельности классифицируются на две большие группы: социальные и специфические. Последние заключаются в свойствах, которые позволяют полноценным образом удовлетворить естественные потребности индивида, связанные с двигательной активностью, оптимизировать на этой базе развитие и физическое состояние его организма согласно закономерностям укрепления здоровья, а также обеспечить дееспособность в физическом плане, которая так или иначе необходима для жизни. На сегодняшний день принято различать следующие разновидности специфических функций физкультурно-оздоровительной работы:

  • Специфические функции образовательного характера. Важно отметить, что эти функции физкультурно-оздоровительной деятельности максимально выражены при применении физкультуры в общей образовательной системе для систематического создания важного для жизни фонда двигательных умений, а также навыков, с ними связанных.
  • Прикладные функции выражаются в первую очередь в процессе использования физкультуры в системе подготовки специального плана к определенному труду в качестве фактора физической подготовки профессионально-прикладного характера. В дошкольных и школьных учреждениях в данном случае применяется внеурочная деятельность физкультурно-оздоровительной деятельности.
  • Спортивные функции предельно ярко выражаются в области спорта самых высоких достижений. Их проявление состоит в том, что физкультура выступает одним из факторов достижения намеченных результатов в осуществлении физических и иных, связанных с ними, возможностей личности.
  • Оздоровительно-реабилитационные и рекреативные функции. Одной из форм физкультурно-оздоровительной деятельности является развитие учреждений, использующих физкультуру в области организации досуга или в сфере восстановительных мер специального характера, где физические активности применяются в качестве действенного метода борьбы с утомлением; восстановления возможностей организма в функциональном плане, которые временно утрачены; удовлетворения запросов эмоциональной природы человека.

Социальные функции физкультурно-оздоровительной работы

Необходимо знать, что общевоспитательные, общекультурные и иные функции социальной направленности, которые связаны с применением физкультуры в обществе, классифицируются на следующие категории:

  • Эстетические функции, в соответствии с которыми все способы физкультурно-оздоровительной деятельности, существующие на сегодняшний день, приводят к удовлетворению людских потребностей в плане здоровья, физического совершенства, а также к достижению общего гармоничного развития.
  • Нормативные функции предполагают, что содержание рассматриваемого вида деятельности строится на определенных нормативах, которые наделяются оценочным и регламентирующим значением. Сюда целесообразно отнести нормы подготовки в физическом плане, показатели достижений в области спорта, правила установления физических нагрузок, а также критерии физического совершенства, носящие общий характер.
  • Информационные функции играют определяющую роль в накоплении, последующем распространении и передаче ценной информации о человеке, его возможностях, методах и средствах увеличения потенциала из поколения в поколение.

Следует помнить, что деятельность физкультурно-оздоровительных и спортивных организаций в настоящее время занимает важное место в области общественных контактов непосредственного плана. Данный факт тесным образом связан с ролью физкультуры в общем процессе социальной интеграции и социализации личности. Важно дополнить, что в общем комплексе факторов целенаправленного создания личности, носящих социальный характер, применение и физкультуры, и культуры, в общем смысле этого слова, так или иначе подчиняется воспитательным целям. Именно поэтому начинается использование физкультурно-оздоровительной деятельности в детском саду.

Организационные мероприятия физкультурно-оздоровительной работы

Сегодня организация воспитательного процесса невозможна без повышения активности спортивно-оздоровительной и физкультурно-массовой работы. Так, эффективность физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, а также соответствующих мероприятий, базируется на укреплении психического и физического здоровья как детей, так и взрослых, повышении степени работоспособности в умственном плане, снижении уровня заболеваемости и воспитании навыков ЗОЖ. Необходимо дополнить, что это особенным образом влияет на детей с ОПФР. Основным требованием к представленной работе является дифференцированный подход к людям. Поэтому физкультурно-оздоровительная деятельность в детском возрасте принципиально отличается. Так, нужно учитывать состояние здоровья детей, их возраст и пол, а также уметь выявлять уровень физического развития и подготовки.

Учреждения образования и физкультура

Итак, рассмотрим физкультурно-оздоровительную деятельность в школе. Следует иметь в виду, что одной из основных задач, которые стоят перед образовательным учреждением, считается оптимальный охват учеников мероприятиями физкультурно-оздоровительного типа в режиме учебной недели, а также шестого школьного дня. Организационное и содержательное наполнение этих мероприятий так или иначе позволяет принимать в них участие всем школьникам, в том числе и относящимся к специальной и подготовительной медицинским группам по состоянию здоровья. Существующие на сегодняшний день виды физкультурно-оздоровительной деятельности, классифицируются условным образом на 4 категории:

  • Просвещение медико-санитарного характера.
  • Занятия физкультурно-оздоровительного плана.
  • Внеурочная деятельности спортивно-массовой направленности.
  • Работа объединений клубно-секционного типа.

Методы обеспечения физкультурно-оздоровительной работы

Развитие физкультурно-оздоровительной деятельности предполагает использование определенных методик. К примеру, в некоторых школах сегодня проводятся специальные лекции по теме здоровья и спорта в качестве важнейшей формы медико-санитарного просвещения детей. Помимо этого, медицинские сотрудники образовательных учреждений осуществляют подготовку бесед, занимаются оформлением разных видов наглядной агитации (стенды, бюллетени, «молнии», специальные выпуски и так далее). В учреждениях образования сегодня достаточно широко проводятся массовые культурно-оздоровительные мероприятия на 6-й школьный день. Они служат активной формой отдыха и, конечно же, помогают снизить уровень усталости, улучшают работоспособность детей и снижают степень утомления. В каждой школе сегодня разрабатывается свой план физкультурно-оздоровительной деятельности. Ответственные сотрудники должны его придерживаться и вносить коррективы лишь после обсуждения деталей с руководством.

Субъекты физкультурно-оздоровительной работы

В настоящее время физкультурно-оздоровительная деятельность в ДОУ, школах, колледжах и высших учебных заведениях контролируется усилиями ответственных служб. Для полноценного понимания вопроса целесообразно рассмотреть высшее управление, занимающееся разработкой планов на уровне государства, а также остальных субъектов области. Так, к субъектам физкультуры и спорта в РФ сегодня относят:

  • Организации физкультурно-спортивного типа, в том числе общества спортивно-технической направленности, спортивные клубы, центры спортивной подготовки, студенческие лиги, государственные организации общественного плана, которые занимаются реализацией соревновательных мероприятий по служебно-прикладным и военно-прикладным видам спорта.
  • Федерации спортивного типа.
  • Учреждения образования, которые работают в сфере физкультуры и спорта.
  • Спортивно-технические структуры оборонного типа.
  • Научные объединения, которые реализуют исследования в сфере физкультуры и спорта.
  • Олимпийский комитет.
  • Паралимпийский комитет.
  • Сурдлимпийский комитет.
  • Специальная олимпиада России.
  • Федеральная структура исполнительного управления в сфере физкультуры и спорта, структуры исполнительной власти субъектов, а также местные управленческие органы, являющиеся подведомственными.
  • Федеральные структуры исполнительной власти, которые руководят развитием служебно-прикладных и военно-прикладных разновидностей спорта.
  • Союзы в сфере физкультуры и спорта, отличающиеся профессионализмом.
  • Граждане, которые занимаются физкультурой, спортсмены, а также их коллективы (к примеру, спортивные команды), спортивные судьи, зрители, тренеры и другие специалисты в сфере физкультуры и спорта согласно перечню, определенному федеральной структурой исполнительной власти в сфере физкультуры и спорта.

Планы развития физкультурно-оздоровительной деятельности

Стоит отметить, что развитие физкультуры и спорта – это одно из самых важных направлений социальной политики, сформированной и исполняемой государством; эффективный инструмент укрепления международного имиджа Российской Федерации и оздоровления нации. Именно поэтому многочисленные профсоюзы, функционирующие на территории страны, проводят определенную работу, связанную с развитием физкультуры и спорта, а также пропагандой ЗОЖ. Необходимо знать, что одним из условий занятия спортом служит наличие в договорах коллективного характера гарантий и льгот для членов профсоюзов, которые занимаются спортом. В некоторых коллективных контрактах вынесены нормативы, которые предусматривают меры материального стимулирования людей, которые ведут здоровый образ жизни, занимаются физкультурой и спортом.

Так, на территории Российской Федерации планируется проведение смотров-конкурсов на лучшую постановку спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы. В них примут участие многие организации. Важно отметить, что такой опыт уже был. Спортивно-массовая работа в стране будет набирать обороты также посредством вовлечения новых членов в систематические занятия спортом и физической культурой. Кроме того, особое внимание будет уделено специализированным спортивно-учебным учреждениям, спортивным клубам и центрам. Число учащихся в таких заведениях на сегодняшний день стремится к увеличению, что является положительной тенденцией. Причем спортсмены-учащиеся молодежного и юниорского возрастов с каждым годом завоевывают все больше и больше медалей разного достоинства на первенствах Европы и мира по олимпийским разновидностям спорта, а также по видам спорта, в соответствии с которыми сформированы национальные команды.

Обеспечение гласности достижений

Как выяснилось, сегодня физкультурно-оздоровительная деятельность, занятия физкультурой и спортом на территории Российской Федерации являются предельно развитыми. Именно поэтому важную роль играет обеспечение гласности достижений и побед отдельных спортсменов и спортивных команд. Немаловажную роль играет также пропаганда ЗОЖ и повышение популярности спортивного движения в стране. Для этого в первичных организациях спортивного значения разных регионов оборудованы специальные уголки спортивной славы. Помимо этого, многие структуры профсоюзного типа могут похвастаться целым разделом под названием «Достижения в области спорта». Некоторые предприятия организуют фотовыставки, размещают награды, дипломы и кубки, завоеванные на соревнованиях спортивного характера. И, конечно же, с каждым годом пропаганда здорового образа жизни, посредством лекций и бесед, в учреждениях разных уровней только набирает свои обороты. Факт информированности касается как детей дошкольного возраста, так и школьников, а также взрослого, как правило, трудоспособного населения.

Заключение

Итак, мы рассмотрели организационные мероприятия, методы обеспечения, основные функции и планы развития физкультурно-оздоровительной работы в России. В заключение следует отметить, что сегодня принципиально важным является исполнение целого ряда функций в изученной сфере, осуществлением которых занимается Министерство спорта РФ. Среди них важно учесть следующие моменты:

  • Полноценное обеспечение политики государства в сфере физкультуры и спорта.
  • Подготовка и дальнейшее представление в Правительство РФ проектов программ федерального значения, связанных с развитием физкультуры и спорта.
  • Организация лицензионной деятельности в сфере физкультуры и спорта, а также обязательная сертификация соответствующих продуктов согласно действующему на территории Российской Федерации законодательству.
  • Ежегодный анализ результатов деятельности и развития физкультуры и спорта на территории страны, а также утверждение актуальных мероприятий в данной сфере на следующий год.
  • Руководство воспитанием граждан в физическом плане, внедрение физкультуры и спорта в трудовой режим, а также в отдых людей; организация спортивных соревнований массового типа, физкультурно-спортивных фестивалей, спартакиад, а также иных мероприятий, носящих физкультурно-оздоровительный характер; обеспечение полноценной подготовки резервов для сборных российских команд в соответствии с различными видами спорта.
  • Разработка и последующее утверждение с учетом корректировок Олимпийского комитета, а также организаций физкультурно-спортивного плана актуальных норм подготовки разных категорий граждан.
  • Разработка, согласование и последующее введение вместе с федеральной структурой исполнительной власти в сфере образования и федеральной структурой исполнительной власти в сфере здравоохранения в учебный процесс нормативных требований, связанных с физической подготовкой, которые являются обязательными для исполнения дошкольниками, школьниками и студентами. Важно дополнить, что данное положение относится к дошкольным и образовательным структурам, функционирующим на территории Российской Федерации.
  • Внедрение в программы государственного значения физического воспитания разных категорий граждан на базе научных экспериментов и исследований в этой сфере новых разновидностей спорта и физических упражнений.
  • Пропаганда физической культуры, здорового образа жизни, спорта, а также знаний касательно физической культуры и спортивных программ в массовом ключе. Издание литературы массового значения, выпуск кино- и видеоматериалов в этой сфере.
  • Разработка нормативов федерального уровня, относящихся к финансированию спорта и физкультуры.
  • Установление норм оказания населению услуг физкультурно-оздоровительного характера. Формирование льготных условий для инвалидов и детей желающих заниматься спортом.
  • Аккредитация объединений физкультурно-спортивного типа с учетом корректировок Олимпийского комитета и прочее.

Помимо приведенных выше функций высшего органа управления в области физкультуры и спорта, существуют и другие моменты дополнительного характера. К ним можно отнести, например, финансирование, которое касается разных аспектов рассматриваемого вида деятельности. Так, именно из государственного бюджета предоставляются средства на проведение научных исследований в сфере физкультуры и спорта. Государство содержит центры спортивной подготовки, научные организации и образовательные структуры соответствующего профиля, а также многие другие подразделения. Оно принимает участие в подготовке сборных команд по различным видам спорта, представляющим страну во всем мире, а также в научно-методическом обеспечении. Сегодня государство предоставляет программное обеспечение системы физкультуры и спорта, осуществляет функции, связанные с изданием учебной, научной и научно-популярной литературы соответствующей тематики, согласно федеральной программе по развитию физкультуры и спорта. И наконец, именно государственными усилиями создается единая система обеспечения информацией в рассмотренной сфере.

Комментарии