Трапунто: техника выполнения, особенности и мастер-класс
Новое - хорошо забытое старое.
Высказывание мадемуазель Бертен, модистки королевы Франции Марии-Антуанеты, актуально уже почти 200 лет. Действительно, мода движется если не по кругу, то точно по спирали. Яркие принты сменяет клетка, затем полосы, однотонные полотна, блестящие, рельефные и снова принты. Новые технологии, новые материалы, но силуэты все те же, что были 20 или 30 лет назад. И вот в моду вновь вошла стеганая ткань. Ромбы, полосы, квадраты... А что, если хочется романтики, изысканности, плавных линий, но при этом оставаться в тренде? Именно тогда на помощь приходит такая техника, как трапунто.
Что же это - вышивка или стежка?
Сущность
Техника трапунто - объемная вышивка. В классической вариации на двухслойной основе вышиваются контуры основного рисунка: как правило, это цветы, перья, завитки, геометрические фигуры. Затем на подкладочном слое раздвигаются волокна ткани и набиваются элементы рисунка ватой или другим наполнителем. Кроме того, заполняется свободное пространство произвольной фоновой строчкой (линии, сетка, спирали, волны, эхо), которые при необходимости также наполняются. Данный процесс трудоемкий и требует максимальной усидчивости и внимательности.
Существует и второй способ выполнения трапунто. Он появился относительно недавно, однако большинство мастеров выбирают именно его. Суть способа заключается в том, что между двумя слоями ткани заранее прокладывается слой листового наполнителя, после чего выполняются строчки основного рисунка и фона. Благодаря тому, что наполнитель изначально находится в основе, дополнительно набивать изделия, как правило, не надо. Это существенно экономит и силы, и время. Также стоит отметить, что использование цельного листа наполнителя позволяет добиться одной толщины у аналогичных элементов. Хотя современный вид трапунто можно отнести уже не к вышивке, а к стежке.
История
Данная техника имеет очень глубокие корни. Родиной ее считается остров Сицилия, где еще в III веке н. э. деревенские девушки развлекались, создавая объемные полотна. В основном это были растительные мотивы или геометрические фигуры, но встречались и сюжетные варианты, например, история о Тристане и Изольде. Девушки вышивали на двойном полотне узоры, после чего наполняли ветошью, ватой или нитками элементы, придавая им объем.
В конце XVII века вышивка в данной технике покорила высший свет Европы. С этого времени для основы стали выбирать белоснежные дорогие материалы, например, батист, что вкупе с трудоемкостью процесса привело к тому, что позволить себе такие вещи могли только очень состоятельные семьи, да и то только по праздникам. Например, покрывало в технике трапунто стелили в первую брачную ночь. На рождение детей дарили одеяльце, а на крещение - крестильные наборы.
В связи с техническим прогрессом и автоматизацией производства изделия стали доступны более широкому кругу населения, однако до сих пор они ассоциируются с достатком, роскошью и изысканностью.
Инструменты и материалы
Прежде чем приступить к созданию изделий в технике трапунто, необходимо подготовить следующие материалы и инструменты:
- Бумага.
- Карандаш.
- Лайт-бокс (копировальная бумага).
- Водорастворимый маркер.
- Ткань.
- Наполнитель.
- Ножницы.
- Иглы.
- Нити.
- Пяльцы.
- Швейная машина.
Данный список может незначительно меняться в зависимости от предпочтений мастера. Например, вместо маркера можно использовать мыло или карандаш, а лайт-бокс можно заменить не только копировальной бумагой, но и хорошо освещенным окном.
Кроме того, начинающим технику трапунто лучше осваивать вручную и на небольших изделиях. Это позволит лучше понять суть такой вышивки, поэкспериментировать с натяжением нити, подобрать оптимальные материалы, а также понять, будет ли новичок в дальнейшем заниматься данным видом творчества или нет.
Швейная машина
Швейная машина существенно упрощает процесс работы с изделием, но и здесь существует несколько нюансов. Во-первых, она должна быть достаточно мощной, чтобы производить большое количество строчек без сброса настроек и перегрева. Во-вторых, необходима специальная лапка для вышивки, которая не закрывает обзор и позволяет легко перемещать ткань под иглой. В-третьих, машинка должна иметь функцию свободного хода, то есть давать возможность свободно передвигать ткань не только вперед и назад, но и в стороны или под углом. Именно это позволит делать строчки максимально плавными, а способность останавливаться в положении, когда игла остается внутри изделия, облегчит движение по рисунку, не прерывая шов. Идеальными машинами в данном случае являются специализированные (для стежки) либо те, у которых имеется функция квилтинга или просто буква Q, что, по сути, одно и то же.
На классической бытовой машине также можно работать в технике трапунто, однако при этом необходимо выбирать несложные рисунки небольшого размера, которые легко можно будет провернуть вокруг иглы. Понадобится также внимательно следить за настройками натяжения нитей и делать несколько подходов, чтобы она не перегрелась.
Ткань
Внешний вид готового изделия напрямую зависит от материала. Для того чтобы вышивка в технике трапунто выглядела максимально привлекательно, необходимо использовать тонкий, но плотный однотонный материал, который имеет полотняное плетение. Обычно для этих целей выбирают хлопчатобумажные ткани, сатин, батист или шифон. Также можно использовать и другие материалы, однако на слишком плотной ткани практически не будет объема, а на тканях с рыхлым плетением, например, атласных, будет пропадать строчка, совпадающая с длинными участками в структуре. Данный материал, конечно, можно использовать, однако при этом его нужно располагать так, чтобы горизонтальные или вертикальные линии не проходили параллельно долевой нити.
Подкладочную ткань можно выбрать такую же, как и основную - тогда изделие будет двусторонним - либо же другую. Главное, чтобы она не тянулась, иначе весь объем вышивки уйдет вниз. А если будет использоваться классическая техника с последующим наполнением, то структура полотна должна быть достаточно рыхлой, чтобы была возможность раздвинуть волокна, набить элемент наполнителем, а затем восстановить плетение. Можно взять и плотную ткань, но в этом случае необходимо будет сделать надрезы на каждом элементе, после чего наполнить его, а отверстие зашить.
Наполнитель
Сегодня существует множество наполнителей, которые подходят для прикладного творчества. Классические вата и поролон уже практически не используются, потому как оба со временем приобретают желтый оттенок. Кроме того, за изделием с ватой тяжело ухаживать, а поролон со временем начинает крошиться. Также уже не особо используют и синтепон. Связано это с тем, что готовые изделия с таким наполнителем нельзя утюжить, так как он слипается и восстановить объем уже невозможно. Поэтому самыми оптимальными на данный момент наполнителями являются холофайбер и спанбонд.
Нитки и иглы
Очень важно, чтобы строчки данной вышивки были аккуратными и неразрывными. Поэтому большую роль играет выбор нитей. Лучше остановиться на полиэстровых и акриловых. Они, в отличие от хлопковых, не распушатся при трении об иголку и являются более прочными. Что касается цвета, то здесь все индивидуально. Красиво смотрится вышивка, выполненная нитями как подобранными под ткань, так и контрастными. Кроме того, в вышивке можно использовать несколько нитей разных цветов, чтобы разнообразить рисунок.
Иглы должны быть тонкими, длинными и иметь большое ушко. Именно в этом случае на материале не будет оставаться больших отверстий, а нить будет легко скользить за иголкой. Желательно для каждой работы использовать новую иглу.
Этапы
Когда выбраны и приготовлены все материалы, можно приступить к созданию изделия. Мастер-классов по технике трапунто достаточно много, но все они включают в себя следующие этапы:
- Разработка рисунка.
- Перенос на ткань.
- Формирование основы.
- Вышивка.
- Обработка края.
Каждый этап очень важен в работе и имеет ряд особенностей.
Разработка рисунка
Рисунок обычно используют модульный, состоящий из множества повторяющихся элементов. Найти его можно как в специализированных журналах, так и на просторах интернета. Однако нет ничего прекраснее, чем создание изделия по собственным эскизам. Для того чтобы нарисовать симметричное изображение, достаточно нанести на лист лишь половину модуля, а затем отразить его зеркально с помощью лайт-бокса, светлого окна или копировальной бумаги. После того как модуль будет готов, его переносят на пластиковый лист или бумагу, формируя законченный эскиз изделия. Также можно воспользоваться графическим редактором и его возможностями редактирования изображения.
Перенос на ткань
После того как готов эскиз, его необходимо нанести на ткань. Лучше это делать, используя лайт-бокс. Но если ткань достаточно просвечивающая, достаточно просто подложить под нее рисунок и обвести все контуры смывающимся маркером для ткани. Подходит и цветное мыло, но им неудобно обводить мелкие детали, к тому же часть рисунка во время работы может стереться.
Второй способ позволяет перенести рисунок максимально точно и быстро. Для этого необходимо на эскиз положить прозрачный пластиковый лист, обвести рисунок, затем наложить заготовку на ткань чернилами вниз и аккуратно проутюжить. В результате рисунок отпечатается на материале.
Формирование основы
Это один из важнейших этапов. Сначала ткань необходимо подготовить - постирать и отутюжить. Если в качестве наполнителя будет использоваться синтепон, то готовое изделие уже нельзя будет подвергать активной термической обработке. При покупке ткани нужно иметь в виду, что в данном случае учитывается не только параметр усадки после стирки (как правило, 10% по длине), но и усадка на объем (от 7 до 10 процентов по всему периметру обязательно). Также лучше отрезать изначально больший размер материала, чем необходим с учетом всех усадок. Если размеры готовой вышивки соответствуют желаемому размеру, лишний материал можно обрезать, а вот если вышивка получилась меньше, чем надо, то ее можно дополнить фоновыми строчками или произвольными элементами, доводя размер до необходимого.
Саму основу следует выкладывать следующим образом:
- Нижний слой - его располагать лицевой стороной вниз.
- Наполнитель. Если говорить о синтепоне, то его плотность должна быть 100 г/кв. м. Более пышный материал не столько даст дополнительный объем основным элементам рисунка, сколько сделает грубым и толстым полотно с фоновой вышивкой. Кроме того, необходимо учитывать возможности пяльцев и высоту подъема лапки швейной машины. При чрезмерно большой толщине основы машинка может пропускать стежки, что нарушит целостность линий и внешний вид изделия.
- Верхний слой - уложить лицевой стороной вверх.
Все слои необходимо скрепить между собой булавками, а если размеры полотна большие, то лучше склеить края водорастворимым клеем.
Вышивка
Сама по себе техника выполнения трапунто достаточно проста: достаточно лишь вышить контуры рисунка, двигаясь от центра к краям. Таким образом можно избежать появления ненужных складок и заломов. Длина стежка должна равняться примерно 2 мм. После того как все линии эскиза будут прошиты, следует приступать к фоновой строчке. Можно заранее нанести ее контуры на ткань маркером либо двигаться в произвольном порядке. Чем плотнее и мельче будет фоновый орнамент, тем лучше будут просматриваться основные объемные элементы. Лишние нити следует закрепить и спрятать внутрь работы.
Готовую вышивку необходимо замочить на 15-20 минут в теплой воде, чтобы линии маркера полностью растворились, после чего аккуратно отжать через полотенце (выкручивать изделие нельзя) и высушить на горизонтальной поверхности. Уже сухую заготовку проверить на необходимость наложения дополнительной фоновой строчки либо добавки наполнителя в элементы основного рисунка. На этом этапе сама вышивка готова.
Кроме классической однотонной вышивки, существуют несколько вариантов придания яркости и цвета. Самый простой - вышивка по контурам заводского принта. Можно предварительно вышить гладью элементы на верхней части основы, нашивать цветную ткань по принципу аппликации, но самый интересный способ - это использование техники шадоу трапунто.
Она заключается в теневом окрашивании работы. Например, в классической вариации объемные элементы наполняли цветными нитями для вязания, которые, просвечивая сквозь верхний слой, и давали "теневую" окраску изделию. Для того чтобы создать подобную окраску в варианте с трехслойной основой, необходимо на изнаночную сторону верхнего слоя нашить лист фетра и вышивать только те детали, которым необходимо придать данный цвет. Затем лишний фетр отрезать, отступив от строчки 1,5 мм, и нашить все остальные цвета. После того как теневая окраска будет нашита, можно приступать к самой технике трапунто.
Важно! В данном случае фетр необходимо пришивать водорастворимыми нитями, чтобы не было дублирования строчки рисунка.
Обработка края
Какой бы красивой ни получилась вышивка, неряшливые края в корне загубят внешний вид изделия. Можно край закрыть косой бейкой: для этого необходимо сначала прошить основу по периметру, отступив 0,3 см от края, чтобы он не был толстым, а слои не сместились в процессе обработке, после чего нашить тесьму. Таким способом можно обрабатывать двусторонние изделия.
А вот если шить подушку в технике трапунто, то необходимо будет либо соединять две вышивки, либо вышивку с материалом для обратной стороны изделия. Также можно использовать широкую окантовку, помещая объемную часть в своеобразную рамку, как картину. Это позволит сконцентрировать внимание на необходимом элементе декора.
Хороший мастер-класс по технике трапунто для начинающих представлен в данном видео:
Несмотря на множество нюансов, кропотливый труд и достаточно сложную технику исполнения, даже начинающий мастер может создать уникальную вещь с объемной вышивкой трапунто, будь то прихватка, жилет, элемент на верхней одежде, подушка или покрывало. Главное - не бояться начинать новое и помнить, что королевскую роскошь и изящество можно сделать своими руками.