Расходы бюджета
Расходы бюджета - это выделяемые из сметы денежные средства. Исключение из них составляют те, что являются источником финансирования дефицитов бюджета. Подобные расходы являются основой сложной системы взаимоотношений, которые охватывают не только государственные органы власти, но и членов гражданского общества. Распределение государственных бюджетных средств по отдельным статьям расходов закреплено в специальных законах. Планирование бюджета, его обсуждение, а также процесс исполнения и контроля расходов являются элементами общего бюджетного процесса.
Количественную оценку расходов составляют такие показатели, как темпы их роста, их общий объем, динамический рост в отношении валового внутреннего продукта, структура этих трат, а также величина доходов государства, зависящая, в свою очередь, от уровня налогообложения, неналоговых бюджетных поступлений, собираемости налогов и ряда других факторов. Для изучения структуры таких трат используется классификация расходов бюджета.
Различные страны периодически принимают программы сокращения разных видов расходов для экономии бюджетных средств и усиления эффективности их использования. Но в целом расходы государственного бюджета имеют тенденцию опережения внутреннего валового продукта. Факторами, оказывающими влияние на динамику трат, являются:
- экономическое развитие страны;
- человеческое развитие (демографические и социальные показатели);
- НТП;
- политические и институциональные и факторы;
- внешние обстоятельства (различные чрезвычайные ситуации, подобные войнам или природным катаклизмам).
Расходы бюджета имеют классификации по определенным признакам.
По участию в общественном производстве государственные траты подразделяют на две части: первая направляется на развитие уровня материального производства и улучшение его отраслевой структуры, другая часть используется для содержания и дальнейшего развития непроизводственной сферы. Бюджет развития создается для осуществления поддержки государством инвесторов, вкладывающих финансы в развитие высокоэффективных инвестиционных проектов, либо непосредственным выделением им ассигнований на условиях срочности, платности и возвратности, либо предоставлением им государственных гарантий.
По общественному назначению расходы бюджета делятся на следующие главные расходные группы: финансирование обороны; промышленного производства; науки; мероприятий социально-культурной сферы; формирование резервных фондов; содержания правоохранительных органов и государственных органов власти и управления; расходы по обслуживанию государственного долга; внешнеэкономические расходы; прочие выплаты и расходы. Дополнительно выделяются затраты на финансирование приоритетных общегосударственных программ.
Все из перечисленных групп расходов бюджета делятся в свою очередь по ведомственным и целевым признакам. Согласно первой классификации, в каждой расходной группе выделяются соответствующие: или министерство, или другое учреждение государственного типа, или получающее бюджетные ассигнования юридическое лицо. Этот классификационный признак отражает самые мобильные изменения в расходной структуре. По целевому признаку выделяются расходы, отправляющиеся на конкретные затраты. Классифицирование расходов по целевым назначениям создает предпосылки рационального использования бюджетных средств, и является базой для осуществления действенного контроля за расходованием средств бюджета.
По территориальному признаку расходы бюджета делят в соответствии с уровнями государственного управления.