Истина в обществознании: определение понятия, критерии

Человека всегда волновал окружающий его мир. На протяжении всей своей истории он стремился к познанию тех закономерностей, согласно которым развивается природа вокруг, а также он сам. Но каким образом следует отличать настоящее, правдивое знание от заблуждения? Отвечая на этот вопрос, философы и начали формирование такого фундаментального концепта, как истина.

Что такое истина? Основные определения

Современная и общепринятая трактовка истины восходит к учению Аристотеля. Он считал, что истина не зависит от субъекта познания и должна опираться только на свойства непосредственно изучаемого объекта. В ином случае, утверждал он, истинными могли бы считаться совершенно противоположные по своему содержанию высказывания.

Два основных ее определения были сформулированы позже. Именно на основе этих классических высказываний мы можем выделить общее понятие истины в обществознании.

Согласно Ф. Аквинскому, «истина есть тождество вещи и представления».

Р. Декарт писал: «Слово «истина» означает соответствие мысли предмету».

Итак, под истиной в обществознании понимается соответствие полученных знаний о познаваемом предмете самому предмету.

Критерии истины

Однако для того, чтобы понять, является ли то или иное знание истинным, недостаточно простого определения. Именно поэтому возникла потребность в уточнении этого понятия и выделении критериев истины.

Существует несколько основных подходов к решению этого вопроса.

1. Сенсуализм

Эмпирики считали, что человек познает окружающий мир в первую очередь посредством органов чувств. Сам человек, его сознание рассматривалось как совокупность его ощущений, а мышление – как его производное.

Основным критерием истины они считали чувственный опыт.

Недостатки этой точки зрения довольно очевидны. Во-первых, органы чувств далеко не всегда способны передать информацию об окружающем мире точно, а значит, они не могут быть достоверным источником. К тому же, не все научные теории можно проверить на опыте, что особенно актуально в настоящее время, когда наука достигла своего нового уровня.

2. Рационализм

Существует и совершенно противоположная точка зрения. Согласно рационалистам, именно разум – основной критерий истины. За идеал знания они принимали математику и логику, с их строгими и точными законами. Здесь, однако, существовало серьезное противоречие – рационалисты не могли обосновать происхождение этих фундаментальных принципов и считали их «врожденными»

3. Практика

Выделяется еще один критерий истины в обществознании. Если знание истинно, оно должно подтверждаться на практике, то есть воспроизводиться в одних и тех же условиях с одним и тем же результатом.

Существует парадокс, который заключается в неравноценности подтверждения и опровержения действий. Научный вывод может быть подтвержден множеством экспериментов, однако если хотя бы один раз его результаты будут иными, это утверждение уже не может быть истинным.

К примеру, в средневековье считалось, что существуют только белые лебеди. Эта истина легко подтверждалась – люди видели вокруг себя множество птиц с белым оперением и ни одной с черным. Но после открытия Австралии на новом материке были обнаружены именно черные лебеди. Таким образом, знание, которое, казалось бы, было результатом многовековых наблюдений, было опровергнуто в одночасье.

Можно ли достичь истины?

Итак, каждый из критериев истины имеет в себе некоторые противоречия или недостатки. Поэтому некоторые философы начали задаваться вопросом о том, достижима ли истина или стремление к ней бессмысленно, так как ее все равно никогда не постигнуть.

С этим связано возникновение такого философского течения, как агностицизм. Оно отрицало возможность достижения истины, так как его последователи считали мир непознаваемым.

Существовало и менее радикальное направление философии – релятивизм. Релятивизм утверждает относительный характер человеческого познания. Согласно ему, истина всегда относительна и зависима от сиюминутного состояния познаваемого объекта, а также оптики познающего субъекта.

Виды истины в обществознании

Однако полностью признать непознаваемость окружающего мира и отказаться от попыток его изучения оказалось для человека невозможным. Возникла потребность "разделить" истину на два уровня – абсолютную и относительную.

Абсолютная истина в обществознании – это всеобъемлющее знание о предмете, которое раскрывает все его аспекты и не может быть дополнено или опровергнуто. Абсолютная истина не достижима, так как ее понятие во многом противоречит основному принципу познания – критичности. Важно понимать, что это скорее невозможный идеал, некий теоретический философский концепт.

На практике же чаще применяется относительная истина. Это промежуточные заключения, которые люди получают в своем стремлении достичь полного знания об объекте.

Относительность истины в обществознании обусловлена многими причинами. Во-первых, мир постоянно изменяется, и у человека нет ресурсов для того, чтобы описать его во всем многообразии. Кроме того, сами познавательные ресурсы человека ограничены: несмотря на постоянное развитие науки и техники, наши методы остаются несовершенными.

Истина и заблуждение

В противоположность истины в обществознании существует понятие заблуждения. Заблуждение – это искаженное знание о предмете, которое не отвечает действительности. Но если человек так стремится к получению точной информации, почему появляются ложные сведения?

Прежде всего это связано с несовершенством техники, с помощью которой мы получаем наши знания.

Во-вторых, еще средневековый философ Ф. Бэкон писал о так называемых «идолах» - представлениях о мире, заложенных глубоко в человеческой природе, которые искажают наши представления о реальности. Именно из-за них человек никогда не сможет быть объективным наблюдателем, а всегда будет непосредственно влиять на результат своего исследования.

Способы познания мира

Существует множество различных путей получения знаний о мире.

Самые распространенные способы получения истины в обществознании таковы:

  • Мифология.
  • Опыт повседневной жизни.
  • Народная мудрость и здравый смысл.
  • Познание посредством искусства.
  • Паранаука.

Научное познание как основной способ получения истины

Однако самым распространенным и «уважаемым» путем достижения истины является наука.

Научное познание состоит из двух уровней: эмпирического и теоретический.

Теоретический уровень включает в себя выявление закономерностей и скрытых связей. Основными его методами являются построение гипотез, теорий, формирование терминологического аппарата.

В свою очередь эмпирический уровень состоит из непосредственно опытов, классификации, сравнения и описания.

В совокупности эти уровни позволяют науке выявлять относительные истины.

Итак, темы истины в обществознании очень обширна и требует тщательного и подробного изучения. В данной статье были затронуты только основные, базовые ее аспекты, которые могут послужить введением в теорию для последующего самостоятельного изучения.

Комментарии