Педагогическая концепция - это... Подход к обучению и педагогические принципы
Современная педагогика требует новых уникальных и унифицированных подходов. Классические методы, которые предлагал еще Коменский, уже неэффективны. Это начали понимать ученые сначала 20 столетия. И тут вырисовывается новый вопрос: куда двигаться дальше и как учить детей по новой? Об этом рассказывают новые концепции, которые ориентированы на гуманный подход к детям, то есть теперь максимальное внимание отводится тому, чтобы максимально заинтересовать ребенка, и центром урока теперь является не учебник и не учитель, а сам ученик.
Суть педагогической концепции
Педагогическая концепция — это специальный методический прием учителя, где он несет собственные идеи, а также формирует цели, которые способствуют улучшению образования детей. Благодаря правильным выводам учителя и способам донесения информации, формируются физически и морально здоровые личности, которые очень важны для нашей страны.
Учитель должен наставить детей на верный путь и рассказывать как стать сильными личностями, приводя примеры из своей жизни, либо из жизни других людей. Он должен внушить подрастающему поколению, что они не должны бояться трудностей и всегда брать на себя ответственность на пути к цели. Именно тогда каждый воспитанник почувствует, что он является важным членом общества.
Общие положения
Общие положения играют ключевую роль, поскольку здесь рассматриваются важные аспекты педагогического процесса. Они помогают систематизировать межпредметные знания и систематизировать их вместе с методологическими приемами. Правильно определив объекты педагогической деятельности, можно понять специфику работы учителя на уроке, и насколько успешно он справляется с собственноручно разработанным алгоритмом.
Ключевые понятия и термины
В этом разделе требуется упорядочить все термины, которые должны между собой быть взаимосвязанными. Благодаря установлению связей между терминами, появляется однозначная трактовка, а логическая стройность усиливает доказательную базу. В целом, этот раздел направлен на то, чтобы максимально четко связать термины между собой.
Структура концепции в педагогике
Точной и однозначной трактовки концепции до сих пор не существует. Несмотря на это, некоторым экспертам удалось выработать наиболее точную формулировку данного термина: "Педагогическая концепция — это совокупность научных знаний об исследуемом объекте, которые оформлены специальным образом". В данном случае, на бумагу записывается информация, которая была получена в ходе педагогической деятельности.
Также концепция имеет и другие трактовки. Например, педагогическая концепция - это комплекс ключевых положений, где раскрываются особенности практической деятельности ученика.
Чтобы результаты были объективными, для этого нужно выделить ряд требований к исследованию:
- конкретность — описываются результаты, которые в конечном итоге должны быть воплощены в жизнь;
- измеримость — наличие инструментов для измерения деятельности;
- реальность — полное обеспечение всеми необходимыми ресурсами;
- контролируемость — наличие мощной информационной базы, которая будет корректировать результаты в случае необходимости.
Функциональное назначение концептуального подхода
Структура современного образования опирается на то, что важным является исследование феномена педагога, как воспитателя и организатора в структуре деятельности учебного заведения. Исходя из этого, педагогические принципы должны опираться на важные моменты, которые способствуют превращению теоретических педагогических знаний в практические навыки. Потому учитель должен уметь:
- группировать все свои знания так, чтобы они формировали единственную логическую систему, которая не будет нарушать структуру урока;
- объяснять ученикам, каким образом появилось и развивалось то или иное явление или процесс, с детальным описанием основных характеристик и параметров;
- выработать методологию исследования.
Цель
В концепциях педагогической деятельности цель играет ведущую роль. Цель формируется для того, чтобы обеспечить эффективное изучение определенного процесса или явления. Чтобы успешно реализовать цель и успешно воплотить цель в жизнь, необходимо разработать систему подцелей. Система подцелей выглядит следующим образом:
- абсолютно любую цель разделяют на отдельные уровни, которые должны быть равнозначными по масштабу и своему значению;
- описание конечного результата должно формироваться в ходе разработки начальной цели, которая является главной;
- обязательно планируются способы и возможность достижения той или иной цели.
В итоге общая цель может быть представлена через обеспечение:
- совершенствования идеи педагогической концепции;
- эффективности отдельного компонента педагогической деятельности, который исследуется в данный момент;
- качества результативности самого процесса;
- оптимизации и внедрения результатов эксперимента.
Границы применимости
К этим границам стоит отнести:
- Аспекты педагогического процесса, которые могут быть усовершенствованы, при использовании педагогической концепции.
- Достигнутый уровень знаний позволяет составить перечень эффективно решаемых проблем в конкретной ситуации. Без этих знаний было бы невозможно эффективно решать проблемы.
- Ближние и перспективные цели и задачи, стоящие в образовательной сфере, которые обосновывают потребность в создании педагогической концепции.
Теоретико-методологические подходы
Эти подходы являются важнейшими педагогическими принципами. Они помогают решить ряд важных проблем в сфере образования, которые включают:
- упорядочение терминологии;
- определение новых особенностей и свойств изучаемого объекта;
- выявление закономерностей и принципов развития;
- обозначение слабо изученных аспектов определенной проблемы;
- перспективы развития изучаемого направления для науки в целом.
Обычно в качестве теоретико-методологических обоснований исследований выступает совокупность методологических подходов, которые предназначены для исследования качественно различных объектов.
Основные современные педагогические концепции
Сейчас все современные педагоги ищут новые подходы к обучению. Потому каждая педагогическая теория в разных странах имеет две ключевые функциональные особенности. Первая заключается в том, чтобы получить эмпирические данные и теоретическую информацию, которая поможет повысить уровень образования в разных странах, а вторая направлена на то, чтобы при изучении опыта в сфере образования в разных странах, решить проблемы с образованием в своей стране. К сожалению, применение заимствованного опыта, который помог повысить уровень образования в одной стране, может еще ухудшить ситуацию в другой.
Потому опытные отечественные педагоги сомневаются, что зарубежный опыт позволит избавиться от проблем, и относятся скептически к внедрению западных технологий.
Еще Константин Ушинский говорил, что каждый народ имеет свою систему воспитания, потому не стоит одному народу внедрять педагогические технологии другого народа.
Бихевиоризм
Эта педагогическая концепция возникла начале 20 столетия. Основоположники утверждали, что личность определяет поведение. К тому же, поклонники бихевиоризма заменили термин предмет психологии на слово “реакция” (то есть считали, что поведение и активность человека, является простой реакцией или рефлексом).
Но позже теорию бихевиоризма начал развивать Скиннер, где начинал правильно утверждать, что реакция — последствия поступка человека в определенных ситуациях.
Бихевиористическая педагогика стимулировала технологический подход к воспитанию. Согласно ему, определяется совокупность заданных свойств личности, модель ученика, и проектируется система средств и методов воздействия. В цивилизованном обществе учение Скиннера подверглось масштабной критике, ведь многие утверждали, что это порождает грубое манипулирование личностью.
Но появился Дьюи и внедрил в систему образования теорию педоцентризма, где взрослые помогали адаптироваться детям в сложных ситуациях с помощью простых и развивающих упражнений. Сам Дьюи критиковал традиционную школу. Он утверждал, что не учитель и не учебник является центром учебного процесса, а сам ребенок. Это стало прорывом в педагогике.
Также новые технологии в образовании внедрил Роджерс, который определил важные принципы, стимулирующие поддержку ребенка:
- положительное отношение к ребенку;
- принятие его таким, каким он есть;
- безусловная любовь к каждому учащемуся (не физическая, а духовная).
Также, исходя из учений Роджерса, можно сделать следующие выводы о правилах педагогического общения:
- доверять детям и активно это показывать;
- помогать формировать индивидуальные и групповые цели;
- мотивировать к учению;
- выступать для школьников источником опыта;
- чувствовать и понимать личное состояние каждого ученика;
- владеть стилем неформального теплого общения с детьми;
- иметь положительную самооценку.
Неопозитивизм и экзистенциализм
Педагогика неопозитивизма негативно относится к тем, кто в основе воспитания важную роль отводит ложной идеологии, цели и задачи которой способствуют деградации среди подрастающего поколения. Тем самым выступая против того, чтобы манипулировали человеком и ущемляли его как личность, ведь он думает не как все. Здесь задача школы заключается в том, чтобы направить человека на интеллектуальное развитие, где он в свободном порядке избирает характер поведения. Этот новый подход решает задачи трудового воспитания.
Экзистенциализм гласит, что задача школы заключается в том, чтобы создать такие условия для школьников, чтобы они смогли найти самого себя, а также понять, как правильно сориентироваться в потребительском мире, где все решают деньги и связи. Поняв, как устроена современная меркантильная система, они смогут успешно отыскать свойства своей неповторимой личности и стать влиятельными людьми в своей сфере. Задача учителя - разъяснять этику человека. Ученые утверждают, что таким образом появляются творческие личности, и они учатся брать ответственность на себя.