Что такое вист: происхождение, правила, специфика в преферансе
Старинная игра в карты - вист, зародилась в 16-м веке в Великобритании. Затем на протяжении 17-18 веков широко распространилась по всей европейской территории, включая Россию. За партией частенько можно было застать посетителей кофейных и литературных салонов, а что такое вист, знали все, кто умел держать карты в руках. К 19-му веку были четко установлены правила, техника игры, законы и этикет.
Происхождение, сущность игры
Название игры происходит от английского whist - "молчать", "безмолвный", "тише". Потому что игра действительно требует сосредоточенности, внимательности и соблюдения тишины. Главная суть заключается в том, чтобы набрать максимум взяток, за которые начисляются соответствующие очки, в игре против партнера, взявшего прикуп.
Играют попарно (2, 4, 6 игроков), партнеры напротив друг друга, одной колодой из 52 карт, старшинством от двойки до туза, с установленным порядком мастей: червовая, бубновая, трефовая, пиковая.
Общие правила
Игра достаточно сложная, имеет много правил, поэтому понять, что такое вист сразу - задача непростая. Всем игрокам достается равное количество карт. Сдает тот, кому попалась карта самого младшего значения. Раздачу начинают вкруговую, от сидящего справа, по одной карте, а снимает колоду тот, кто по правую руку сдающего. Последнюю карту кладут рубашкой вниз, показывая всем - это козырь.
Первый ход - за сидящим слева от сдающего, все последующие делают игроки, взявшие взятку. Необходимо снести требуемую масть, но не перебивая ее. В том случае, если необходимой масти нет, кладут любую другую или бьют козырной. Игрок, выложивший самую старшую карту, становится обладателем взятки. Получить максимум взяток - главная игровая цель.
Козырные карты с фигурными изображениями (В, Д, К), включая туза и иногда 10, имеют название - онер. Их засчитывают равносильно взятке. За онеры записывают очки и дают специальные фишки с договорной стоимостью (понты). Например, за 4 онера записывают 4 понта, за 3 - три и т. д. Ведет запись, собирает взятки один из партнеров.
Две законченные игры называют роббер. Выигравшие две игры подряд (или 2 из 3-х) выигрывают роббер. После чего, по правилам, происходит смена партнеров. Залог превосходства в висте - навык запоминания ходов партнера и противников.
Но, несмотря на большую популярность, в 20-м веке вист потихоньку вытесняют такие забавы, как бридж и преферанс. В свою очередь, в преферансе используется такое понятие, как вист.
Вист по правилам преферанса
Основной смысл преферанса состоит в том, чтобы игрок смог оценить свои карты, сделать прикуп, заказать, выторговать, а затем разыграть наиболее выгодный контракт. Определившись с контрактом и обязательствами по нему, игроки формируют число взяток, которые сможет или нет, взять игрок. Если обозначенные условия игрок не в состоянии выполнить, он "пасует". Если условия выполнены и контракт разыгран - "вистует", но при этом отвечает за то количество взяток, которые предполагал взять, вот что такое вист в преферансе.
За каждую взятку на игрока записываются очки (висты), при недоборе взяток - штраф. Так как в преферансе не существует фиксированной ставки проигрышей или выигрышей, вист служит мерой подсчета стоимости штрафов и взяток. Если играют на деньги, цена 1-го виста определяется перед началом игры.
Преферанс и вист, по сути - коммерческие, строятся на основе взятия наибольшей взятки и записи полученных очков. Все очки по ходу игры записываются, суммируются в конце. Тот, кто имеет наибольшее число очков, выигрывает.