Компетенции и профессиональная компетентность
Сегодня руководители часто говорят о профессиональной компетенции своих сотрудников. Что обозначает это понятие?
Профессиональная компетентность - это сумма накопленного опыта и полученных знаний, позволяющих человеку быстро решать поставленные задачи в профессиональной области.
Компетентность, говоря научно, складывается из совокупности компетенций. А этот термин многозначный.
Компетенция, во-первых, обозначает личную способность работника решать производственные вопросы. Иногда случается так, что компетенция человека, не имеющего образования, но проработавшего в отрасли много лет, превышает компетенцию дипломированного специалиста. Она состоит из теоретического знания объекта (деятельности) и навыков практической работы с ним.
Кроме этого термин «компетенция» обозначает сумму требований, которые предъявляются к конкретному специалисту. Обычно в этом значении термин используют при найме на работу или аттестации специалистов. Сумма всех компетенций как раз и представляет собой понятие «профессиональная компетентность». Другими словами, это понятие можно рассматривать как суммарную характеристику личности, которая отражает полученное образование, накопленный опыт и ряд личностных качеств, позволяющих справляться с профессиональными обязанностями.
Структура профессиональной компетентности расчленяется на:
- Профессиональную квалификацию.
- Личностные особенности, важные для выполнения профессиональных обязанностей.
- Социально-профессиональный статус.
Разделение понятия «профессиональная компетентность» на теоретические представления и практические составляющих позволяет составить более детальное представление об нем.
Теоретические знания об объекте деятельности или круге обязанностей включают:
- Теоретические представления о том, что значит конкретная профессиональная квалификация.
- Теоретические представления о профессиональном статусе.
- Представления о профессиональных особенностях.
Способы работы с объектами тоже можно структурировать.
- Методы организации профессиональной специализации.
- Способы реализации статуса.
- Способы реализации профессиональных особенностей.
Однако нельзя сказать, что понятие «профессиональная компетентность» однозначно. Разные специалисты, изучающие педагогику, психологию, социологию, трактуют его по-разному.
Одни из них считают, что термин обозначает сумму познавательной активности и активности профессиональной. Высокий уровень развития этих факторов снижает психическую напряженность специалиста, повышает эго эмоциональное состояние, помогает накапливать опыт и успешно проходить цепочку «студент (ученик, стажер) - молодой специалист - профессионал - профессионал высокого уровня».
Другие специалисты пытаются распознать понятие «профессиональная компетентность» как способность в любой ситуации, связанной с профессией, действовать адекватно, самостоятельно. Это, в свою очередь, обязательно требует готовности к самосовершенствованию не только в профессиональной, но и в смежных областях.
Большая часть специалистов сходятся на том, что профессиональная компетенция включает в свою структуру следующий ряд составляющих:
- Гностические (профессиональные качества).
- Ценностно-смысловые (к ним относятся установки специалиста).
- Деятельностные (профессиональные умения).
- Личностные (особенности характера, помогающие профессиональному росту).
Профессиональная компетенция в сумме с технологичностью, навыками, общей и профессиональной культурой, инновационным подходом к деятельности является составной частью профессионализма.