Компетенции и профессиональная компетентность

Сегодня руководители часто говорят о профессиональной компетенции своих сотрудников. Что обозначает это понятие?

Профессиональная компетентность - это сумма накопленного опыта и полученных знаний, позволяющих человеку быстро решать поставленные задачи в профессиональной области.

Компетентность, говоря научно, складывается из совокупности компетенций. А этот термин многозначный.

Компетенция, во-первых, обозначает личную способность работника решать производственные вопросы. Иногда случается так, что компетенция человека, не имеющего образования, но проработавшего в отрасли много лет, превышает компетенцию дипломированного специалиста. Она состоит из теоретического знания объекта (деятельности) и навыков практической работы с ним.

Кроме этого термин «компетенция» обозначает сумму требований, которые предъявляются к конкретному специалисту. Обычно в этом значении термин используют при найме на работу или аттестации специалистов. Сумма всех компетенций как раз и представляет собой понятие «профессиональная компетентность». Другими словами, это понятие можно рассматривать как суммарную характеристику личности, которая отражает полученное образование, накопленный опыт и ряд личностных качеств, позволяющих справляться с профессиональными обязанностями.

Структура профессиональной компетентности расчленяется на:

  • Профессиональную квалификацию.
  • Личностные особенности, важные для выполнения профессиональных обязанностей.
  • Социально-профессиональный статус.

Разделение понятия «профессиональная компетентность» на теоретические представления и практические составляющих позволяет составить более детальное представление об нем.

Теоретические знания об объекте деятельности или круге обязанностей включают:

  • Теоретические представления о том, что значит конкретная профессиональная квалификация.
  • Теоретические представления о профессиональном статусе.
  • Представления о профессиональных особенностях.

Способы работы с объектами тоже можно структурировать.

  • Методы организации профессиональной специализации.
  • Способы реализации статуса.
  • Способы реализации профессиональных особенностей.

Однако нельзя сказать, что понятие «профессиональная компетентность» однозначно. Разные специалисты, изучающие педагогику, психологию, социологию, трактуют его по-разному.

Одни из них считают, что термин обозначает сумму познавательной активности и активности профессиональной. Высокий уровень развития этих факторов снижает психическую напряженность специалиста, повышает эго эмоциональное состояние, помогает накапливать опыт и успешно проходить цепочку «студент (ученик, стажер) - молодой специалист - профессионал - профессионал высокого уровня».

Другие специалисты пытаются распознать понятие «профессиональная компетентность» как способность в любой ситуации, связанной с профессией, действовать адекватно, самостоятельно. Это, в свою очередь, обязательно требует готовности к самосовершенствованию не только в профессиональной, но и в смежных областях.

Большая часть специалистов сходятся на том, что профессиональная компетенция включает в свою структуру следующий ряд составляющих:

  • Гностические (профессиональные качества).
  • Ценностно-смысловые (к ним относятся установки специалиста).
  • Деятельностные (профессиональные умения).
  • Личностные (особенности характера, помогающие профессиональному росту).

Профессиональная компетенция в сумме с технологичностью, навыками, общей и профессиональной культурой, инновационным подходом к деятельности является составной частью профессионализма.

Комментарии