"Горькая луна": отзывы, мнения критиков, сюжет, актеры и роли

Отзывы о "Горькой луне" до сих пор привлекают к себе внимание критиков и зрителей, так как это один из самых скандальных и обсуждаемых фильмов режиссера Романа Полански. Это мелодрама, которая вышла на экраны в 1992 году. Главные роли в ней исполнили супруга режиссера Эммануэль Сенье и Питер Койоти. Название является антонимом более распространенному выражению "медовый месяц".

О чем фильм?

Отзывы о "Горькой луне" до сих пор встречаются самые разные. В этой статье мы подробно расскажем, как к картине относятся критики и зрители.

В самом начале в центре повествования оказывается британская супружеская пара, которые после семи лет, проведенных в браке, отправились в путешествие по Средиземному морю. Их зовут Найджел и Фиона. Они выехали из Венеции, рассчитывают доплыть до Индии. Цель у них только одна: обновить свои отношения, которые за это время стали чересчур целомудренными.

На теплоходе, на котором они путешествуют, им встречается странная супружеская пара. Это пожилой американский писатель Оскар с симпатичной и юной женой Мими, француженкой по национальности. Оскару 50 лет, он частично парализован, так как страдает от поперечного миелита. По судну он передвигается на инвалидной коляске.

Оскар неожиданно решает поведать Найджелу историю своих романтических отношений с Мими.

История любви

Оказывается, что встретились они одним ранним утром в автобусе в Париже. У Мими не было билета, Оскар отдал ей свой. В то время ему было около 40 лет, а девушке - немногим за 20.

Между ними сразу возник бурный роман, который сопровождался сексом, стиравшим все границы, заставлявшим забыть о разнице в возрасте, жизненных принципах и приоритетах. Флирт очень быстро перешел в по-настоящему знойную страсть. Стало очевидным, что эти отношения способны привести к саморазрушению.

Их романтическая связь, которая поначалу была страстной и бешеной, постепенно стала ослабевать, а союз наскучил обоим. Оскар находился в поиске новых ощущений, поэтому пытался отделаться от надоевшей Мими. Девушка, наоборот, пыталась удержать его любой ценой, мечтая превратиться в его супругу, оставаться рядом с ним, перенося даже все возможные унижения. А их было немало. Оскар регулярно приводил домой других женщин, которые издевались над Мими, организовывал домашние вечеринки, на которых выставлял ее на посмешище.

Мими переносила откровенное презрение с его стороны, по настоянию Оскара была вынуждена сделать аборт, после чего стала бесплодной. В конце концов Оскар обманом заставил ее уехать в другую страну.

Через два года после этого он оказался в больнице, попав в серьезную аварию. Мими пришла к своему бывшему любовнику в больничную палату, где, пользуясь его беспомощным состоянием, столкнула мужчину с кровати. Оскар получила тогда еще одну травму, которая и стала причиной паралича. Однако Мими не оставила мужчину в таком состоянии, начала о нем заботиться, поставив в абсолютно зависимое положение от себя. Намного более зависимое, чем то, в котором находилась она сама несколько лет назад.

Месть

Фактически это была месть с ее стороны. Мими превратилась в его сиделку, а отношения между ними скатились к садомазохизму. К примеру, пользуясь тем, что Оскар ограничен в передвижениях, девушка занималась сексом со своим чернокожим любовником в пределах его слышимости.

Почти каждый вечер Мими отправлялась в ночной клуб или на вечеринку, а домой возвращалась глубокой ночью или под утро. На день рождения она подарила Оскару пистолет, как бы намекая, что его время пришло и ему пора застрелиться. Но этого не произошло, они до сих пор продолжают держаться друг друга, даже официально оформили свои отношения, мечта Мими о браке сбылась. Они стали мужем и женой, хоть их любовь уже давно превратилась в извращенную страсть, тщательно прикрытую взаимной ненавистью.

Развязка

Британская супружеская пара только до определенного момента остается в роли наблюдателей. Все меняется, когда Мими решает вовлечь их в свою опасную игру.

Она приходит к Найджелу, которому предлагает стать ее любовником. Но когда он выражает готовность к измене, сама начинает максимально оттягивать этот момент. В результате она окончательно отказывает Найджелу и проводит ночь с его супругой Фионой.

Фильм "Горькая луна" 1992 года завершается сценой, в которой Оскар убивает Мими из пистолета, который она сама подарила ему на день рождения.

Питер Койоти

Роль американского писателя, прикованного к инвалидной коляске, исполнил актер Питер Койоти.

Слава к нему пришла в середине 60-х годов, когда он стал одним из основателей театра The Diggers в Хейт-Эшбери. Это была творческая контркультурная площадка, чрезвычайно популярная в Америке в то время.

В кино из театра он перешел в 70-е годы, сыграв более чем в ста фильмах. Сейчас ему уже 77 лет. Помимо фильма "Горькая луна" стоит отметить его работы в комедии Педро Альмодовара "Кика", байопике Стивена Содерберга "Эрин Брокович".

Эммануэль Сенье

Актеры на роли в "Горькой луне" подобраны удивительным образом с максимальной точностью. Супругу Оскара Мими играет француженка Эммануэль Сенье, которой сейчас 52 года. Это третья жена режиссера Романа Полански, которая снялась также в его детективе "Неистовый", мистическом триллере "Девятые врата", комедийной драме "Венера в мехах".

Сенье начала карьеру модели в 14-летнем возрасте, вскоре получив международную известность, благодаря своей яркой и запоминающейся внешности.

На большом экране она дебютировала в 1984 году, снявшись в эпизодической роли в картине "Год медуз". Уже на следующий год она оказалась на съемочной площадке с Натали Бай и Джонни Холидеем в ленте Жан-Люк Годара "Детектив".

Среди ее лучших киноработ также необходимо отметить криминальную драму Николя Гарсиа "Вандомская площадь", за роль в которой она была номинирована на национальную премию "Сезар".

Хью Грант

В фильме "Горькая луна" актер Хью Грант из Великобритании исполнил роль Найджела. Это один из самых известных британских артистов современности.

В кино он впервые снялся в 1982 году в малозаметной картине "Привилегированные". Его первым успехом стала мелодрама Джеймс Айвори "Морис" об однополой любви в начале XX века.

Славу и признание у критиков он получил после работ в мистическом фильме ужасов Кена Рассела "Логово белого червя" и романтической комедии Майка Ньюэлла "Четыре свадьбы и одни похороны".

Настоящей звездой и секс-символом современного кино Хью Грант стал после комедийной мелодрамы Роджера Мичелла "Ноттинг-Хилл", романтической комедии Шэрон Магуайр "Дневник Бриджит Джонс", драмы Криса и Пола Вайц "Мой мальчик", комедийной мелодрамы Марка Лоуренса "Любовь с уведомлением", трагикомедии Ричарда Кертиса "Реальная любовь".

Кристин Скотт Томас

Супругу Найджела Фиону играет английская актриса Кристин Скотт Томас.

Ее карьера началась в 1986 году, когда она дебютировала в малозаметной ленте "Под вишневой луной". Громкий успех к ней пришел как раз после фильма Полански "Горькая луна".

В 1996 году Скотт Томас была номинирована на премию "Оскар" за работу в мелодраме Энтони Мингеллы "Английский пациент". Правда, награда ей так и не досталась.

Ее главное достижение - премия BAFTA за лучшую женскую роль второго плана в романтической комедии "Четыре свадьбы и одни похороны".

Роман Полански

Для режиссера Романа Полански "Горькая луна" стала значимой работой в его карьере, хоть и не самой знаменитой. Это режиссер, который вырос в Польше, затем долгое время жил в Великобритании и США, а с 1976 года находится во Франции.

Его первая же работа стала настоящей сенсацией. Это была камерная психологическая драма "Нож в воде", снятая еще в 1962 году. Это был первый фильм в истории польского кинематографа, в котором в качестве музыкального сопровождения был использован джаз, показана обнаженная женщина. Он даже получил номинацию на премию "Оскар" за лучший фильм на иностранном языке.

Уже вторая его картина не только подтвердила его славу как одного из самых успешных режиссеров современности, но и принесла ему "Серебряного медведя" на Берлинском кинофестивале. Это был психологический триллер "Отвращение", главную роль в котором исполнила Катрин Денев.

"Золотого медведя" Берлинского кинофестиваля Полански получил в 1966 году за криминальный триллер "Тупик", который сам считал лучшей работой в своей карьере. В 2002 году режиссер завоевал "Золотую пальмовую ветвь" Каннского кинофестиваля за историческую драму "Пианист", основанную на реальных событиях. В ней рассказывается судьба пианиста Владислава Шпильмана, который скрывается в Польше, оккупированной нацистами.

Его последней работой на данный момент стала психологическая драма "Основано на реальных событиях", которая вышла в 2017 году.

Мнение критиков

Отзывы критиков о "Горькой луне" оказались преимущественно положительными. Они отмечали невероятный накал страстей, который удается создать режиссеру на экране, а также то усердие, с которым Полански берется исследовать самые темные стороны человеческой души.

При этом нужно признать, что в фильме не сразу рассмотрели шедевр. Изначально на него ополчились практически во всем мире. В отзывах критиков о фильме "Горькая луна" (сразу после того, как он вышел) было много обвинений режиссера во всех смертных грехах, к чему он сам дал повод. Отмечалось, что режиссер позволяет себе комментировать пошлость, одновременно возводя ее в норму стиля, открывая в ней бездну искренности, что и делает фильма таким увлекательным.

Отзывы зрителей

Среди зрителей также нашлись поклонники и противники этой работы Полански. Причем первых оказалось значительно больше. В отзывах о фильме "Горькая луна" многие подчеркивали, что в работе над картиной Полански опирался на литературный источник. Поэтому для него имело такое большое значение дать этому тексту иное измерение, отыскивая его путь к воплощению.

В отзывах о "Горькой луне" зрители подчеркивали, что режиссеру удалось передать смысл и суть этой притчи писателя Паскаля Брюкнера об отношениях двух людей, которые больше напоминают великое таинство и невероятный труд.

К тому же, судя по отзывам о "Горькой луне" (1992), высоко была оценена актерская игра. Действительно, Полански удалось собрать на съемочной площадке первоклассных актеров, каждый из которых заслуживает восторженных оценок.

Неутешительный вывод, к которому в отзывах о фильме "Горькая луна" (1992) приходило большинство зрителей, заключается в том, что любовь мучительна, а пройти весь отрезок без потерь практически невозможно.

Среди негативных оценок отмечалось, что картина граничит в своей откровенности практически с порнографией. Это были основные претензии в отзывах о "Горькой луне" со стороны тех зрителей, которым фильм не понравился.

Комментарии