Каковы признаки умственной отсталости у детей?
На головной мозг человека возложена задача осуществления когнитивных функций. Именно с их помощью мы способны успешно работать, учиться и жить в этом мире. Но, к сожалению, порой такая функция дает сбой. Это способствует возникновению признаков умственной отсталости у детей, которые порой диагностируются уже у малышей до года жизни. Подобное явление часто не дает человеку нормально существовать в этом мире.
Недостаточное интеллектуальное или психическо-эмоциональное развитие ребенка нередко становится причиной его инвалидности, протекающей тяжело не только для него самого, но и для его близких и родных.
Знание признаков умственной отсталости у детей позволит родителю своевременно обратиться за получением помощи к врачам и как можно раньше начать непростой путь, направленный на реабилитацию маленького пациента и его адаптацию в обществе.
Виды патологии
Умственная отсталость является таким состоянием, когда у пациента страдают все когнитивные функции и наблюдается психическая неполноценность, не позволяющая ребенку адаптироваться в социальном плане наравне с его сверстниками.
Определение степени данной патологии является необходимым не только с диагностической, но и с прогностической целью. Именно поэтому в современной медицине используется унифицированная шкала, позволяющая дать оценку интеллекта (IQ), позволяющая выявить степень патологии и выразить ее при помощи баллов. Полученные результаты распределяются следующим образом:
- до 20 баллов - говорят об очень тяжелом отставании ребенка в развитии;
- 20-34 – о тяжелой степени;
- от 35 до 49 указывает на умеренную степень отставания интеллектуального развития;
- от 50 баллов до 69 говорят о легкой степени отставания от сверстников.
Дополнительно к этому оценивается поведение ребенка и выявляются сопутствующие психические расстройства. От результатов таких обследований и будет зависеть либо возможность пациента адаптироваться в обществе, либо указания к специализированному лечению, рекомендации по постоянному уходу.
Ранее существовала несколько иная шкала, с помощью которой проводилась оценка интеллекта. Она предполагала использование таких терминов, как олигофрения и дебильность, а также имбецильность. Та или другая степень, характерная для умственной отсталости, также находились в зависимости от IQ. Однако прежняя шкала оценок не отражала весь спектр вариантов подобного явления. С ее помощью можно было лишь частично указать на степени сочетания психических нарушений, происходящих на фоне снижения интеллекта.
Формы патологии
Признаки умственной отсталости у детей могут указывать на врожденные или приобретенные варианты задержки в развитии. Первые из них имеют место в связи с наследственными синдромами, а также проявляются из-за разнообразных генетических мутаций, произошедших в клетках эмбриона. Также врожденная патология возникает в связи с поступлением в организм матери различных токсинов. Это могут быть яды, наркотические средства, алкоголь и т.д.
Существует и приобретенное слабоумие. Порой оно возникает в результате травм черепа, а также перенесенных энцефалитов и менингитов.
Возникновению умственной отсталости способствует и тяжелая гемолитическая болезнь. Она характерна для новорожденных по причине резус-конфликта и других подобных формах влияния на организм плода и матери.
Основные этапы развития
В жизни ребенка педагогами и психологами выделяются определенные периоды, которые характеризуются заметными качественными перестройками организма.
Развитие человека происходит скачкообразно при переходе от одного этапа к другому. Исходя из традиционной периодизации выделяют:
- Младенческий возраст. Это период от самого рождения, который продолжается до года жизни.
- Преддошкольное детство. Этот этап начинается после года и длится до 3 лет.
- Дошкольное детство. Данный период имеет место от 3 лет до 7.
- Возраст младшего школьника – 7-11 лет.
- Средний (подростковый) школьный период – 12-15 лет.
- Старший (юношеский) школьный этап – 15-18 лет.
Рассмотрим признаки умственной отсталости у детей на начальных этапах их развития.
Младенческий возраст
Выявить признаки умственной отсталости у детей до года, если они выражены в легкой форме, просто невозможно. Ведь у таких детей нет еще навыков речи и нельзя определить степень развития мышления, памяти и т.д. Младенец является беспомощным существом и не в состоянии удовлетворить свои любые, даже базовые потребности. Его жизнь полностью зависит от взрослого человека, который его кормит, перемещает в пространстве и даже переворачивает с боку на бок.
Однако существуют и некоторые внешние признаки умственной отсталости у детей, которые могут быть выявлены сразу же после их появления на свет. Они имеют место при тяжелой степени нарушений. Среди них:
- ненормальное строение тела, лица и головы;
- наличие патологий внутренних органов;
- симптомы фенилкетонурии, представляющие собой бледность кожи младенца, кислый запах мочи и тела, вялость, неестественный цвет светло-голубых глаз, мышечная слабость, судороги, а также отсутствие самых элементарных реакций.
Если перечисленных выше внешних признаков умственной отсталости у детей не наблюдается, врачи определяют патологию по психическому и эмоциональному развитию ребенка, по его реакции на людей и окружающие предметы.
Какие признаки умственной отсталости у детей до года? У многих маленьких пациентов наблюдается задержка в развитии прямостояния. Такие малыши намного позже сверстников начинают держать головку, сидеть, стоять на ножках и ходить. Подобная задержка порой бывает весьма существенной и длится до 2 лет.
Симптомы олигофрении (умственной отсталости) у детей младенческого возраста выражаются также и в общей патологической инертности, безразличии, в сниженном интересе к окружающему миру. При этом не исключены крикливость и раздражительность.
Дети до года, страдающие от умственной отсталости, позднее приобретают потребность в эмоциональном общении со взрослыми. У них нет никакого интереса к игрушкам, висящим над кроваткой, или тем, которые показывает им взрослый. Отсутствует у таких малышей и жестовая форма общения.
Дети, имеющие умственную отсталость, до года жизни не могут разграничить «своих» и «чужих». У них не наблюдается рефлекса активного хватания. Не происходит у таких пациентов и формирования зрительно-двигательной координации. Помимо этого имеет место недоразвитие слуха и артикуляционного аппарата. Все это приводит к тому, что умственно отсталые малыши не начинают своевременно лепетать и гулить.
Психическое и моторное развитие детей в раннем возрасте
Если в первые периоды жизни отставание в развитии психики и нервной системы у детей с умственной отсталостью составляет от 2 до 3 недель, то в дальнейшем этот показатель нарастает буквально как снежный ком. И признаки умственной отсталости у детей 4 лет уже показывают их отставание от нормы на 1,5 и даже на 2 года.
Главным достижением малышей в раннем возрасте является овладение ходьбой, предметной деятельностью и навыками речи. Но это происходит у детей при нормальном развитии организма. После года жизни здоровые детки непременно начинают ходить.
Некоторые малыши с умственной отсталостью ничем не отличаются от своих сверстников сроками развития прямостояния. Однако ходить они начинают достаточно поздно. Порой этого не происходит до 3 лет. Симптомы олигофрении у детей (умственной отсталости) при этом выражаются еще и в движениях малышей. У них можно наблюдать неуклюжую походку, неустойчивость, замедленность или, напротив, импульсивность.
Не происходит также подлинного ознакомления с предметами окружающего мира у детей в возрасте до 3 лет. Признаком умственной отсталости у ребенка при этом служит так называемое «полевое поведение». Малыш берет в руки все, что оказывается в его поле зрения, тут же бросает эти вещи, не проявляя никакого интереса к их назначению и свойствам.
При нормальном развитии происходит возникновение и развитие предметной деятельности у детей до 2 лет. Признаки умственной отсталости малышей такого возраста заключаются в ее отсутствии. Их не интересуют игрушки (они даже не берут их в руки).
Признаки умственной отсталости у детей 2 лет можно увидеть и в том случае, когда дети осуществляют некоторые манипуляции с предметами. Однако, производя те или иные действия, малыш вовсе не учитывает назначение вещей и их свойства.
Развитие речи
Каковы признаки умственной отсталости у ребенка 3 лет? У него нет никаких предпосылок к развитию речи. Сформируются они только у детей 4 лет. Признаки умственной отсталости при этом заключены также в нарушении связи между словом и делом. Манипуляции ребенка порой недостаточно осознанны. При этом опыт маленького пациента, касающийся действий, не обобщается и не фиксируется на словах.
К тому времени, когда у нормально развивающихся детей речь превращается в активное средство общения, у малышей с патологией она находится в неразвитом состоянии. Первые слова появляются у них лишь в промежутке с 2,5 лет до 5.
Ученики младших классов с УО практически никогда не бывают инициаторами диалога. Специалисты связывают данный факт с их недоразвитой речью и узким кругом мотивов и интересов. Такие ученики не умеют до конца выслушать вопрос и не всегда могут на него ответить. В одних случаях они просто молчат, а в других пытаются что-то ответить, но делают это невпопад. Признаком легкой умственной отсталости у детей является запаздывание речи. Выражается это в заикании, гнусавости или немоте. Для умеренной степени УО характерен бедный запас слов и косноязычие. Развитие речи ребенка при этом происходит с опозданием на 3-5 лет.
Тяжелая стадия умственной отсталости представлена нарушением структуры слов. У таких детей речь недоразвита, они пользуются нечленораздельными звуками и жестами. Одни лишь нечленораздельные звуки издают пациенты, у которых диагностирована глубокая степень УО.
Дошкольный возраст
По мнению специалистов, для развития маленького пациента с умственной отсталостью переломным является пятый год его жизни. Это возраст, когда у него начинает проявляться интерес к окружающим его предметам, получению самых простых представлений об их свойствах.
При наличии признаков умственной отсталости у детей в 6 лет доминирующим продолжает оставаться наглядно-действенный (предметно-практический) тип мышления. Такие дошкольники не могут осуществлять продуктивную деятельность в виде рисования и работы с конструктором без специально организованных для них психолого-педагогических занятий. Только к концу этого периода у детей начинают свое формирование навыки самообслуживания. При этом нередко встречаются случаи, когда маленькие пациенты так до конца и не могут понять логику и последовательность выполняемых ими действий.
Роль игры
Психологами отмечены некоторые общие закономерности в развитии нормальных и аномальных дошкольников. Так, в жизни маленького пациента с умственной отсталостью, так же как и у его сверстников, обязательно присутствует «эпоха игр».
Для дошкольника подобная деятельность должна стать ведущей. В этом случае будет обеспечено развитие психологического фундамента маленького человека. До 5 лет малыш с УО берет игрушки в руки только для совершения с ними элементарных манипуляций. После этого возраста у него начинают развиваться процессуальные действия. Тем не менее в игре наблюдается формальность действий, стереотипность, отсутствуют элементы сюжета и замысел.
Восприятие и ощущение
Ученики начальных классов, страдающие от умственной отсталости, намного дольше своих сверстников разглядывают и узнают знакомый предмет. Это связано с их замедленным зрительным восприятием. Подобная особенность оказывает непосредственное влияние на ориентирование детей с УО в пространстве и на их обучение чтению.
Восприятие таких пациентов отличается недифференцированностью. Разглядывая определенный предмет, дети видят в нем только общие черты и не замечают специфических особенностей. Особенно сложно им активно приспосабливать свое восприятие к изменяющимся условиям. Они не могут узнать перевернутые изображения предметов, принимая их за другие.
Признаки легкой стадии умственной отсталости у детей выражаются в затруднении ориентирования и сужении объема зрительного восприятия. Для умеренного развития УО характерно отставание тактильного, слухового и зрительного анализаторов с одновременной аномалией слуха и зрения. Такой ребенок не может самостоятельно ориентироваться в сложившейся ситуации.
В случае тяжелой степени УО характерным является поверхностное восприятие и удовлетворительное определение окружающих предметов. При наличии глубокой степени УО развитие психики ребенка отмечено на наиболее низком уровне. Таким детям сложно ориентироваться, и они не отличают съедобные продукты от несъедобных предметов.
Внимание и память
Процессы сохранения, запоминания, переработки и воспроизводства различной информации умственно отсталыми детьми обладают своими особенностями. Так, внимание таких школьников непосредственно связано с их работоспособностью. По сравнению со своими сверстниками дети с УО запоминают намного меньше учебного материала. При этом отмечается довольно низкая точность полученных знаний.
Школьники с умственной отсталостью с трудом запоминают тексты. Дело в том, что им сложно разделить материал на абзацы, выделить из него главную мысль, установить смысловые связи, а также определить опорные выражения и слова. Результатом всего этого становится то, что в своей памяти такие ученики сохраняют лишь небольшую часть предложенного материала.
Учащиеся младших классов лучше всего запоминают текст с голоса учителя. В большей степени они еще имеют привычку ориентироваться на устную речь. Большинство учеников с УО овладевают техникой чтения примерно в 10 лет. Признаки умственной отсталости у детей – это произнесение предназначенного к запоминанию материала вслух. При одновременном слуховом и зрительном восприятии в памяти ребенка проще закрепляется необходимая информация.
Легкая степень УО у школьников характеризуется уменьшенным объемом внимания и его нестойкостью, ухудшением концентрации и быстрым забыванием. Дети с умеренной степенью УО обладают недостаточно развитой памятью. У них имеются нарушения в произвольном запоминании. Признаки тяжелой степени УО заключаются в слабом внимании и малом объеме памяти. В случае глубокой степени УО дети не способны запомнить предлагаемый им материал, ведь их память и внимание неразвиты.
Мышление
Данная функция осуществляется с помощью мыслительных операций, а именно синтеза и анализа, классификации и обобщения, сравнения и абстрагирования. Признаком умственной отсталости младших школьников является недостаточное развитие всех уровней в их мыслительной деятельности. Они затрудняются в решении даже самых простых практических задач. Примером может служить объединение картинки знакомого предмета, разрезанного на 2 или на 3 части, а также подбор геометрической фигуры, которая по своей величине и форме идентична данной.
Еще более сложными для детей младших классов с умственной отсталостью являются задачи, в которых необходимо проявить наглядно-образное или словесно-логическое мышление. Материал этими школьниками воспринимается упрощенно. При этом дети многое упускают, изменяют последовательность логических звеньев и не способны установить взаимоотношения между ними.
Весьма своеобразным у младших школьников с УО является течение мыслительных процессов. Проводимый ими анализ зрительного восприятия знакомого предмета отличается фрагментарностью и бедностью. Более полным он становится лишь в том случае, когда таким детям помогает своими вопросами взрослый.
Характерные признаки легкой степени УО - это ограничение способности к абстрактному мышлению. Но при этом выявляется относительно хорошее образно-наглядное мышление. Симптомом умеренной степени УО служат отсутствие обобщения, механическое заучивание и непонимание находящегося в информации скрытого смысла. Тяжелая степень УО проявляется бессистемностью, хаотичностью или полным отсутствием смысловых связей. Глубокая степень развития патологии отмечается отсутствием элементарных мыслительных процессов.