"Гран Торино": отзывы зрителей, краткое содержание, актерский состав, рецензии критиков
Отзывы о "Гран Торино" заинтересуют всех без исключения, кто планирует увидеть этот фильм. Это знаменитая драма, снятая Клинтом Иствудом в 2008 году. Главную роль в ленте исполнил сам режиссер. Это история ветерана Корейской войны, который на закате жизни живет в неблагополучном районе Детройта. Автомобиль "Форд – Гран Торино" остается его единственной радостью. Практически всю свою жизнь он проработал на заводе "Форд", где в том числе собрал и этот автомобиль в далеком 1972 году.
Сюжет картины
Отзывы о "Гран Торино" были преимущественно положительными. Картина начинается со сцены похорон супруги сварливого и вечно недовольного окружающим миром Уолта Ковальски. Это он всю жизнь проработал на заводе "Форд". На похороны приехали его взрослые сыновья, которых зовут Стив и Митч. Теперь они живут отдельно, у каждого своя семья. Им нет никакого дела до родителей, даже на похоронах матери они ведут себя неподобающим образом, допуская неуместные шутки.
Когда священник заканчивает проповедь, Уолт возвращается с родственниками в свой дом в пригороде Детройта. Там проходят поминки. Как только все начинают расходиться, он понимает, что ему теперь придется до самой смерти жить в одиночестве. Единственным живым существом остается лабрадор-ретривер по кличке Дэйзи. Далее подробно расскажем о содержании "Гран Торино", чтобы вы могли составить полноценное впечатление о ленте.
Пригород Детройта
В фильме "Гран Торино" зритель наглядно видит картину упадка, в которой оказался Детройт к этому времени. Когда-то город был практически полностью заселен белыми американцами. В основном, это были представители рабочего класса. Но после кризиса, когда большинство автомобильных заводов в округе закрылись, им на смену пришли выходцы из стран Азии.
На улицах стало неспокойно. Там орудуют вооруженные молодежные банды чернокожих и цветных. Уолт, будучи ветераном Корейской войны, ненавидит эмигрантов, особенно из Азии. Когда по соседству с ним поселяется семья хмонгов из Юго-Восточной Азии, это вызывает у него особенно сильное раздражение.
Он постоянно курит, из-за чего его одолевает сильный кашель. Своей единственной оставшейся отдушиной в жизни Уолт считает автомобиль "Гран Торино", в сборке которого он принимал участие несколько десятилетий назад.
Вскоре после похорон его приходит проведать священник отец Янович, пытаясь уговорить сходить в церковь, чтобы исповедаться. Именно на этом перед своей смертью настаивала его супруга. Уолт категорически против, но при этом признает, что жуткие кошмары о Корейской войне до сих пор его не отпускают.
Знакомство с Тао
Между тем, в семье соседей происходит конфликт. Застенчивый подросток Тао, выполняющий не традиционно мужскую работу, подвергается нападкам со стороны банды своего двоюродного брата Фонга по кличке Паук. Они заставляют Тао бросить неблагородное дело, чтобы вступить в банду. В качестве проверки на прочность, ему дают задание угнать "Форд", припаркованный в гараже Уолта. Когда Тао пытается угнать машину, старик спускается в гараж, спугнув юного преступника.
На следующий день бандиты вновь наведываются к Тао, но тот заявляет, что не будет членом их банды. Между бандитской группировкой и семьей подростка начинается потасовка, которая продолжает разворачиваться на лужайке Уолта. Тот появляется на крыльце с винтовкой в руках, заставляя бандитов ретироваться.
Соседи благодарны старику, начинают ему приносить различные подарки в качестве благодарности. Между тем, Тао терзает чувство вины. Юноша признается, что это он пытался угнать его "Форд". Несмотря на все перемены, Уолт остается все таким же угрюмым и нелюдимым. Он не принимает подарки, требуя, чтобы новые соседи оставили его в покое.
Но уже через несколько дней он видит, как к сестре Тао по имени Сю пристает группа из трех негров. Она гуляла с белым парнем, который наговорил лишнего вспыльчивым оппонентам. После короткого разговора Уолт достает из кармана палец в виде пистолета, но этим не пугает бандитов. Тогда он вынимает настоящий "Кольт", при виде которого темнокожие отпускают Сю.
Уолт отвозит Сю домой. По дороге она отвечает на вопросы своего соседа, рассказывая, по какой причине ее семья оказалась в Америке. Ее родители были союзниками американцев во время Второй Индокитайской войны. Из-за этого теперь им пришлось стать беженцами. Следующим вечером Сю приглашает Уолта на семейное торжество. Тот сначала по традиции отказывается, но поссорившись с одним из своих сыновей, который настаивает на его переезде в дом престарелых, решает все же пойти. К тому же, сегодня его день рождения, ему не хочется оставаться на праздник в одиночестве.
Находясь в гостях, Уолт понимает, что соседи-азиаты оказываются ему весьма симпатичными, с ними у него намного больше общего, чем с собственной семьей. После ужина мать Тао просит дать возможность юноше искупить вину за попытку угнать автомобиль. Тот в течение недели бесплатно помогает старику по дому. За это время он приводит в порядок крышу, избавляется от осиных гнезд, выкорчевывает старые деревья, перекрашивает дом. Уолт видит, что подросток слабохарактерный, поэтому решает ему помочь. Он начинает проводить с ним все больше времени, учить ремонтному и плотницкому делу, дарит инструменты, помогает устроиться работать на стройку. Уолт помогает юноше разобраться в себе, уговаривает перестать робеть и пригласить девушку Юа, которая ему нравится, на свидание. К тому же Уолт начинает принимать подарки, которые на его крыльце продолжает оставлять семья соседей. Со временем их отношения окончательно налаживаются. Примечательно, что он при этом не отказывается от расистских ругательств, но на это никто уже не обращает внимания.
Тем временем здоровье Уолта начинает ухудшаться. Он кашляет кровью, поэтому Тао опасается за его жизнь. Старик отправляется на медицинское обследование, но его результат так и остается неизвестен для зрителя.
Возвращение бандитов
Семья Тао вновь подвергается нападкам со стороны молодежной банды двоюродного брата юноши. Его ловят, когда тот возвращается с работы, прижигают к щеке сигарету, ломают инструменты, подаренные Уолтом. Когда старик узнает об этом через несколько дней, то приходит в ярость. Он выслеживает одного из участников банды, избивает его, требуя, чтобы бандиты оставили Тао в покое.
В ответ на это преступники организуют нападение на дом хмонгов. Ночью они подъезжают на машине, обстреливая здание из пистолетов-пулеметов. К тому же, они насилуют Сю и сильно ее избивают. Тао, находящийся в ярости, хочет мстить, он просит помощи у Уолта. Разгневанный главный герой сам чувствует часть своей вины за случившееся. Он соглашается, что так оставлять это нельзя, но при этом отговаривает от безрассудных и неподготовленных поступков. План мести должен быть тщательно продуман.
На следующий день Уолт впервые в своей жизни заказывает костюм, заходит к парикмахеру, исповедуется в церкви. Затем встречается с Тао, тщательно обсуждает план. Старик демонстрирует юноше оружие, а затем запирает в подвале своего дома. Он рассказывает, что совершил множество убийств на войне, но за один свой поступок ему стыдно до сих пор. Каждый день он вспоминает про убийство корейского солдата, который хотел сдаться в плен, а Уолт выстрелил ему прямо в лицо. Теперь он не желает, чтобы тяжелое бремя убийства другого человека легло на плечи подростка.
Убедившись, что Тао теперь в безопасности, главный герой едет в бандитский притон. Уже на пороге их дома он вступает в конфликт с преступниками. На шум появляются соседи, они вызывают полицию. Уолт достает из куртки сигарету, провоцируя бандитов на то, чтобы они начали стрелять. Он просит у них огня, а затем еще раз засовывает руку во внутренний карман со словами: "Огня у меня самого хоть отбавляй". Преступники, посчитав, что там у него оружие, расстреливают Уолта. Когда его тело падает на землю, видно, что в руке осталась зажигалка с эмблемой Первой кавалерийской дивизии, за которую он сражался в Корее. Свидетелями этого жестокого убийства становятся все соседи в округе. Полиция, которая находится в засаде, арестовывает членов банды. Теперь они не в состоянии терроризировать семью Тао, так как надолго отправляются в тюрьму. Приехавший на место Тао узнает от полицейских, что Уолт был безоружен.
В следующей сцене фильма "Гран Торино" 2008 года зрители видят похороны Уолта. Святой отец Янович признается, что много узнал о его жизни за этот недолгий срок. При ознакомлении с завещанием семья главного героя с удивлением для себя выясняет, чтоб дом Уолт решил оставить церкви, а свою любимую машину подарил соседу Тао. В завещании он так и пишет, что оставляет ее своему другу, но только при условии, что тот не срежет с нее крышу и не нарисует идиотских молний.
В финальной сцене Тао едет на "Форде" Уолта с его собакой на переднем сидении. По шоссе он уезжает в сторону горизонта.
Награды и сборы
Премьера кино "Гран Торино" в России состоялась в декабре 2008 года. Картина получила положительные отзывы, несмотря на отсутствие престижных наград на крупных фестивалях.
В США и странах Западной Европы зрители в отзывах о фильме "Грант Торино" 2008 года подчеркивали, что режиссеру удалось поднять актуальные и важные для современного общества темы криминализации общества, межрасовых взаимоотношений, растущей разобщенности между поколениями.
Во всем мире ленте удалось заработать почти 270 миллионов долларов. Дополнительно удалось продать более четырех миллионов DVD-дисков с копиями картины на сумму почти в 60 миллионов долларов.
Единственной престижной наградой фильма "Гран Торино" 2008 года стала премия "Сезар" за лучший иностранный фильм. При этом картина была номинирована на множество других премий. В частности, на "Золотой глобус" за лучшую песню. Сам Клинт Иствуд претендовал на премию Национального совета кинокритиков США и премию "Выбор критиков" за лучшую мужскую роль. Также Национальный совет кинокритиков номинировал Ника Шенка за лучший оригинальный сценарий. Многие оставили хорошие отзывы о фильме "Гран Торино" 2008 года.
Лента вошла в шорт-лист премии "Давид ди Донателло" за лучший иностранный фильм, получила номинацию на премию "Сатурн" на лучшую приключенческую картину.
Впечатления критиков и зрителей
Отзывы о фильме "Гран Торино" были преимущественно положительными. Американские критики и обозреватели поражались, насколько убедительно смотрелся в роли главного героя остросюжетного боевика 78-летний Клинт Иствуд. Во многих рецензиях на фильм "Гран Торино" его называли реквием по индустриальному кладбищу, в которое в настоящее время превратился когда-то могущественный промышленный центр Детройт. Особенно отмечалась монументальность образа, который создал на экране Иствуд. Его лицо сравнивали с окаменевшим деревом, находя сходства в его образе с грязным Гарри, оказавшимся в одичавшем современном мире.
В рецензиях на "Гран Торино" критики нередко отмечали, что фильм покоряет своей удивительной простотой. Это и подкупало зрителей в кинотеатрах. В отзывах о фильме "Гран Торино" они подчеркивали, что картине удавалось затронуть их тонкие душевные струны, напомнить о человеческих инстинктах. Многие видели основной посыл в важности становиться более открытыми, душевными, особенно по отношению к представителям других национальностей. Часть зрителей заинтересовал опыт старого человека, который Иствуду удалось передать, продемонстрировав уникальное актерское мастерство и талант. Его игра заслужила самых восторженных отзывов. В фильме "Гран Торино" 2008 году многие узнали его и как гениального актера, и как блестящего режиссера. Оказалось, что можно с увлечением наблюдать за обыденными на первый взгляд вещами: как человек ходит, роняет какие-то слова, пьет пиво, общается с людьми, держит инструменты.
Некоторые отечественные кинокритики в отзывах о "Гран Торино" сравнили его с драмой Станислава Говорухина "Ворошиловский стрелок". При этом отмечалось, что герой отечественной драмы, по задумке режиссера, осуществляет индивидуальную месть, причем с безопасного для себя расстояния и через оптический прицел. Американский герой нашего времени приносит себя в жертву, чтобы предоставить возможность представителям правопорядка вершить закон.
В отзывах о "Гран Торино" 2008 года подчеркивалось, что Иствуд, как и во многих своих последних фильмах, противопоставляет циничной системы тотального коллективного разложения обычного американского обывателя. Причем результат этого противостояния успешен, хоть и несет значительные личные потери, вплоть до потери собственной жизни, как в этой работе.
Клинт Иствуд
Режиссер "Гран Торино" - культовый американский актер и режиссер Клинт Иствуд. Он же исполнил в фильме главную роль. Он родился в Сан-Франциско в 1930 году в семье заводских рабочих.
Его детство пришлось на времена Великой депрессии в США, поэтому семье пришлось регулярно переезжать по Западному побережью, так как родители находились в поиске работы. В результате они осели в Калифорнии, где Клинт окончил школу. Когда он учился в технической школе в Окленде, ему впервые предложили попробовать себя в качестве актера, но тогда он отказался, решив зарабатывать на жизнь, занимаясь более приземленными делами.
Из университета Сиэтла его призвали в армию. Именно в рядах американских вооруженных сил на него обратил внимание помощник режиссера приключенческого сериала "Сыромятная плеть", предложив попробовать себя в образе ковбоя. Оказавшись на съемочной площадке, он стал весьма востребован в качестве положительного героя вестернов. Популярность ему принесло сотрудничество с режиссером Серджо Леоне. В частности, вестерн "За пригоршню долларов".
В 60-80-е годы Иствуд становится одной из самых известных звезд в Голливуде, благодаря своему классическому образу немногословного героя вестернов и боевиков. В 1968 году он основал собственную киностудию, с тех пор пробует себя в роли режиссера, снискав славу и на этом поприще.
С 1971 году Иствуд преимущественно играет в фильмах, в которых сам становится и режиссером. Немногочисленными исключениями становятся криминальный триллер Вольфганга Петерсена "На линии огня" и драма Роберта Лоренца "Крученый мяч".
В биографии актера есть несколько поистине удивительных страниц. Например, с 1986 по 1988 годы он был мэром небольшого городка в Калифорнии Кармел-бай-Си, население которого не превышает четырех тысяч человек. Свою заинтересованность политикой Иствуд проявляет до сих пор. Например, в 2016 году он стал единственной голливудской звездой, открыто выступившей в поддержку Дональда Трампа на президентских выборах в США.
Несмотря на то, что в мировой кинематограф Иствуд пришел, в первую очередь, как актер, свои главные награды он завоевал в качестве режиссера. В 2009 году он получил премию Национального совета кинокритиков США за лучшую режиссуру спортивной исторической драмы "Непокоренный", основанной на биографии культового африканского политика Нельсона Манделы и Третьего чемпионата мира по регби, который в 1995 году проходил на территории ЮАР. Главные роли в этой ленте исполнили Морган Фримен и Мэтт Дэймон.
Более того, у Иствуда есть целые четыре премии "Оскар". В 1993 году он получил сразу две статуэтки за ленту "Непрощенный", лично как лучший режиссер, также картина была признана победительницей в номинации "Лучший фильм", опередив драму Мартина Бреста "Запах женщины", драму Нила Джордана "Жестокая игра", юридический триллер Роба Райнера "Несколько хороших парней", драму Джеймса Айвори "Говардс Энд".
В 2005 году Клинт Иствуд вновь получил две премии "Оскар". В тех же номинациях на этот раз первенствовала его спортивная драма "Малышка на миллион". По традиции, в своем фильме он исполнил главную роль. Его партнершей по съемочной площадке стала Хилари Суонк, завоевавшая награду за лучшую женскую роль.
В ленте Иствуда Суонк играет 31-летнюю официантку Мэгги Фицджеральд, которая занимается в секции бокса. Иствуд создает образ промоутера и тренера Фрэнки Данна, которому принадлежит спортивный зал. Поначалу он отказывается работать с Мэгги, потому что он женщина. Но девушка продолжает усердно работать самостоятельно, заслуживая уважение многих в зале. На нее обращает внимание старый боксер Эдди Дюпри (актер - Морган Фримен), который начинает понемногу ее тренировать.
Несмотря на почтенный возраст (Иствуду 88 лет) он продолжает работать до сих пор. В 2018 году в качестве режиссера и продюсера он выпустил сразу две ленты. Это были биографический драматический триллер "Поезд на Париж" о теракте в августе 2015 года, основанный на автобиографии Спенсера Стоуна, Джеффри Стерна, Алекса Скарлатоса и Энтони Сэндлера. Примечательно, что трое из них играют в картине самих себя.
Также вышел детективный триллер "Наркокурьер", в котором Клинт исполнил главную роль вместе с Таиссой Фармига и Брэдли Купером. Это история про пожилого ветерана Второй Мировой войны, который оказывается втянут в наркобизнес. В ленте также сыграли Майкл Пенья, Лоуренс Фишборн, Клифтон Коллинз младший, Мэнни Монтана, Ноэль Гульеми, Дайан Уист, Элисон Иствуд.
Би Ванг
Подбор актеров в фильме "Гран Торино" откровенно удивил и поразил многих. Иствуд пригласил практически на все роли малоизвестных артистов, которые ранее практически не играли на большом экране и на телевидении, были практически не заметны. При этом в отзывах о "Грант Торино" зрителями и критиками постоянно отмечалось, насколько зрелой оказалась их работа.
Исполняющий роль Тао Ланг Ло актер Би Ванг до этого просто не появлялся в кино. До сих пор его работа остается единственной, если не считать короткометражной ленты по мотивам этого же фильма. В ней подробно рассказывается, как снималось кино.
Эни Хи
Роль Су Ло исполнила актриса Эни Хи, которые сейчас всего 26 лет. А когда снимался "Гран Торино", было только 16.
Стоит отметить, что после успеха в работе Клинта Иствуда она не стала по-настоящему популярной, но в отличие от Би Ванга успела сыграть в еще нескольких громких картинах.
В 2011 году она появилась в комедии Сэма Боровски "Ночной клуб", а в 2016-м в фантастическом приключенческом боевике Зака Снайдера "Бэтмен против Супермена: На заре справедливости".
Кристофер Карли
На многих важных ролях оказались малоизвестные актеры в фильме "Гран Торино" 2008 года. Молодого священника отца Яновича, который пытается наставить на праведный путь главного героя, а в конце читает проповедь на его похоронах, играет Кристофер Карли. Несмотря на то, что на его счету уже несколько десятков работ, эта роль остается, пожалуй, самой заметной в его карьере.
Дебютировал Карли в 1997 году в комедии Роберта Белла "Колин Фитц". Затем на его счету было участие в сериалах "Клан Сопрано", "Закон и порядок. Специальный корпус", "Эд", "CSI: Место преступления Нью-Йорк", "Вероника Марс", "Доктор Хаус", "Числа", "Студия 60 на Сансет Стрип", "Сумасшедшие".
Среди его работ на большом экране стоит отметить роли в комедийной мелодраме Зака Браффа "Страна садов", драме Ричарда Мовера "Главная дорога", драме Джонатана Бетцлера "Возвращение домой", криминальной комедии Тима Кокса "Мисс Никто".
Талант Иствуда построить с малоизвестными актерами в "Гран Торино" удивительную по накалу страстей драму лишний раз подтверждает его гениальность.