Требования безопасности при погрузочно-разгрузочных работах: правила поведения, разработка инструкций, права и обязанности работников
На протяжении всей истории существования человеческой цивилизации людям приходилось решать постоянно возникающую и усложняющуюся с течением времени инженерно-техническую задачу - как переместить груз из точки "А" в точку "Б" за наименее продолжительное время, с наименьшими затратами труда, минимальными потерями и повреждениями перевозимого груза, с обеспечением здоровья тех, кто организует процесс и принимает в нем участие.
За последнее время система требований безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ получила основательную базу по технологии специализированных операций, информационному обеспечению, техническим средствам обеспечения выполнения данных технологий и процедурам по охране труда.
Общие вопросы организации грузовых операций
Процессы индустриализации, которые происходят в большинстве стран мира последние несколько десятков лет, привели к созданию большого количества различных транспортных средств, с разными характеристиками кузовов для размещения и хранения в процессе перевозки грузов. Каждый вид транспорта значительно отличается от другого. Различные виды транспорта имеют специфичные конструкции средств для обеспечения перевозочного процесса. Конструкция автомобиля, вагона или морского корабля обязана соответствовать типу перевозимого груза и его характерным особенностям.
Выполнение требований безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ приводит к разработке большого количества разнообразных конструкций транспорта - полувагоны для перевозки песка, рефрижераторные машины для продуктов, морские контейнеровозы, воздушные заправщики.
Перемещение груза состоит из трех основных этапов - загрузка требуемых материальных ценностей в транспорт, перемещение в требуемую точку пространства с сохранением всех свойств перевозимого изделия (материала, вещества) и выгрузка по прибытии. Как видим, с точки зрения мер безопасности при погрузочно-разгрузочных работах и технологии подготовительно-заключительных этапов перевозок грузовые операции являются крайне актуальными.
Анализ неблагоприятных факторов производства
На этапах рассматриваемых операций обслуживающий персонал выполняет свои функции с риском из-за концентрации различных неблагоприятных факторов в рабочей зоне.
К ним можно отнести:
- различные движущиеся машины, механизмы и их отдельные части (автокары, электрокары, транспортеры, ковши, промышленные магниты и др.);
- особенности опасных грузов с точки зрения их состава и свойств (кислоты и щелочь, продукты нефтепереработки, электролит, изделия большой массы и др.);
- вредные соединения в воздушной среде рабочей зоны;
- опасные с точки зрения получения травм поверхности в результате воздействия технологических элементов или грузов (обледенение, скользкие поверхности);
- свойства грузов, влияющие на вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций.
По степени получаемых последствий и требований безопасности при проведении погрузочно-разгрузочных работ они могут относиться либо к вредным - таким, которые при взаимодействии с работником приводят к переутомлению, снижению производительности труда либо возникновению профессионального заболевания (силикоз легких у шахтеров, заболевания мочеполовой системы у водителей или машинистов электровозов и др.). Либо опасные - те, которые могут привести к травматизму на производстве, несчастному случаю и даже летальному исходу (повреждение электрическим током, взрыв, пожар, падение с высоты тяжелого предмета). Меры безопасности при погрузочно-разгрузочных работах в этом случае являются определяющими.
Обязанности руководителя, которые способствуют созданию нормальных условий труда
Работодатель обеспечивает соблюдение требований безопасности при погрузочно-разгрузочных работах на основе требований трудового кодекса государства. Он обязан создать необходимые условия на рабочих местах, при нахождении в производственных зданиях или сооружениях, при обслуживании определенных видов оснастки, взаимодействии с различным сырьем (материалом).
Безопасность собственно грузовых операций обеспечивается:
- выбором рациональной технологической системы - технологических процессов, специализированной оснастки и оборудования, оптимальной производственной площади;
- выбором системы обеспечения рабочих мест - рациональность размещения средств и предметов труда, создание оптимальных параметров микроклимата рабочей зоны;
- выбором рациональной системы защиты - резиновые перчатки и сапоги, противогазы и защитные костюмы при работе с агрессивной средой;
- использованием соответствующей системы подготовки кадров - медицинское освидетельствование предполагаемых работников, их ознакомление с особенностями функций с позиции охраны труда.
ССБТ: работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности
Для формирования наиболее оптимальной по своим параметрам производственно-обслуживающей среды, отвечающей многочисленным условиям безопасности, разработана система специальных стандартов при осуществлении грузовых операций.
В общем виде требования безопасности при погрузочно-разгрузочных работах предусматривают необходимость использования для перемещения грузов специального оборудования. При необходимости разрешено использовать ручную транспортировку при обязательном учете действующих законодательных актов. Для безопасности необходим рациональный выбор способов и методов проведения работ, вида требуемой оснастки и др.
Характеристика этапов проведения работ
Представленная система имеет развитую информационно-управляющую базу по требованиям безопасности при производстве погрузочно-разгрузочных работ. Приведем в качестве примера наиболее распространенные пункты.
При выполнении этапов разгрузки изделий и последующих операциях для их хранения нужно учитывать следующее:
- Операции касательно материальных ценностей производят, делая упор на типовые номы отдельных производств и отраслевые нормативы, разработанные в пределах отрасли.
- Они проводятся согласно разработанным схемам - используя неспециальные средства транспортировки или в предназначенные места складирования.
- Грузы большой тяжести (свыше нормативных значений, указанных в инструкции) необходимо укладывать на специальные прокладки, позволяющие механизировать технологические процессы.
- Полки (стеллажи) для сохранности материалов должны соответствовать требованиям государственных стандартов.
- Если возникает необходимость хранения материалов без стеллажей, они упаковываются в ящики (коробки) и укладываются в виде штабеля на поддоны нужных габаритов.
- Соблюдать высоту от уровня пола до расположенных под потолком светильников с целью оптимизации объема пространства, отсутствия нарушений в работе и безопасности при погрузочно-разгрузочных работах.
- Необходимо соблюдать требуемые значения линейных размеров проходов и проездов.
При погрузке материальных ценностей работы погрузочно-разгрузочные по общим требованиям безопасности проводятся следующим образом:
- Готовую продукцию устанавливают в специальную тару (к примеру, поддоны), которая обеспечивает сохранность и уменьшает количество дополнительных операций по перемещению. Поддоны изготавливаются по требованиям НТД.
- Упакованные грузы помещаются на всю площадь тары однородно по расположению и плотности.
- При установке в контейнеры (кузова автомобилей) изделий (материалов) без поддонов, они устанавливаются рядами одинаковой высоты с максимальным использованием всей площади.
- Не разрешается помещать в транспорт тару с нарушениями в процессе упаковки (неплотности, слабости в увязке), создавать пустые зоны в разных частях автотранспортных средств (контейнеров).
- При выполнении грузовых операций и перемещении контейнера оборудованием для подъема (козловым, мостовым или другим краном), автопогрузчиком или иными средствами рабочим запрещено стоять сверху на контейнере или заниматься работой внутри него.
Требования к машинам
- Любые конструкции для подъема материалов или ресурсов используются в зависимости от имеющихся требований безопасности труда, указанных в технических условиях (на оснастку определенного типа).
- Используемая оснастка для поднятия грузов (лифты, краны) должна иметь регистрационную позицию в органах технического надзора и подлежит обязательному контролю и осмотру в сроки и в объемах, которые определены соответствующими органами.
- Технический контроль оборудования, которое регистрируется на предприятии, обязательно проходит в нужные сроки (раз в двенадцать месяцев - частичный, один раз в несколько лет - полный) для безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.
- Состояние всех единиц оснастки обеспечивает эксплуатацию и функционирование, оказывая минимальное воздействие на операторов.
- Электрические части имеют работоспособную и неповрежденную изоляцию. Их конструкция и система поддержки исправного состояния должны гарантировать безотказную работу различной сигнализации о непредвиденных ситуациях, безотказную работу контрольных приборов, ламп накаливания и других элементов системы. Должны исключать возможность короткого замыкания.
- На оборудовании в виде информационного элемента должна присутствовать характеристика его номинальной грузоподъемности. Должен производиться учет массы нетто и брутто.
- Территории под открытым небом для постановки транспортных средств должны иметь визуальную разметку, которая определяет место установки транспорта и требуемые проезды.
- Электрический транспорт, автокары (автопогрузчики) в незанятое время должны быть неактивны (выключены) для исключения их использования непрофильным персоналом и др.
Особенности штата грузовых операций
- Рабочие, которые заняты на грузовых операциях, обязаны проходить осмотр и контроль в медицинских учреждениях для выяснения соответствия и техники безопасности при погрузочно-разгрузочных работах.
- К работе операторов по обслуживанию грузоподъемной оснастки (крановщика, помощника, слесаря), стропальщика и электромеханика по контролю за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией лифтов допускаются работники, которым не менее 18 лет. Они должны пройти специальную подготовку и быть аттестованными в соответствующих заведениях или технических школах.
- Обязанности стропальщика могут выполнять рабочие других профессий, если они пройдут обучение и последующую аттестацию.
- Водители электрокаров (электропогрузчиков) обязательно проходят обучение по основам электробезопасности и имеют определенную квалификационную группу.
- Оператор транспортного средства отвечает за закрепление груза на автомобиле (платформе) и в случае нарушений, которые в перспективе вызовут последствия при последующей перевозке, может потребовать от грузоотправителя их ликвидации.
Средства, обеспечивающие защиту операторов
Требования безопасности при погрузочно-разгрузочных работах определяются в зависимости от типа предприятия, вида продукции, с которой совершаются грузовые операции (продукты питания в штучной таре, кислота в специальных емкостях, газовые баллоны и др.) и различные технические особенности предприятия (вид грузоподъемного оборудования, параметры грузовой зоны, схемы размещения и т. п.) Основная задача - максимально оградить работников специальных служб от негативных воздействий материалов и самих процессов погрузки и выгрузки.
К примеру, можно указать следующие требования:
- Работодатель обязан обеспечить работников соответствующими средствами (респираторами, противогазами, резиновыми перчатками и сапогами, защитными комбинезонами, касками и т. д.), которые позволяют безопасное проведение операций и минимизируют риск возникновения чрезвычайных ситуаций и производственного травматизма.
- Работники проходят обучение по правильному использованию выданных им защитных средств.
- Элементы для создания индивидуальной безопасности согласуются с техническими нормами, отраслевыми инструкциями и местными указаниями.
- Указанные средства готовятся до начала запланированных работ и проверяются на выполнение своих функций.
Опасные материалы
Процессы выполнения грузовых операций тесно связаны с требованиями пожарной безопасности при погрузочно-разгрузочных работах. Учитывая большие риски и опасные последствия при возникновении чрезвычайных ситуаций, рассматриваемые требования отличаются своей категоричностью и однозначностью.
Приведем ряд особенностей:
- Все опасные (пожароопасные) грузы предъявляются к грузовым операциям только в специализированной таре или упаковке.
- Рабочие зоны грузовых операций должны иметь соответствующие параметры микроклимата.
- Категорически запрещается использование открытого огня ближе чем в 50 метрах от мест проведения грузовых операций.
- Операторы (водители) транспорта не имеют права оставлять его без присмотра во время рабочих процессов (при самих операциях двигатель машины находится в выключенном состоянии).
- Грузовые площадки оборудуются противопожарными средствами предупреждения и защиты.
- Работники должны строго соблюдать рекомендации и предупреждения, указанные на клеймах и бирках груза.
- Не допускать падения изделий (материала) на землю, что приведет к повреждению упаковки или тары, разливу и последующему возгоранию.
Заключение
Требования безопасности при погрузочно-разгрузочных работах являются актуальной задачей для большинства предприятий всех секторов промышленного комплекса. Создание новых материалов, крупногабаритных конструкций, изделий для критически важных объектов промышленности (электростанций, производственных объектов и др.) требует постоянного совершенствования нормативной базы грузовых операций с целью соответствия изменяющимся требованиям производственной среды.