Что такое евхаристия: описание, значение таинства, особенности проведения

В церковных богослужениях для обозначения отдельных их составляющих часто используются термины, не особенно понятные людям, не знакомым с ними. То есть обычным прихожанам, не посещавшим воскресных школ и не разбирающимся в тонкостях организации службы и перечне составляющих ее понятий.

Одним из таких терминов является «евхаристия». Что такое и в чем суть данного таинства разобраться не так сложно, как кажется на первый взгляд. Иметь же представление о данном понятии нужно, поскольку это таинство присутствует не только в православных богослужениях, оно практикуется всеми христианскими конфессиями.

Что это такое?

Евхаристия – что это такое простыми словами? Это не что иное, как составляющая часть мессы или же литургии. Таинство служится во всех храмах любой из христианских конфессий. Но сам термин используется только в трех из них:

  • англиканство;
  • католицизм;
  • православие.

Протестанты называют таинство евхаристии хлебопреломлением или же попросту вечерей Господней.

В чем заключается это таинство?

Суть данного религиозного обряда заключается в освящении вина и хлеба, особом их употреблении. Иными словами, это та часть церковного богослужения, во время которой осуществляется причастие.

Считается, что первым описал данное священнодействие апостол Павел. Он же объяснил суть понятия и его смысл. Впервые же евхаристия состоялась во время последней трапезы Иисуса, известной большинству людей, даже не являющихся верующими, как Тайная Вечеря. Павел описал этот ритуал приобщения к телу и крови Христа. Но разумеется, это своего рода метафора. Суть обряда имеет гораздо более глубокий смысл, чем простое проглатывание того, что протягивает священник на богослужении.

В чем суть таинства?

Тайна евхаристии была установлена самим Иисусом во время его последней трапезы с учениками. Суть же этого религиозного ритуала определяется как воссоединение верующего человека с Богом через плоть и кровь Христову.

Согласно священным текстам, Иисус говорил во время вечери с учениками о пище – «это плоть моя». О вине же он сказал – «это кровь моя». Разумеется, спустя пару тысячелетий утверждать, что именно сказал Христос и над чем – хлебом, фруктами или же другой пищей, невозможно. Однако представители различных конфессий нередко спорят о том, чем именно следует причащаться.

Об участии «верных» в евхаристии известно абсолютно всем, об этом много написано, снято художественных фильмов и создано иных произведений. Самое известное из них, это, вероятно, фреска Леонардо «Тайная Вечеря». Но не каждый человек ассоциирует трапезу Христа с учениками с обрядом причащения, проводимом в храмах. Между тем, первая евхаристия – это именно вечеря Христа с учениками, во время которой Иуда указал на Иисуса.

Суть же данного ритуала не совсем проста – это предвестие символического смысла распятия, то есть жертвы, которую принес Христос ради людей. Приобщаясь к таинству причастия, человек становится един с Богом. «Плоть и кровь» Христа же являются своеобразным мостиком между ними – Богом и человеком, служат средством, обеспечивающим их воссоединение. Можно сравнить обряд с использованием телеграфа или иных средств связи – функции аналогичны.

Нередко суть того, чем является евхаристия, объясняется как предоставление христианину возможности стать соучастником вечери Господней. Это одно из самых древних толкований смысла ритуала.

Что означает – «верные в евхаристии»?

Эта фраза зачастую менее понятна, чем суть проводимого обряда причастия. Причина этого в том, что именно этим выражением зачастую пользуются при разъяснениях церковнослужители, но само его растолковать забывают.

Верные в евхаристии – это те участники вечери, которые не предавали Иисуса. Это самое простое и краткое объяснение смысла этого выражения. Разумеется, при применении его не к апостолам, а к прихожанам христианских храмов, толкование будет более усложненным. Кратко – это уже принявшие крещение.

При применении этого выражения в отношении верующих ему придается несколько иной смысл. Верные – это вверяющие Богу себя через вкушение «тела и крови» Христовых. То есть принявшие крещение, следующие за Христом в Царствие Небесное, спасшиеся через него.

О подготовке к таинству

Задавшись вопросами о том, для чего нужна евхаристия, что такое, как проводится ритуал, нельзя не ознакомится с его ключевыми моментами. Как и у большинства церковных обрядов, у этого имеются особые правила, которых следует придерживаться каждому верующему человеку. Касаются они подготовки к таинству причастия.

Нельзя просто прийти в храм, отстоять службу, проглотить содержимое с протянутой священником ложки и считать себя причастившимся. В таком действии нет смысла, поскольку утрачивается суть, духовная составляющая ритуала, теряется его ценность.

Участие в евхаристии требует от верующего специальной подготовки. Ничего сложного в этом процессе нет. От человека, собирающегося причаститься, требуется:

  • соблюсти пост длительностью в трое суток;
  • молиться о даровании смирения и просветления;
  • воздерживаться от плохих дел и мыслей.

Пост заключается в отказе от приема в пищу продуктов животного происхождения – мяса, яиц, молока и прочих. Строгий пост подразумевает исключение из повседневного рациона и рыбных блюд, а также морепродуктов.

Нередко люди полагают, что предваряющее участие в ритуале ограничение в питании, это единственное чего требует евхаристия. Что такое христианский обряд? Это духовный ритуал, а не диета. Поститься нужно лишь для того, чтобы поспособствовать духовному очищению, отвлечься от потребностей телесных, физиологических и обратиться к вечным ценностям, не имеющим отношения к материальности.

Это означает, что самое важное в подготовке к таинству – духовный настрой на него. Следует понимать не только всю важность соединения души с Богом через Христа, но и ту ответственность, которую оно налагает на человека.

Значение таинства для верующих

Широко распространено мнение о том, что бесы опасаются более всего трех вещей:

  • святого распятия;
  • крещения;
  • причастия.

Связано это с тем, что во время участия в таинствах на человека снисходит особая благодать, которая подобна защищающей ауре, чему-то незримому, но явственно осязаемому и способному уберечь от различных бедствий.

Понятие «бесы» не следует воспринимать буквально. Это не черти, выпрыгивающие из-за печных труб, о которых рассказывают в деревенских сказках. Это – соблазны, грехи, суета, бездушие и многое другое. Иными словами, все то, что сбивает человека с пути истинного и отдаляет его от Господа.

То есть помогает уберечься от опасностей, подстерегающих не тело, а душу человеческую. Вот для чего нужна евхаристия. Что такое опасность для души в современном мире? В первую очередь, повседневная суета, бесконечная погоня за материальными ценностями, излишествами, благами, в которых нет истинной нужды. Осуществляется эта гонка в ущерб духовности. К примеру, как много людей ежедневно посвящает все свои помыслы только тому, что приобрести в магазине, приготовить на ужин, как заработать больше, чтобы купить новый телефон? При этом никто из них не вспоминает о духовных надобностях.

Евхаристия помогает человеку почувствовать себя защищенным, способствует преодолению жизненных трудностей, невзгод без потери духовности.

Особенности проведения ритуала

Евхаристия – что это такое простыми словами? Вкушение Святых Даров. Соответственно, апофеозом самого ритуала является момент вкушения. Происходит это следующим образом – священник причащает всех присутствующих на служении поочередно, используя для этого серебряную ложечку.

Разумеется, ни о какой индивидуальной и уж тем более одноразовой посуде речи быть не может, причащаются прихожане «всем миром». Эта особенность проведения религиозного ритуала смущает очень многих, особенно во время массовых эпидемий респираторных, простудных, инфекционных заболеваний. Не меньшие опасения вызывает и риск заражения другими болезнями, особенно люди боятся ВИЧ.

Церковнослужители – не врачи, и гарантий того, что участие в евхаристии безопасно для здоровья, дать не могут. Рассуждать же о том, что Господь убережет причащающихся, разумеется, можно, но для людей, в чьем сердце нет абсолютной и даже фанатичной веры, подобные высказывания аргументом не являются. Поэтому каждый человек сам решает, причащаться ему или же нет, церковь никого не принуждает и не неволит.

Особенности литургии

Литургия имеет некоторые нюансы, о которых необходимо знать перед посещением богослужения. Она разделяется на три крупные составляющие части, первая из которых называется проскомидией. В течение проскомидии осуществляются священнодействия над вином и хлебом. Иными словами, происходит подготовка всего, что необходимо для осуществления таинства причастия.

Вторая часть служения именуется литургией оглашенных. Такое название эта часть обряда получила в глубокой древности, когда к присутствию на службе допускались не все желающие. Оглашенные – это те, кто только готовился принять крещение. Во время службы они стояли в притворе, то есть вне зала для моления. Входили же они только после того, как диакон или другой церковнослужитель звал, оглашал их. Покидали зал эти люди после оглашения того, что им нужно выйти. Эта составляющая часть литургии направлена на то, чтобы подготовить молящихся к таинству причастия, настроить их духовно.

Третья часть богослужения называется литургией верных. Из названия ясно, что в зале храма во время этого этапа службы могут оставаться только верные. В евхаристии тоже принимают участие лишь они. Под термином «верные» в данном контексте понимается «принявшие крещение». То есть это крещеные люди.

О чем нужно не забыть, принимая участие в обряде?

Как только начинают звучать слова евхаристии, присутствующие на службе выстраиваются в очередь за причащением. Тем, кто посещает церковные служения редко и не особенно понимает, что именно происходит в храме, не составит труда сориентироваться, беря пример с остальных прихожан.

Важно не забывать о том, что непосредственно перед принятием Святых Даров следует поклониться и перекреститься. Кроме этого, нужно и правильно вести себя после вкушения.

На самом причастии обряд не заканчивается. Это означает, что нельзя принять «тело и кровь Христовы» и тут же покинуть церковь. Нужно отойти, чтобы не задерживать других, ожидающих причастия. После того, как все желающие принять участие в ритуале, причастятся, церковнослужители читают благодарственные молитвы. Их обязательно следует выслушать. Во время чтения благодарностей нужно про себя помолиться Господу.

Евхаристия в раннем христианстве

В основе исполнения этого обряда лежат древние, описанные в Ветхом Завете, ритуалы. Первыми христианами обряд евхаристии совершался не так, как это делается сейчас. Храмов, в том понимании, какое имеет о них современный человек, не было. Верующие собирались тайно, используя для этого любое подходящее место.

Евхаристия в раннем христианстве являлась частью особого ужина, бывшего не только трапезой, но и религиозным ритуалом. Назывались такие трапезы – агапа. Это было собрание верующих, проходившее в ночное или же позднее вечернее время. На них христиане слушали проповедников, молились, кушали, пели Псалмы. В начале собрания торжественно откладывались «пред местом Иисуса» хлеб и вино. Перед завершением агапы присутствующие ими причащались. Такие собрания верующих существовали вплоть до начала четвертого столетия.

В чем было первое значение евхаристии?

В период становления христианства как религии евхаристии уделяли особое внимание. Считалось, что она является вершиной служения, своеобразным центром ритуалов христианского культа.

В связи со столь важным местом, которое занимала евхаристия в начале становления религии, с ней объединялись и все прочие христианские таинства. Евхаристия являлась неотъемлемой частью:

  • крещения;
  • венчания;
  • миропомазания;
  • рукоположения;
  • соборования;
  • отпевания;
  • покаяния и прочих обрядов.

В наши дни важность евхаристии для прихожан уже не столь очевидна, как для первых последователей Христа. Однако церковнослужителями причастие по-прежнему воспринимается как одно из наиболее важных таинств.

Комментарии