Дети группы риска - это... Определение, выявление, составление плана работы, сопровождение

Одно из специфических направлений деятельности любого образовательного учреждения - это индивидуальная работа с детьми "группы риска", то есть, детьми и подростками, которые в связи с трудной жизненной ситуацией больше других подвержены стрессу и угрозам со стороны окружающего их мира. Каким образом может и должна помогать школа таким детям?

В организации деятельности по поддержке детей из "группы риска" в школе, так или иначе, задействован классный руководитель и учителя-предметники, психолог, социальный педагог, заместители директора по воспитательной и учебно-воспитательной работе, директор.

Портрет подростка "группы риска"

Долгое нахождение в неблагополучной ситуации определенным образом влияет на развитие личности во всех ее аспектах.

Эмоциональный спектр обуславливается выработкой защитных реакций на раздражители. Для подростка становятся характерна вспыльчивость, агрессия и жестокость, неустойчивость эмоционального фона. У многих формируется замкнутость, связанная с потерей доверия к окружающим. Следствием неполного эмоционального развития часто становится поверхностность в восприятии чувств, неумение проявлять эмпатию.

Моральные нормы подросток "группы риска" не принимает и не считает важными. В своем поведении либо руководствуется альтернативными нравственными ценностями, принятыми в среде его воспитания, либо крайне непоследователен.

Физическое развитие зачастую не соответствует реальному возрасту. Причем подросток может, как отставать от своей возрастной нормы, так и превосходить ее. То же можно сказать и о сексуальном поведении. Встречается гиперсексуальность, развязность.

Почти у всех детей с трудностями в социальной адаптации есть вредные привычки и зависимости. Многие пробовали что-то из запрещенных веществ.

Обычно очень заметным становится отставание от сверстников в развитии интеллекта: дети семей "группы риска" больше других сталкиваются с неуспеваемостью и отсутствием мотивации к обучению, узостью кругозора. Речь часто бедная, неграмотная, изобилует словами-паразитами.

Иногда у подростков из "группы риска" нет родителей или они не общаются с ними. Большинства из них растет в неблагополучных семьях. Отсутствие значимых взрослых приводит к поиску авторитетов, который часто заканчивается попаданием в "плохую" компанию, то есть, в круг асоциальных людей, имеющих проблемы с законом.

Для подростков характерно большое количество случайных краткосрочных контактов без глубокого эмоционального вовлечения в общение. Почти у всех детей существует склонность к конфликтам.

Выявление подростков "группы риска" в средней школе

Из информации, представленной выше, можно сделать вывод, что многие из характерных признаков ребенка "группы риска" носят субъективный характер и могут по отдельности проявляться как свойственные "трудному" возрасту любого подростка.

Существуют и объективные особенности, которые должны при первом их обнаружении насторожить педагогов (в первую очередь классного руководителя).

Одно из оснований для беспокойства - это неуспеваемость. Речь идет о систематической неуспеваемости, обусловленной недостатком способностей и мотивации.

Еще более опасны регулярные пренебрежения школьной дисциплиной: прогулы, драки, невыполнение домашних заданий, непризнание авторитета учителя и неадекватная реакция на замечания.

По поведению на переменах и выстраиванию отношений с другими детьми наблюдательный классный руководитель может сделать правильный вывод. Обратить внимание стоит на инициатора издевательств над более слабым одноклассником или учеником, отличающимся внешне (цвет кожи, полнота и др.). В "группу риска" может также попасть ребенок, занявший нишу аутсайдера в классе и регулярно подвергающийся насмешкам или побоям.

Понятно, что контролировать поведение детей вне стен школы, классный руководитель не обязан и не имеет возможности. Однако если ему стало известно о распитии ребенком спиртных напитков, курении, совершении правонарушений или преступлений, то имеет смысл рассмотреть вопрос о включении такого ребенка в "группу риска".

Задача сотрудников школы

Выявление детей "группы риска" - это первая задача психолога и классного руководителя. Она решается путем наблюдения за поведением учеников на уроках и переменах, личного общения с обучающимися. Большинство детей из "группы педагогического риска" могут быть обнаружены психологом при проведении диагностических тестов.

Следующий шаг - максимально подробное выяснение условий жизни ребенка. К этой работе могут подключиться социальный педагог и психолог. Классный руководитель в работе с детьми "группы риска" изучает, прежде всего, социальное положение ребенка - психологический климат в семье, уровень материального достатка. Психолог в индивидуальном общении с ребенком и родителями выявляет возможные проблемы: недостаток родительского внимания, тревоги и страхи, пониженная самооценка и пр.

Далее составляется психолого-педагогическая карта учащегося.

Психолог консультирует классного руководителя и родителей о том, какие психологические особенности ребенка следует учесть при проведении воспитательной работы, и о том, какие методы коррекции поведения дадут наилучший результат.

С учетом советов психолога классный руководитель составляет план индивидуальной работы с детьми "группы риска" на некоторый срок, например, на учебное полугодие. План может содержать как индивидуальные, так и групповые мероприятия. По истечении срока, если изменений в поведении ученика нет, рассматривают вопрос о постановке его на учет либо об обращении к более узкому специалисту для решения конкретной проблемы у ребенка.

Психолого-педагогическая карта

Для составления карты требуется подробно изучить особенности характера учащегося, поведение, успеваемость, общение со сверстниками и родителями. В идеале психолого-педагогическая карта должна представлять собой систематизированную информацию, которую удалось собрать о ребенке.

Что касается сведений об учебе, то важно узнать не только об успеваемости подростка, но и о его заинтересованности в получении знаний, о том существуют ли у него планы на будущее, связанные с какими-либо школьными предметами. Можно узнать больше о круге интересов, выяснив, что школьник читает (кроме обязательной программы по литературе).

Среди поведенческих особенностей выявляют такие характеристики как упрямство, наличие или отсутствие склонности к нарушению дисциплины, к разжиганию конфликтов (как со сверстниками, так и с педагогами). Психолог проводит тесты для обнаружения агрессии и гиперактивности.

В общении с одноклассниками, которое изучается непосредственным наблюдением и при помощи диагностических работ и бесед, выявляются открытость, отзывчивость, способность к сопереживанию, умение вызвать симпатию.

Коммуникативную компетентность и заинтересованность в общении легко определить по количеству друзей и недоброжелателей внутри класса. Может оказаться, что ребенок хотел бы быть популярным и иметь приятелей, но не владеет в достаточной степени навыком взаимодействия со сверстниками.

Намного сложнее правильно оценить обстановку в семье без прямого контакта с родителями. Хотя отказ родителей или опекунов сотрудничать со школой - достаточный признак наличия семейных проблем.

К другим очевидным обстоятельствам, автоматически создающим трудную для ребенка ситуацию, относится отсутствие одного из родителей, алкоголизм одного или обоих родителей, проблемы со здоровьем или инвалидность кого-либо из членов семьи.

Сложнее выявить не менее значимые проблемы отчужденных отношений в семье, побоев, конфликтных отношений родителей с ребенком или друг с другом, недостаточный или избыточный контроль над действиями ребенка. Подобные ситуации обычно скрыты от посторонних глаз, и лишь профессионал сможет выявить их на консультации.

Цели и методы работы

Общая трудность, с которой сталкиваются дети "группы риска", - это неумение существовать в обществе. Поэтому основной целью работы с ними является помощь в адаптации. Учащимся разъясняют, какие требования и по какой причине к ним предъявляются социумом, и какие конкретные действия можно предпринять для облегчения взаимодействия с окружающими людьми.

Многие подростки страдают от того, что не умеют правильно выражать эмоции и чувства - эта проблема тоже решается в рамках психологических консультаций.

Важную роль играет введение в лексикон детей понятия ответственности, в том числе, ответственности за свои действия.

Для учащихся с заниженной или завышенной самооценкой применяются психологические методики, которые способствуют восстановлению адекватного взгляда на себя.

С подростками обсуждают возможности самореализации после окончания учебы, им оказывают помощь в профессиональной ориентации.

Другие значимые цели социальной работы с детьми "группы риска", которые могут быть частично достигнуты на групповых семинарах, - это профилактика правонарушений, депрессий, зависимостей.

Если родители готовы сотрудничать со школой, то большое внимание уделяется установлению здоровых отношений в семье.

Программа работы

Обязанность составить официальный план работы с детьми "группы риска" ложится на плечи классного руководителя. Однако если не подходить к этой необходимости формально, то хорошо составленная программа поможет наилучшим образом структурировать будущую деятельность по оказанию помощи ребенку.

В программу включаются следующие действия психолога: индивидуальные психологические консультации, выявление психологических и поведенческих проблем, определение их причин и помощь в их преодолении. Школьный психолог может заниматься с ребенком самостоятельно или порекомендовать другого специалиста.

На себя классный руководитель берет контроль над успеваемостью ребенка и его посещаемостью. Он обеспечивает своевременное оповещение родителей о текущей ситуации. По возможности классный руководитель может содействовать вовлечению ребенка в общественную жизнь класса и в деятельность различных кружков, проводить индивидуальные беседы или классные часы на темы, имеющие значение для адаптации детей "группы риска".

Классный руководитель помогает установить коммуникацию между родителями и учителями-предметниками.

Руководство школы подключается к работе по необходимости.

Принципы сопровождения детей "группы риска"

  • Доверительная атмосфера. Неважно, кто проводит беседу: социальный педагог, психолог или завуч по воспитательной работе, прежде всего это взрослый человек, который стремится раскрепостить ребенка, помочь ему разобраться в своих поступках и дать им объективную оценку. В разговоре педагогический работник не только рассматривает конкретную ситуацию, но и способствует преодолению страха перед ответственностью и перед социумом.
  • Взаимодействие всех педагогических сотрудников, проводящих работу с детьми "группы риска" в школе. Во-первых, проблемы детей этой группы требуют комплексного решения, которое возможно обеспечить лишь сообща. Во-вторых, если ребенок находит в применяемой к нему воспитательной системе логические противоречия, она теряет для него смысл, а взрослые, ее навязавшие, - авторитет.
  • Тесное сотрудничество с родителями. Школа не может и не должна брать на себя полную ответственность за воспитание ребенка. Даже если педагоги сделают все возможное для формирования психологически здоровой и адаптированной личности, их усилий недостаточно без участия семьи.

"Группа риска" по дисциплине

Выделяют особую "группу риска" - это дети, регулярно пренебрегающие дисциплиной. Такие дети могут воспитываться в благополучных семьях и не иметь больших трудностей в учебе. Однако они постоянно нарушают школьные правила, не слушаются взрослых, как педагогов, так и родителей, могут вступать в конфликты и драки.

Возможная причина такого поведения, которую важно обнаружить своевременно, - это врожденная гиперактивность. Кроме несоблюдения дисциплины такие дети с раннего детства проявляют высокую подвижность и могут иметь трудности с длительной концентрацией внимания.

Основной совет психологов в данном случае - постоянное вовлечение ребенка в конструктивную активность: занятия спортом, борьбой, участие в подвижных играх. Другими словами, энергию ребенка нужно направить в мирное русло. Если родители заинтересованы в процессе воспитания, то с возрастом гиперактивность примет приемлемые для жизни в обществе формы. В некоторых профессиях она может даже стать преимуществом.

Если же ребенок из благополучной семьи начал пренебрегать дисциплиной в подростковом возрасте, то, вероятно, так он показывает, что родителям пришло время снизить уровень контроля и начать учитывать интересы чада, предоставить больше свободы.

"Группа риска" по успеваемости

Бывает, что дети не имеют трудностей в социальной адаптации, но регулярно демонстрируют отставание от сверстников в успеваемости.

При решении данной проблемы крайне важно правильно установить причину плохих оценок.

Проблемы в начальной школе могут означать, что родителям следует повысить ежедневный контроль над выполнением заданий и усвоением предметов, помочь ребенку организовать свою учебную деятельность, "влиться" в нее. На начальной ступени обучения контроль со стороны семьи обязателен.

Если ребенок недостаточно мотивирован на учебу, то важно провести с ним беседу и объяснить в доступной форме значение образовательного процесса для его дальнейшей жизни. Если родители проявляют заинтересованность в успешности обучения их ребенка, то найти верные слова и поднять мотивацию ребенка до приемлемой обычно удается.

Детям бывает крайне сложно "догонять" своих сверстников, поэтому, когда взрослые помогают ему усвоить пропущенные знания, первые успехи сами по себе становятся неплохой мотивацией на учебную деятельность.

Наконец, бывает, что взрослым нужно умерить свои амбиции в отношении ребенка и перевести чадо в другую школу с чуть более низкими требованиями. Известно много случаев, когда старательный ребенок постепенно терял мотивацию, сталкиваясь со слишком большим для него объемом изучаемого материала и домашних заданий.

После смены места обучения такие дети чаще всего успешно доучиваются и поступают в средние специальные или высшие учебные заведения.

"Группы риска" по общению

Если у ребенка с хорошими способностями к учебе слабо развиваются коммуникативные навыки, то необходимо пообщаться с родителями. Возможные причины проблем с общением у ребенка - пережитый стресс или плохие отношения в семье.

Если же коммуникативная безграмотность объясняется врожденными особенностями характера, то требуется работа психолога с детьми "группы риска", специалист поможет выявить и исправить ошибки в установлении контакта с одноклассниками.

Часто ребенок сам не идет на сближение со сверстниками. Возможно, это связано с кардинальными отличиями в интересах. Как только он найдет "свою" компанию, общение наладится.

Не стоит забывать, что грань между "благополучными" детьми и детьми "группы риска" - это условность. Все дети и подростки проходят через трудности и порой остро нуждаются в помощи значимого для них взрослого.

Комментарии