Медлительный ребенок: причины, нормы развития детей, тип темперамента и рекомендации родителям

Флегматичный тип характера делает ребенка задумчивым и неторопливым, но это норма, обусловленная скрупулезностью и рассудительностью. Проблемы функционирования нервной системы делают ребенка очень медлительным, когда заторможенность вызывает волнение родителей. Причиной медлительности также становятся негатив в семье, постоянные скандалы и ссоры, вызывающие замедление умственной активности и чувство тревоги.

Причины медлительности

Первой причиной становится врожденная медлительность, выражаемая в физиологии нервной системы, нарушения которой проявляются в средней школе. Отсталое развитие заметно на общем фоне сверстников.

Неизвестная игра или задача, с которой сталкиваются дети, вызывает несвойственную им замедленность, обусловленную поступлением новой информации и отсутствием опыта ее обработки.

Тип темперамента оказывает свое влияние на скорость реакции и активность. Медлительный ребенок с меланхоличным или флегматичным характером с точки зрения психологии нормален, но дополнительные занятия с ним не исключаются.

Плохое самочувствие тоже может сказаться на скорости взаимодействия с внешним миром, но такая причина видна сразу и связана с инфекциями и другими заболеваниями.

Характеристика темпа жизни детей

Самые яркие черты медлительного ребенка — медленные речь и письмо. В повседневном быту и школе медлительность замечается в трудностях переключения с одной задачи на другую, непонимании учителей и родителей. Медлительные дети постоянно теряют вещи, долго и упорно ищут их, задерживая сборы, начало урока, класс, других людей. Характерной особенностью считается медленное выполнение заданий разной сложности, к которым дети подходят со всей скрупулезностью, доводя до конца. То, что ребенок относится к любому делу внимательно, характеризует его с положительной стороны, но чрезмерная медлительность заставляет подозревать присутствие функциональных расстройств нервной системы.

Нормы развития

Нормы развития зависят от многих параметров, в основном от ментальных и культурных особенностей окружения. Психологи утверждают, что объективного понятия этому определению нет, но существуют субъективные параметры, применимые для семьи, в которой растет медлительный ребенок. Все дети разные, поэтому их развитие проходит обособленно и зависит от социально-эмоционального восприятия окружающего мира. Развитие происходит нелинейно, так как ребенок часть времени проводит дома, а часть — в школе или саду, получая разную информацию и стимулы.

Определение степени развития дошкольников

Развитие детей дошкольного и школьного возраста оценивается по-разному. Те, кто ходит в сад или находится на попечении родителей, способны развиваться за счет игр, чем и характеризуется степень их интеллекта. Сложность игры и реакция на нее показывают, заторможен ли ребенок или его нервная система находится в подавленном состоянии. Определить норму также поможет степень сложности вопросов, которые задают дети.

Степень развития школьника

Что делать медлительному ребенку в школе, если его развитие отстает от уровня его одноклассников и эта разница заметна? Ведь для школьника объективных показателей нормы развития не существует, так как простейшие игры меняются на более сложные с точки зрения умственных способностей задачи. Участники олимпиад и конкурсов априори обладают развитой нервной системой, эффективно поглощают информацию и также используют ее для достижения поставленных заданий. Но две трети детей не участвуют в подобных мероприятиях и обладают достаточно развитым интеллектом для быстрой реакции на просьбы взрослых. Здесь быстроту реакции определяет учитель, а затем сообщает свои наблюдения родителям и участвует в определении уровня развития ребенка.

Зависимость от темперамента

С помощью специальной литературы определите тип темперамента по описанию. Медлительный ребенок соответствует флегматичному характеру, характеризуется вялостью и безучастностью к окружающему миру. Дети-флегматики молчаливы, спокойны, тихие, мало играют. Они быстро устают при физических нагрузках, теряя интерес к активным действиям. С другой стороны, дети с таким темпераментом отличаются тщательностью складывания собственных игрушек и одежды, используют только собственную посуду для питья и еды.

Так как темперамент является следствием высшей нервной активности, по нему судят о процессе формирования психики, но расстройства поведения чаще определены воспитанием, методы которого вступают в конфликт с особенностями ребенка.

Что делать родителям

Если дети проявляют медлительность не по злому умыслу, крики и ярость родителей не помогут. Наоборот, семейный негатив служит толчком к угнетению нервной системы, ломая характер, становясь кошмаром очень медлительного ребенка. Что делать в этом случае, родители не знают, постепенно переходя к побоям, все больше и больше травмируя детскую психику. Неправильные действия взрослых оказывают негативное воздействие на состояние ребенка в целом, побуждая его сопротивляться специально, капризничать.

Медленные действия всегда скрывают за собой специфический смысл, понимание которого решит половину проблемы. Прежде чем приступать к работе с детьми, следует принять факт того, что медлительность в некоторых случаях может быть нормальным явлением, свойственным всем людям, включая взрослых.

Рекомендации самостоятельного воздействия

Если причины медлительности неочевидны, перед посещением психолога можно попробовать самостоятельно воздействовать на медлительного ребенка. Рекомендации для родителей просты и заключаются в таких действиях:

  • Научите его чувствовать время. Дети неспособны ощущать его течение, проводя минуты и часы бесцельно. Подгонять ребенка в таком случае бессмысленно до тех пор, пока он не научится определять время. Для этого нужно научить его пользоваться часами, повесить их на самом видном месте, чтобы ребенок постоянно поглядывал на них. Также в качестве профилактики используются игры на время, с секундомером.

  • Прерывайте его, когда это необходимо. Маленькие дети плохо переключаются с одного дела на другое, особенно если игра сменяется работой по дому или другой услугой для родителей. В последнем случае у них возникает неприятие, сопротивляемость новому занятию, которое вызывает заторможенность реакции и действий.

  • Похвалите за быстроту. Если ребенок сделал что-то быстро, резонно указать ему на это в виде похвалы, отметить эффективность его действий, по сути, вырабатывая стремление получать позитивную оценку родителей. Такой метод применяется к медлительному ребенку в школе и заключается не только в высокой оценке за выполнение задания, но и в похвале перед всем классом. Не стоит забывать, что в некоторых случаях материальная награда весомей устной похвалы.

  • Не давайте более одного задания за раз. Взрослый совершает одновременно несколько дел, так как его мозг насыщен опытом работы с разными ситуациями, требующими переключения внимания. Более того, маленькие дети неспособны сразу выстроить цепочку последовательных действий в том случае, если результат родительского указания неявный.

Когда нужна помощь психолога

Что делать с медлительным ребенком, если он упрям и сопротивляется всем родительским воздействиям? В этом случае без помощи психолога не обойтись. Врач назначает комплексное лечение, рассчитанное как на ребенка, так и на его родителей для приведения семейных отношений в норму.

Психолог также помогает в ситуации, когда ребенок вообще не может приступить к выполнению указаний взрослых, постоянно откладывая приближение развязки. Такое поведение обуславливается излишней нагрузкой на психическое состояние ребенка или волнующим будущим событием, вызывающим страх.

Иногда ребенок нуждается в помощи педиатра, если его медлительность не связана с функционированием нервной системы. Например, ребенок может не откликаться родителям на поставленные задачи из другой комнаты, потому что у него проблемы со слухом. Нарушения способности к обучению, в восприятии слов, их расшифровке также выявляются врачом.

Развитие в школе

Что делать медлительному ребенку в школе, находящемуся вне зоны внимания родителей, подскажет психолог. Это могут быть заранее объясненные наставления или помощь педагога, принимающего активное участие в развитии детей. Существует масса секций, куда дети направляются после окончания занятий для дальнейшего специализированного развития его способностей.

Баскетбол, футбол, боевые дисциплины подходят детям, у которых медлительность и быстрая утомляемость замечаются при выполнении физических действий, но не проявляются при решении интеллектуальных задач. Шахматы, танцы, рисование, конструкторские кружки развивают у детей способность использовать высшую нервную систему и концентрироваться, искать быстрые пути решения задач с учетом соперничества.

Дополнительные рекомендации

Родители должны участвовать в жизни медлительного ребенка по рекомендациям психолога или педиатра, если его заторможенность не связана с неврологией. Первые действия взрослые осуществляют по отношению к себе — выбирают тот ритм жизни, который больше подходит детям. Скорость реакции у взрослого человека существенно выше детской. Не нужно все время спешить, даже обычная для взрослого пешая скорость может стать для ребенка физически невозможной.

Намечающиеся события в жизни, требующие пристального внимания детей, следует обсуждать с ними, причем в последовательном порядке. Дети подстраиваются под задачи, приводящие к награде. Просмотр любимых телепередач после выполнения домашнего задания побуждает их делать уроки быстрее. В конечном итоге это приводит к правильной расстановке приоритетов. Интерес к детской жизни, расспросы про будущие планы побуждают проявлять интерес к будущим действиям.

Указания, выданные издалека, могут вырабатывать своеобразный иммунитет. Во избежание этого нужно постоянно устанавливать зрительный контакт, причем не подзывать, а подходить самостоятельно для озвучивания поручения.

Выполняя указания врача, окружая заботой, добиться того, что медлительный ребенок станет резвее и активнее, несложно. Только редкие случаи приводят к лечению в специальных учреждениях, когда дети страдают серьезными неврологическими заболеваниями.

Комментарии
степень интеллекта? это о чем?