Нестандартные ответы на нестандартные вопросы
Каверзные, необычные и нестандартные вопросы в последнее время стали часто использовать работодатели на собеседовании с соискателями. От того, как на них ответит человек, зависит очень многое, а главное — будет он принят на должность или нет. С помощью таких психологических уловок работодатели проверяют навыки претендента, его готовность к нестандартным и стрессовым ситуациям на работе.
В статье пойдет речь о нестандартных вопросах на собеседовании, которые наиболее часто задают работодатели, и примерные ответы на них.
Какие вопросы чаще всего задают?
Цель любого собеседования – убедиться, что соискатель образован, готов к выполнению поставленных задач, стрессоустойчив, неконфликтен.
В наше время важным качеством, которым должен обладать человек, претендующий на должность, является социализированность, то есть умение общаться, ладить с коллегами, соответствовать определенному социальному статусу.
Задавая вопросы, которые уже есть в резюме, работодатель проверяет правдивость претендента.
Вообще тема вопросов, прежде всего, зависит от таких факторов, как:
- Должности, на которую претендует человек.
- Необходимости в дополнительных навыках.
- Личных желаний работодателя.
- Типа оплаты.
- Сферы деятельности компании.
Если компания занимается продажами, то цель кадровика — сразу выявить претендентов, которые могут увлечь покупателей и продать им товар. Если для работы важно умение организовывать и проводить публичные презентации, то работодатель смотрит, как человек держится перед аудиторией, как он умеет себя преподнести, как у него поставлен голос и умеет ли он увлечь внимание публики.
Обязательными являются вопросы, которые касаются опыта работы. Если человек проходит собеседование на повышение в должности, выясняют, насколько он готов к новым обязанностям, какие у него преимущества перед остальными коллегами. Интервью может длиться не один час, могут быть заданы при общении и нестандартные вопросы.
Типичные вопросы
Как правило, собеседование начинается с предложения рассказать об образовании, планах и целях в жизни. Важно сообщить о своих жизненных принципах и приоритетах. Вполне приемлемо рассказать об успехах в учебе, о причинах выбора такой профессии.
Затем следует остановиться на том, что получается лучше в работе, а что хуже. Работодатель может спросить, на кого ориентируется человек в профессиональной деятельности, кто является для него авторитетом.
Вполне ожидаемо, если попросят озвучить свои сильные и слабые профессиональные качества. Ответы нужно продумать заранее, чтобы не возникло неудобной паузы.
Часто на собеседовании спрашивают о хобби – такие нестандартные вопросы помогают выяснить, насколько человек усидчивый, целеустремленный, терпеливый. Кроме того, у всех успешных людей любимые занятия немного похожи. Как правило, это активные виды спорта или интеллектуальные игры.
Вопросы о прежней работе, зарплате
Помимо типичных и ожидаемых вопросов при приеме на работу, могут задавать каверзные, от ответа на которые и будет зависеть решение о назначении на должность. Часто спрашивают о причинах увольнения с прежнего места. Отвечать следует честно. Работодатель всегда сможет проверить информацию, позвонив бывшему начальнику. Если увольнение было по собственному желанию, в качестве причины можно назвать отсутствие карьерного роста и неудовлетворенность зарплатой. Если был конфликт с коллегами, лучше дипломатично уйти от ответа и не называть истинной причины ухода. Можно сказать, что не устраивал график работы или что офис сильно удален от дома.
Если задают нестандартный вопрос об ожидаемой заработной плате, следует назвать сумму, которая чуть выше прежнего оклада (примерно на 15-20 %) или среднюю зарплату на рынке труда в этой сфере деятельности.
Вопрос о жизненных принципах
Многие крупные компании, принимая сотрудника на работу, рассчитывают на то, что он будет работать в ней много лет. Именно поэтому претендента спрашивают, какой он видит свою жизнь спустя пять-десять лет. Цель – выяснить карьерные планы.
Как лучше ответить на вопрос: «Кем вы себя видите через десять лет?». Нужно уверенно и правдиво сказать, что видите себя работающим в крупной солидной компании на руководящей должности, зарабатывая определенную сумму в год. Чем четче и конкретнее ответ на этот нестандартный вопрос, тем лучше. Следует показать, что вы нацелены на карьерный рост и хороший заработок.
В конце интервью могут спросить: «Почему мы должны принять на работу именно вас?». Нельзя сильно расхваливать себя или отвечать банальным: «Потому что я самый лучший». Следует озвучить, какую пользу вы могли бы принести компании и коллективу. Например, «я знаю, как увеличить продажи компании» или «у меня есть идея, как разрекламировать товар фирмы». Ответ должен быть четким и кратким, но он должен запомниться работодателю.
Как и что оценивают на интервью?
Работодатель или кадровый работник оценивает ответы по двум принципам:
- Подходит человек или нет.
- Профессионал он или нет.
Следует говорить только о том, что поможет получить заветную должность. Если компания ищет специалиста по продажам, следует рассказать, как улучшились показатели на прежнем месте работы, какие есть идеи по дополнительному привлечению клиентов.
Следует акцентировать внимание работодателя на том, что вы грамотный и компетентный работник, что именно вы подходите на эту должность.
Каверзные и необычные вопросы
Часто при приеме на работу в крупные компании на собеседовании задают самые нестандартные вопросы.
Могут спросить, что в вашем представлении является идеальной работой. Цель – выяснить, насколько человек чувствителен к контролю со стороны руководства. Правильно ответить, что было бы идеально, если через год можно было бы самореализоваться, воплотить идеи в жизнь, возглавить отдел и получать достойную оплату труда. Можно просто ответить, что неприемлемо самодурство начальства. Первый вариант характеризует человека как целеустремленного, готового работать и продвигаться по карьерной лестнице, второй — как работягу, который готов трудиться, но не будет мириться с превышением полномочий на рабочем месте.
Если спрашивают: «Каким супергероем вы бы хотели стать?». Цель вопроса – выяснить, лидер человек по своей природе или нет. Кроме того, ответ на этот вопрос показывает работодателю, насколько эрудирован человек, начитан, как быстро он ориентируется в нестандартных ситуациях и умеет ли он из них выкручиваться.
Один из нестандартных вопросов парню: «Чем вы гордитесь?». Следует назвать несколько успехов на профессиональном поприще, но не стоит рассказывать о детях и нескольких машинах в гараже.
Часто задаваемый нестандартный вопрос девушке: «Почему люк круглый?». Цель – проверить логику. Лучше всего ответить, что он круглый, потому что его легче катить и монтировать.
Задавая необычные вопросы, руководитель оценивает:
- Готовность к нестандартным ситуациям.
- Скорость реакции.
- Спокойствие.
- Чувство юмора.
Важно продемонстрировать нестандартное мышление, умение оперировать фактами, эрудицию. Не следует говорить заученные фразы, уклоняться от ответов. Каверзные вопросы нужны для выявления приоритетов и степени профессиональной компетенции человека.
Как продать ручку?
Если деятельность компании связана с продажами, то на собеседовании обязательно выяснят, каковы у вас навыки общения с людьми и умение продавать. Могут попросить продать блокнот, ручку, стул.
Для опытного работника эта игра не введет его в шок, он с радостью продемонстрирует все свои навыки. Для человека нового в этой отрасли такой эксперимент может закончиться очень плачевно.
Некоторые рекомендации, как продать ручку:
- Представиться.
- Охарактеризовать товар.
- Убедить руководителя, что ручка – это именно то, что он искал.
- Рассказать об акциях и скидках для покупателя.
- Описать, какие преимущества получит он, если купит именно эту ручку.
Следует учесть, что покупатель будет спорить и возражать. Следует продумать аргументы в свою пользу.
Вместо заключения
На собеседовании задают разные вопросы: от просьбы описать свои сильные качества до предложения продать ручку. Многие вопросы являются каверзными, нестандартными, с подвохом, поэтому к собеседованию лучше подготовиться заблаговременно. Главное правило – уверенность в себе, оптимизм, доброжелательность. Следует продемонстрировать свои самые лучшие профессиональные качества: стрессоустойчивость, умение говорить и быстро реагировать в сложных ситуациях.