Предмет и задачи психологии

 

Психология – это специализированная область науки, занятая изучением возникновения, закономерностей проявления и эволюционирования психических действий и процессов, всех состояний, характерных свойств человека и животных.

Прежде чем приступить к рассмотрению задач психологии, следует определиться с терминологией. К психическим процессам относится восприятие, ощущения, воображение, память, мышление. Под ними подразумеваются фрустрация (состояние, возникающее при невозможности удовлетворить потребности), эмоции, мотивации и т.п. Психические свойства – это темперамент, способности, черты характера.

Определение психологии сложилось еще в Древней Греции. Дословно понятие обозначает «знание души».

На сегодняшний день наука изучает множество разных направлений. Каждое из них имеет собственные особенности, методы, задачи.

Общая психология – это территория специфических научных определений и знаний, специализирующаяся на изучении развития и функционирования психики в целом.

Предмет и задачи психологии (общей) определяются основными, ведущими закономерностями развития психической реальности. Предметом психологии выступает психика, а сама наука со временем разделилась на множество узкоспециализированных отраслей и направлений. Точнее всего структуру психологии передает образ дерева. Стволом или основой его служит общая психология, изучающая особенности взрослого, сложившегося, здорового человека. Эта часть науки является фундаментом для развития остальных разделов. Она дает определения основным понятиям, изучает и определяет общие закономерности.

Ветками условного дерева выступают отрасли психологии. Их немало:

• Там, где общая психология столкнулась с техническими науками, возникла психология труда и инженерная. Предмет и задачи психологии такого вида направлены на изучение изменений психики человека в процессе производства. Они определяют мотивацию, изучают изменения, возникающие во время трудовых процессов.

• На стыке с медициной возникло сразу несколько отраслей. Предмет и задачи психологии медицинской оказались настолько разнообразными, что от них ответвился целый ряд более узких отраслей: патопсихология, психотерапия, медицинская психология.

• Один из важнейших подвидов, образовавшийся в процессе развития общей психологии – педагогическая. Предмет педагогической психологии – инструменты, методы и закономерности усвоения и познания социокультурного опыта, который приобретает человек в процессе обучения. Здесь же изучают закономерности личностного и интеллектуального развития ребенка. Педагогическая психология воспринимает ребенка как субъекта учебной и педагогической деятельности, которую организовывает и систематизирует педагог в зависимости от условий, в которых может происходить процесс образования. Изучение этого процесса и является главной, основной задачей педагогической психологии.

Эта наука в свою очередь также распалась на несколько более специализированных разделов. Первый – психология образовательной деятельности, изучающая в единстве процессы педагогической деятельности и учебной. Второй рассматривает субъектов учебной деятельности, третий – субъектов педагогической деятельности (педагогов). Четвертый раздел – психология учебно-педагогического сотрудничества, является объединяющим звеном в отрасли педагогической психологии.

Существует еще социальная и военная психология, возрастная и юридическая отрасль, психология искусства, управления, спорта и т.п.

Предмет и задачи психологии каждого вида определяются типом отношений (например, «человек-машина», «человек-произведение искусства» и т.п.), субъектом психологической деятельности.

Сегодня без знания этой науки не может обойтись ни одна сторона жизни. Знание ее постулатов помогает находить правильные мотивации, воспитывать детей, максимально повышать работоспособность, улучшать качество жизни. Стать профессионалом в этой области можно после окончания факультетов психологии, которые имеются во многих ВУЗах страны.

 

Комментарии