Сюрреализм в живописи
Сюрреализм – это особое течение в кинематографе, живописи, литературе. Сформировалось оно во Франции в 1924-м году. Считается, что закончил свое существование сюрреализм в 1969-м году.
Это направление оказало существенное влияние на формирование человеческого сознания. Основными его деятелями являлись Сальвадор Дали, Луи Арагон, Хуан Миро, Андре Бретон, Луис Бунюэль.
Возникнув как литературное, течение приобрело статус определенного движения в современном ему искусстве в целом. Последователи сюрреализма не ставили целью сформировать школу или направление. Они стремились к осуществлению "глобального революционного проекта", относящегося ко всем сферам мышления и деятельности. Сюрреализм должен был стать новым способом сознания.
Направление пережило несколько общественных кризисов, Вторую Мировую войну. Постепенно проникая в массовую культуру, сюрреализм стал компонентом постмодернизма. Аполлинер (французский поэт) назвал свои произведения, в которых были показаны бессвязные человеческие ощущения, изображающими нечто большее, чем действительность. Таким образом, он объяснял, что такое сюрреализм.
Немного позднее Андре Бретон употребил этот термин. Он издал журнал сюрреализма в Париже, опубликовал его концепцию как нового направления в искусстве.
1924-й год считается тем моментом, с которого начал существовать сюрреализм в живописи. К последователям течения присоединился Андре Массон и Макс Эрнст. В 1925-м году состоялась первая выставка сюрреалистов. На ней были выставлены картины совершенно друг на друга непохожих художников. Сюрреализм в живописи отражался в полотнах таких мастеров, как Пикассо, Миро, Анри, Эрнст, Кирико, Клее и прочих.
По мнению Бретона, новое направление было призвано отражать тайные желания и потребности человека. А для того, чтобы постичь сюрреализм в живописи или в другой сфере культуры, достаточно было обладать детской непосредственностью и восприимчивостью.
Изобразительное искусство направлено, главным образом, на наиболее сильное из всех физических чувств – зрение. Именно оно позволяет управлять миром. Сюрреалисты придавали зрению огромное значение. Реальность имела для них ценность только в том смысле, в котором была понятна им.
Сюрреализм в живописи, как и в других сферах культуры, развивался под воздействием философии интуитивизма Бергсона, а также теории о психоанализе Фрейда.
Последователи направления были недовольны существовавшей действительностью. Свои недовольства они выражали в произведениях искусства. Сюрреалисты объявляли реальность источником всего зла, выступали против абстрактного мира в целом. Они считали, что не нужна никакая социальная революция. Изменить положение вещей можно, отказавшись от логики, разума, обычного, традиционного мировосприятия, абсурдного, неудовлетворительного разграничения вещей на прекрасные и уродливые, хорошие и плохие, ложные и правдивые. Сюрреалисты пропагандировали отказ от привычных представлений, отражающих нормы человеческих взаимодействий.
Изобразительное искусство считалось главной сферой художественной практики последователей движения. Следует отметить, что в эту область была включена не только живопись, но и скульптура. К сюрреалистическому искусству относят и коллажи, фроттажи, рейографы и прочие методы, введенные кубистами. Фроттаж, например, создавали при помощи перенесения на бумагу естественных рисунков предметов, подложенных под нее. Процесс осуществляли натиранием бумаги при помощи куска свинца. Таким образом, появлялись фантастические пейзажи, формы призрачных животных, птиц, проступавшие с положенных специально под бумагу предметов.