Что такое смысловой глагол? Определение, особенности и примеры

Смысловой глагол также называют лексическим или главным глаголом. Данный термин описывает важный член предложения. Обычно это сказуемое, которое показывает действие или состояние подлежащего. Смысловые глаголы в английском языке могут функционировать и выполнять роль подлежащего как отдельно, так и вместе с дополнительным глаголом. Последний также называют вспомогательным. Самые известные вспомогательные глаголы английского языка - do, to be, have/has.

Немного теории

Термин «вспомогательный глагол» очень говорящий, поскольку именно этот вид глагола «помогает» основному. Как именно? Он может по-разному «поддерживать» основной смысловой глагол, наделяя его дополнительными характеристиками. Например, они могут показывать время (для того чтобы уточнить, когда произошло действие).

С их помощью легко определить лицо и число подлежащего, способность, намерение или вероятность чего-либо. Если to be, to do и to have – это самые популярные вспомогательные глаголы, а смысловые глаголы передают определенное действие или состояние. Давайте рассмотрим примеры ниже для того, чтобы лучше понять, как вспомогательные глаголы и смысловые глаголы работают вместе.

I am driving to the beach. - Я еду на пляж

Здесь вспомогательный глагол am (форма to be для первого числа единственного числа) информирует читателя или слушателя о том, что смысловой глагол в предложении – в данном случае driving – происходит в данный момент, в настоящем времени. Кроме всего прочего, это действие продолжительное – возможно, водитель управляет машиной уже на протяжении нескольких часов.

В качестве вспомогательного глагола можно использовать различные формы глагола to be для объяснения того, когда происходит вождение (например, was driving – вел машину, will drive – поведет машину, will be driving – будет вести машину), и какое лицо выполняет действие (is driving – он/она/оно ведет машину, were driving – они/мы вели машину).

I did empty the trash. - Я правда вынес мусор.

В этом предложении вспомогательный глагол did (форма to do в прошедшем времени) подчеркивает смысловой глагол to empty - «опустошить» или, в данном контексте, «вынести мусор». Предположим, ваша мама дала вам указание вынести мусор, а вы уже сделали это, и для того, чтобы сделать ударение на выполненном действии, вместо I emptied the trash вы скажете I did empty the trash!.

I had seen the movie before. - Я уже видел фильм раньше.

Здесь вспомогательный глагол had (форма to have в прошедшем времени) используется для того, чтобы выразить прошедшее совершенное время. Оно указывает, что одно действие произошло раньше другого времени в прошлом. Например, если кто-то сказал вам I saw the movie – мы можем истолковать это как «Я только что закончил его смотреть». Если использовать вспомогательный и смысловой глаголы в форме I had seen the movie, это будет значить, что вы ходили в кино до какого-то момента в прошлом.

Глаголы-связки

Как упоминалось ранее, смысловые глаголы не всегда выражают действие. Иногда они просто отображают состояние подлежащего. В этих случаях на них ссылаются как на глаголы-связки, поскольку они позволяют связывать подлежащее и информацию, описывающую его состояние. Давайте рассмотрим некоторые примеры ниже:

As a toddler, Susan was adorable. - Будучи малышом, Сьюзен была очаровательна.

Обратите внимание, что главный глагол was выражает не действие, выполняемое Сьюзен, а ее состояние (adorable).

Jennifer is a nurse at the local hospital. - Дженнифер – медсестра в местной больнице.

Здесь основной глагол is (форма to be для третьего лица единственного числа в простом настоящем времени) связывает подлежащее (Jennifer – Дженнифер) с его дополнением (nurse – медсестра). То есть Дженнифер является медсестрой. Сказать это предложение грамматически правильно без связки to be мы не можем. Ведь в английском предложении достаточно четкий порядок слов - подлежащее, а затем сказуемое. Если сказуемое в предложении отсутствует, оно заменяется связкой.

Поскольку в русском языке при переводе глагол-связка to be в настоящем времени «теряется» и не переводится ввиду грамматических особенностей языка, возьмите на заметку следующий совет по использованию глагола-связки: полезно рассматривать связывающий глагол как знак равенства. Если вы можете заменить глагол знаком равенства, и общий смысл предложения не изменится, тогда смысловой глагол выступает в роли глагола-связки.

Переходные и непереходные глаголы

Основные глаголы могут быть переходными или непереходными. За переходными следует дополнение – таким образом, мы получаем полноценное предложение. Непереходные глаголы, в свою очередь, не нуждаются в дополнении, чтобы иметь смысл в предложении. Непереходные глаголы могут выражать действие без непосредственного дополнения и в результате способны заканчивать предложение, но от этого оно не будет звучать неполным. Рассмотрим следующие примеры предложений с использованием этих двух видов глаголов в английском языке.

Переходные глаголы

Примеры использования переходных глаголов в предложениях.

  1. They attended the party (они присутствовали на вечеринке)
  2. Jenny fed the cat (Дженни кормила кота).
  3. Fred loves cakes (Фред любит торты).

Во всех вышеперечисленных предложениях после переходного глагола следует дополнение: присутствовали (на чем?) на вечеринке, кормила (кого?) кота, любит (что?) торты.

Непереходные глаголы

Примеры использования непереходных глаголов в предложениях.

  1. The wind blew (ветер дул).
  2. John laughed (Джон смеялся).
  3. The keys disappeared (ключи пропали).

Поскольку за непереходными глаголами не следует дополнение, они часто встречаются в конце предложения. Однако во многих случаях за непереходным глаголом может следовать другая часть речи, такая как обстоятельство или предложная группа. Посмотрите на предложения ниже, которые иллюстрируют описанный случай:

The wind blew fiercely. - Ветер яростно дул.

Здесь «яростно» – наречие, которое описывает, с какой силой дул ветер. Обратите внимание, в наречиях английского языка часто встречается окончание -ly.

John laughed for what seemed like an hour. - Джон, кажется, смеялся целый час.

В этом предложении for what seemed like an hour – предложная группа, которая объясняет, как долго смеялся Джон.

The keys disappeared yesterday. - Ключи пропали вчера.

Здесь наречие yesterday выступает в роли обстоятельства, которое описывает, когда исчезли ключи, указывая на Present Simple.

Возьмите на заметку

Некоторые смысловые глаголы могут быть переходными или непереходными в зависимости от того, как они используются. Посмотрите на предложения ниже.

  1. The teenage boy eats voraciously (подросток ест ненасытно).
  2. The teenage boy eats five meals a day (подросток ест пять раз в день)

В первом предложении eats действует как непереходный глагол, но за ним следует наречие «ненасытно» – обстоятельство, которое описывает, как именно ест подросток.

Во втором предложении eats действует как переходный глагол, поскольку за ним следует дополнение «пять раз в день», который объясняет, как часто ест подросток.

Понимание различных типов основных глаголов и того, как они функционируют, делает идентификацию их в предложении менее сложной.

Правильные и неправильные глаголы

Итак, с тем, что такое смысловой глагол, мы разобрались. Однако важно также помнить о том, что такие глаголы могут быть правильными и неправильными. Последними называют те, которые при спряжении в прошлых временах не следуют стандартной схеме спряжения и изменяются по-особенному. Практика показывает, что это самые часто употребляемые глаголы в английском. Поэтому выучить их изучающим английский просто необходимо.

Так, нам известно, что в Past Simple правильные глаголы принимают окончание -ed. Например, «гулять»: walk → walked. Неправильные глаголы, в свою очередь, не подчиняются этому правилу. Например, «покупать»: buy → bought. Таблица неправильных глаголов достаточно масштабна. Ее изучение начинается с начальной школы.

Комментарии