Что такое смысловой глагол? Определение, особенности и примеры
Смысловой глагол также называют лексическим или главным глаголом. Данный термин описывает важный член предложения. Обычно это сказуемое, которое показывает действие или состояние подлежащего. Смысловые глаголы в английском языке могут функционировать и выполнять роль подлежащего как отдельно, так и вместе с дополнительным глаголом. Последний также называют вспомогательным. Самые известные вспомогательные глаголы английского языка - do, to be, have/has.
Немного теории
Термин «вспомогательный глагол» очень говорящий, поскольку именно этот вид глагола «помогает» основному. Как именно? Он может по-разному «поддерживать» основной смысловой глагол, наделяя его дополнительными характеристиками. Например, они могут показывать время (для того чтобы уточнить, когда произошло действие).
С их помощью легко определить лицо и число подлежащего, способность, намерение или вероятность чего-либо. Если to be, to do и to have – это самые популярные вспомогательные глаголы, а смысловые глаголы передают определенное действие или состояние. Давайте рассмотрим примеры ниже для того, чтобы лучше понять, как вспомогательные глаголы и смысловые глаголы работают вместе.
I am driving to the beach. - Я еду на пляж
Здесь вспомогательный глагол am (форма to be для первого числа единственного числа) информирует читателя или слушателя о том, что смысловой глагол в предложении – в данном случае driving – происходит в данный момент, в настоящем времени. Кроме всего прочего, это действие продолжительное – возможно, водитель управляет машиной уже на протяжении нескольких часов.
В качестве вспомогательного глагола можно использовать различные формы глагола to be для объяснения того, когда происходит вождение (например, was driving – вел машину, will drive – поведет машину, will be driving – будет вести машину), и какое лицо выполняет действие (is driving – он/она/оно ведет машину, were driving – они/мы вели машину).
I did empty the trash. - Я правда вынес мусор.
В этом предложении вспомогательный глагол did (форма to do в прошедшем времени) подчеркивает смысловой глагол to empty - «опустошить» или, в данном контексте, «вынести мусор». Предположим, ваша мама дала вам указание вынести мусор, а вы уже сделали это, и для того, чтобы сделать ударение на выполненном действии, вместо I emptied the trash вы скажете I did empty the trash!.
I had seen the movie before. - Я уже видел фильм раньше.
Здесь вспомогательный глагол had (форма to have в прошедшем времени) используется для того, чтобы выразить прошедшее совершенное время. Оно указывает, что одно действие произошло раньше другого времени в прошлом. Например, если кто-то сказал вам I saw the movie – мы можем истолковать это как «Я только что закончил его смотреть». Если использовать вспомогательный и смысловой глаголы в форме I had seen the movie, это будет значить, что вы ходили в кино до какого-то момента в прошлом.
Глаголы-связки
Как упоминалось ранее, смысловые глаголы не всегда выражают действие. Иногда они просто отображают состояние подлежащего. В этих случаях на них ссылаются как на глаголы-связки, поскольку они позволяют связывать подлежащее и информацию, описывающую его состояние. Давайте рассмотрим некоторые примеры ниже:
As a toddler, Susan was adorable. - Будучи малышом, Сьюзен была очаровательна.
Обратите внимание, что главный глагол was выражает не действие, выполняемое Сьюзен, а ее состояние (adorable).
Jennifer is a nurse at the local hospital. - Дженнифер – медсестра в местной больнице.
Здесь основной глагол is (форма to be для третьего лица единственного числа в простом настоящем времени) связывает подлежащее (Jennifer – Дженнифер) с его дополнением (nurse – медсестра). То есть Дженнифер является медсестрой. Сказать это предложение грамматически правильно без связки to be мы не можем. Ведь в английском предложении достаточно четкий порядок слов - подлежащее, а затем сказуемое. Если сказуемое в предложении отсутствует, оно заменяется связкой.
Поскольку в русском языке при переводе глагол-связка to be в настоящем времени «теряется» и не переводится ввиду грамматических особенностей языка, возьмите на заметку следующий совет по использованию глагола-связки: полезно рассматривать связывающий глагол как знак равенства. Если вы можете заменить глагол знаком равенства, и общий смысл предложения не изменится, тогда смысловой глагол выступает в роли глагола-связки.
Переходные и непереходные глаголы
Основные глаголы могут быть переходными или непереходными. За переходными следует дополнение – таким образом, мы получаем полноценное предложение. Непереходные глаголы, в свою очередь, не нуждаются в дополнении, чтобы иметь смысл в предложении. Непереходные глаголы могут выражать действие без непосредственного дополнения и в результате способны заканчивать предложение, но от этого оно не будет звучать неполным. Рассмотрим следующие примеры предложений с использованием этих двух видов глаголов в английском языке.
Переходные глаголы
Примеры использования переходных глаголов в предложениях.
- They attended the party (они присутствовали на вечеринке)
- Jenny fed the cat (Дженни кормила кота).
- Fred loves cakes (Фред любит торты).
Во всех вышеперечисленных предложениях после переходного глагола следует дополнение: присутствовали (на чем?) на вечеринке, кормила (кого?) кота, любит (что?) торты.
Непереходные глаголы
Примеры использования непереходных глаголов в предложениях.
- The wind blew (ветер дул).
- John laughed (Джон смеялся).
- The keys disappeared (ключи пропали).
Поскольку за непереходными глаголами не следует дополнение, они часто встречаются в конце предложения. Однако во многих случаях за непереходным глаголом может следовать другая часть речи, такая как обстоятельство или предложная группа. Посмотрите на предложения ниже, которые иллюстрируют описанный случай:
The wind blew fiercely. - Ветер яростно дул.
Здесь «яростно» – наречие, которое описывает, с какой силой дул ветер. Обратите внимание, в наречиях английского языка часто встречается окончание -ly.
John laughed for what seemed like an hour. - Джон, кажется, смеялся целый час.
В этом предложении for what seemed like an hour – предложная группа, которая объясняет, как долго смеялся Джон.
The keys disappeared yesterday. - Ключи пропали вчера.
Здесь наречие yesterday выступает в роли обстоятельства, которое описывает, когда исчезли ключи, указывая на Present Simple.
Возьмите на заметку
Некоторые смысловые глаголы могут быть переходными или непереходными в зависимости от того, как они используются. Посмотрите на предложения ниже.
- The teenage boy eats voraciously (подросток ест ненасытно).
- The teenage boy eats five meals a day (подросток ест пять раз в день)
В первом предложении eats действует как непереходный глагол, но за ним следует наречие «ненасытно» – обстоятельство, которое описывает, как именно ест подросток.
Во втором предложении eats действует как переходный глагол, поскольку за ним следует дополнение «пять раз в день», который объясняет, как часто ест подросток.
Понимание различных типов основных глаголов и того, как они функционируют, делает идентификацию их в предложении менее сложной.
Правильные и неправильные глаголы
Итак, с тем, что такое смысловой глагол, мы разобрались. Однако важно также помнить о том, что такие глаголы могут быть правильными и неправильными. Последними называют те, которые при спряжении в прошлых временах не следуют стандартной схеме спряжения и изменяются по-особенному. Практика показывает, что это самые часто употребляемые глаголы в английском. Поэтому выучить их изучающим английский просто необходимо.
Так, нам известно, что в Past Simple правильные глаголы принимают окончание -ed. Например, «гулять»: walk → walked. Неправильные глаголы, в свою очередь, не подчиняются этому правилу. Например, «покупать»: buy → bought. Таблица неправильных глаголов достаточно масштабна. Ее изучение начинается с начальной школы.