Всекитайское Собрание народных представителей: выборы, срок полномочий

Верховным ведомством государственной власти КНР является ВСНП. В его состав среди прочих входит Постоянный комитет (ПК ВСНП). О полномочиях, сроках, работе и депутатах Всекитайского Собрания народных представителей мы подробно расскажем в этой статье.

Сроки

Срок полномочий Всекитайского Собрания Народных представителей достигает пяти лет. На Постоянный Комитет возлагается обязанность организовать выборы нового ВСНП за 60 дней до окончания периода действия полномочий существующего ВСНП. Если по причине форс-мажорных обстоятельств подобные выборы невозможно организовать, то по закону их можно перенести, а период работы существующего ВСНП разрешается пролонгировать решением, которое утверждается на базе голосования свыше 2/3 состава ПК ВСНП.

Процедура формирования ВСНП

Выборы Всекитайского Собрания Народных Представителей производятся за 2 месяца до прекращения полномочий действующего ведомства. Процесс выборов является непрямым, т. е. содержит несколько стадий, и длится, как правило, 60 дней. Причем военнослужащие и гражданские лица голосуют отдельно. Для обычных граждан процедура следующая: первоначально проходят выборы в собрания провинций от уездов и деревень, затем — в собрания мегаполисов от районов, а уже потом осуществляется формирование ВСНП. Военнослужащие и сотрудники предприятий оборонной отрасли выбирают представителей полка. Из числа этих делегатов Общекитайский съезд представителей солдат и офицеров, а уже из них отбирают кандидатов в ВСНП.

Количество округов

В Поднебесной есть группа больших избирательных округов: 23 провинциальных; 5 — в независимых (автономных) регионах; 4 — в мегаполисах федерального подчинения; по 1 — в особых административных кварталах Гонконга; 1 округ закреплен за военнослужащими. Малые народности КНР (де-юре их насчитывается 55), в соответствии с Основным законом, должны иметь минимум одного депутата во ВСНП.

В этом органе доминируют коммунисты. Существует еще 8 партий, но их влияние незначительно.

Представителями в законодательном органе могут быть граждане страны, которым исполнилось больше 18 лет. Принимать участие в голосовании разрешается с этого же возраста. Лишены права избирать и быть избранными люди, у которых были отняты политические права (преступники и лица, обвиненные в попытке подрыва стабильности и государственного переворота).

Члены ВСНП

Членов ВСНП нельзя назвать профессиональными законодателями. Депутат Всекитайского собрания народных представителей совмещает занятость на обычной работе с деятельностью в ВСНП и обязан способствовать непрекращающейся связи с народом. Законодательство КНР специально подчеркивает тот факт, что избранный депутат должен общаться с выбравшими его структурами и населением страны, докладывать о точках зрения, прошениях и жалобах людей и быть добросовестным слугой народа. Достоверность правового статуса члена ВСНП контролируется особым органом, который является структурным подразделением Постоянного Комитета (мандатной комиссией). Инициативы, критика и собственная позиция, высказанная перед Всекитайским собранием народных представителей, функциональный состав Постоянного Комитета направляет в компетентные структуры либо учреждения, и те должны отреагировать на них в период до 90 дней после окончания сессии, но не позднее полугода. Если депутата не устраивает ответ, то ему дано право представить соответствующие замечания, направляющиеся ПК ВСНП в те структуры, которые прислали ответ.

Депутаты не могут быть подвергнуты уголовному преследованию или быть заключены под стражу без одобрения президиума ВСНП (либо Постоянного Комитета в том случае, если старая сессия уже закончилась, а новая еще не началась). Если правоохранительными органами член ВСНП будет пойман с поличным, то они должны незамедлительно поставить об этом в известность вышеупомянутые ведомства.

Порядок функционирования ВСНП

Всекитайское собрание народных представителей функционирует по сессиям. Последние проводятся 1 раз в 12 месяцев (как правило, в конце первого–начале или середине второго квартала года) и продолжаются 14–21 день. Каждый год сбор собрания организует ПК ВСНП, о чем выносится соответствующее решение. В нем указывается время созыва, вопросы для обсуждения. Перед началом сессии этот государственный орган осуществляет подготовительное заседание, которое возглавляет один из высших чиновников комитета. На таком заседании формируется состав президиума, разрабатывается регламент и составляется перечень вопросов, которые будут вынесены на обсуждение в ВСНП.

Работа сессии подразумевает проведение заседаний президиума, рабочих дискуссий делегаций депутатов, а также пленарных заседаний. На последних ведется обсуждение ключевых вопросов. Например, докладов о работе Госсовета, ведомств и иных высших центральных учреждений; вопросов, относящихся к финансовому планированию доходов и расходов казны; принятие важнейших изменений законодательства (реформирование положений Основного закона КНР).

ВСНП является и законодательным органом, но основная масса законопроектов утверждается ПК ВСНП.

Главным структурным подразделением Всекитайского Собрания народных представителей считается президиум.

Постоянный Комитет Всекитайского собрания

Этот орган работает совместно с существующим ВСНП. На практике же с момента прекращения работы одного собрания и начала работы другого он выполняет ключевые задачи Всекитайского собрания народных представителей. Ведомство обладает несколькими полномочиями, характерными для главы государства. Как правило, в него входит около полторы сотни человек вместе с руководителем, его заместителями, главой секретариата и должностными лицами этого учреждения. Причем члены Постоянного Комитета Всекитайского Собрания народных представителей не имеют права работать в надзорных ведомствах, а также в органах исполнительной и судебной власти. Главам (руководителю и его заместителям) этой организации запрещено быть на ключевых должностях больше двух сроков подряд. Это правило не относится к рядовым членам.

Состав компетенции ПК можно поделить на 2 группы: свои полномочия и полномочия, выполняемые в период между окончанием работы старого и началом функционирования вновь избранного ВСНП. К первым можно причислить разъяснение положений Основного закона, законодательства и конституционный надзор; законотворчество; надзор за деятельностью Госсовета, ЦВК, высшего органа государственного надзора, высшей судебной инстанции; утверждение международных соглашений; введение режима ЧП в стране. Ко вторым относятся неполное реформирование законодательства, принятого Всекитайским Собранием народных представителей КНР; изменение положений в принятом ВСНП бюджете; объявление войны и заключение мира с другими государствами. Список полномочий ПК ВСНП не является закрытым. Постоянный комитет избирается на 5 лет. В своей работе он руководствуется регламентом. Насущные вопросы деятельности этого ведомства в перерывах между его заседаниями решает входящее в его состав канцелярское подразделение.

Процедура законотворчества

Предложить законопроект могут президиум ВСНП, Постоянный Комитет, особые комиссии Всекитайского собрания, Госсовет, высшие судебная и надзорная инстанции; группы народных представителей (минимум тридцать человек) и делегации. Алгоритм рассмотрения инициатив будет отличаться в зависимости от того, кем они были выдвинуты.

Проекты нормативных актов, предложенные всеми, за исключением 30 депутатов и делегаций, направляются для изучения делегациям либо их могут отправить в специализированные учреждения (комиссии). Потом президиум решает вопрос о направлении их на обсуждение во всекитайское собрание депутатов.

Что касается инициатив, выдвинутых самими депутатами либо делегатами, то здесь ситуация иная. Существует 2 пути: президиум сразу отправляет проект нормативного акта на обсуждение во Всекитайском Собрании Народных Представителей или он передает его на изучение в особую инстанцию (комиссию). Благодаря такому порядку присутствует 2 «фильтра» для отказа в рассмотрении до начала дискуссии по ним в ВСНП.

Этап дискуссий в отношении проекта нормативного акта прописан в регламенте. Если законотворческая инициатива входит в вопросы повестки дня, то на заседании осуществляется прослушивание разъяснений, а затем проект нормативного акта подлежит изучению в каждой делегации, комиссии законотворческих инициатив и особых ведомствах. Потом комиссия законотворческих инициатив объединяет все замечания и формирует отчет для руководящего структурного подразделения ВСНП. Оно в свою очередь передает его депутатам и через определенный срок осуществляет голосование. Алгоритма последнего в Регламенте не содержится.

Автор проекта нормативного акта вправе отказаться от своей задумки до начала проведения голосования по законопроекту. В такой ситуации рассмотрение соответствующей инициативы «притормаживается», а с одобрения президиума и вовсе завершается.

Комментарии