Генерал Йодль: биография, участие во Второй мировой войне, суд в Нюрнберге, дата и причина смерти

Этот генерал был едва ли не единственным среди всей немецкой верхушки, который держался с достоинством на допросах и вызывал невольное уважение у победителей. С военной выправкой, он давал четкие и точные ответы, не поддаваясь эмоциям. Считая себя истинным солдатом и офицером, он продолжал служить фюреру и после того, как понял, что война уже проиграна – именно так ощущал понятие чести и верности Альфред Йодль. Биография и намерения этого офицера всегда вызывала много вопросов.

Война с Россией – это такая война, где знаешь, как начать, но не знаешь, чем она кончится. Россия – это не Югославия, не Франция, где войну можно быстро довести до конца. Пространства России неизмеримы, и нельзя было предположить, что мы можем идти до Владивостока. (Из допроса генерала Альфреда Йодля)

Понимал ли он всю сущность фашистской армии? Во время процесса один из обвинителей, советский полковник Покровский, спрашивает у генерала, знал ли он о зверствах немецких военных, в частности, таких как повешение вниз головой, четвертование, пытка огнем захваченных в плен врагов. Йодль ответил: «Я об этом не только не знал, но и не верю в это».

Детские годы

Альфред Йодль появился на свет 10 мая 1890 года в семье отставного военного и крестьянки. Его отец, капитан и командир батареи имперского баварского полка полевой артиллерии, впоследствии полковник в отставке, вырос в многодетной семье государственного служащего, деля хлеб с пятью братьями и сестрами. Мать, родившаяся в крестьянской семье, была родом с берегов Дуная. Женитьба на простой крестьянской женщине, дочери мельника, поставила крест на карьере отца Альфреда и вынудила его уйти в отставку. Те мечты, что он не успел реализовать на службе, предстояло реализовать сыновьям.

Родители мечтали о большой семье, но их мечтам не суждено было сбыться. У Альфреда было три сестры и брат. Сестры умерли в раннем возрасте, но выжил брат.

Младший представитель семейства Йодль, Фердинанд, родился в ноябре 1896 года. Он также выбрал военную службу, но успехов брата не достиг. Его максимум – звание генерала горнострелковых войск во время Второй мировой войны.

Учился Альфред хорошо, из всех предметов наибольшего прогресса достигал в духовных науках и спорте. Любил горы, лыжный спорт.

Вопрос, куда поступать и какую стезю выбрать, даже не задавался мальчику по имени Альфред Йодль. Семья имела в роду много офицеров, а значит, и юный Йодль должен был выбрать военную профессию.

Юность

На представленном выше фото - Альфред Йодль. Осенью 1903 года будущий генерал поступает в Баварский кадетский корпус в Мюнхене. Спустя 7 лет, 10 июля 1910 года, двадцатилетний юноша начинает свой военную карьеру в качестве кандидата в офицеры в 4-м Баварском полку полевой артиллерии. Уже через два года, в 1912 году, был произведен в лейтенанты.

Во время Первой мировой войны

Когда началась первая мировая война, Альфред не колебался ни на минуту. Он сражался как с русскими на Восточном фронте, так и с французами на Западном в звании офицера артиллерии. Не обошлось без ранений – в первый месяц войны его ранило осколками гранаты, но, чуть подлечившись в госпитале, он сразу же вернулся на фронт. И, несмотря на то, что в звании он намного не продвинулся – войну закончил обер-лейтенантом (в переводе на наши звания старшим лейтенантом), его мужество и упорство было замечено начальством. Йодль был представлен к нескольким наградам. Так, за время войны он был награжден австрийским имперским крестом, железными крестами 1 и 2 класса за мужество.

Послевоенное время - между двумя мировыми войнами

Возвращение к мирной жизни давалось нелегко. В своих воспоминаниях генерал Альфред Йодль писал об ощущении хаоса и потере всех ориентиров. Военная профессия пришлась ему по душе, казалась именно тем, для чего он был создан, и найти себя «на гражданке» было сложно. К военной профессии, как писал Йодль, он прикипел всей душой.

Одно время его привлекала мысль заняться медициной. Но, видя, в каких условиях оказалась страна после поражения, Йодль чувствует себя обязанным помогать родине именно в качестве военнослужащего. Вскоре такой шанс предоставляется – в 1920 году молодой офицер начинает тайное обучение в Генеральном штабе. Этот германский Генеральный штаб был создан вопреки условиям Версальского договора, и, естественно, считался незаконным. Просто так, «с улицы», туда попасть было нельзя, но Йодль уже во время Первой мировой войны зарекомендовал себя в глазах командующих как человек думающий, осторожный и полностью преданный своей стране.

В этот момент будущий генерал Йодль ведет двойную жизнь. Если днем он командует батарей, то по ночам изучает военное дело на засекреченных курсах, готовящих преданных солдат для будущего Рейха.

Альфред начинает получать повышения по службе все чаще и чаще. В 1921 году он уже капитан, в 1927 году – майор, в 1929 – подполковник, а в августе 1931 года он получает уже чин полковника.

Йодль и Гитлер

Гитлер, лидер НСДАП (национал-социалистической немецкой рабочей партии), пришел к власти 30 января 1933 года. Изначально Йодль, как, впрочем, и большая часть военачальников того времени, отнеслась к новому рейхканцлеру с осторожностью. Но только вначале. Для Йодля, военного до мозга костей, преданность и верность главе государства считались прямыми обязанностями. Уже 31 января Йодль требует от своих коллег прекратить критиковать личность рейхканцлера. Он считает, что они, как офицеры, обязаны служить преданно новому главе, выполняя свой долг.

Вообще, это тотальное повиновение и преданность Гитлеру в дальнейшем создала пропасть между Йодлем и другими офицерами. Зная Альфреда как человека умного, многие его бывшие коллеги не понимали такой собачьей верности. Но здесь надо понимать саму личность Йодля: он считал, что офицеры обязаны служить главе правительства без вопросов и сомнений. Именно в этом он видел свой долг как военнослужащего. Преданно хранить верность и оберегать – только такая модель могла ужиться в голове Йодля, с детства впитавшего принципы и мораль идеального офицера.

В первые годы правления Гитлера Йодль был в своих взглядах не одинок – большая часть немецкого народа превозносила нового главу за его внутриполитические успехи. Гитлер объединяет немецкие земли, встает на защиту рабочего класса, сужает пропасть между богатыми и бедными. Он поднимает национальный дух раздавленной проигрышем Германии, он демонстрирует патриотизм и преданность стране. Его популярность быстро растет, народные массы в большинстве своем видят его своим лидером.

2 августа 1934 года умирает президент Германии, генерал-фельдмаршал фон Гинденбург. Кабинет министров объединяют должность президента Германии и рейхканцлера в одну. Адольф Гитлер становится как главой государства Германии, так и верховным главнокомандующим вермахта. Офицеры, согласно протоколу, присягают ему на верность. И Йодль окончательно становится преданным псом нового хозяина. Так и только так Альфред понимал офицерскую честь. При этом к тому времени они еще не были знакомы лично.

Впервые Адольф Гитлер и Альфред Йодль встретились в сентябре 1939 года, через три дня после начала наступления на Польшу. Изначально Гитлер относился к полковнику, как и к большинству офицеров того времени, с осторожностью. Но фанатичная преданность Йодля вермахту и его военный талант не могли остаться незамеченными. Гитлер начинает приближать его к себе, и, как показывает история, не ошибся в своем решении.

Преданность Йодля не знает границ. Так, он выступает с резкой критикой генерала Людвига Бека, когда тот заявляет о неготовности Германии к войне. Йодль не допускает даже возможности осуждения главнокомандующего со стороны своих старых товарищей.

Вторая мировая война

В 1939 году Йодлю присваивается звание генерал-майора. Он участвует в разработке и помогает планировать самые крупномасштабные операции нацистов, например такие, как нападение на Норвегию (операция «Везерюбунг») и вторжение в Польшу (операция «Вейс»). Фюрер высоко ценил его военный гений и прислушивался к своему преданному военачальнику. Из всего приближенного к Гитлеру окружения только немецкий генерал Йодль мог позволить себе активно доказывать свою точку зрения на какую–либо операцию, если считал, что его позиция по этому вопросу более выигрышна, чем позиция фюрера.

Но иногда и он перегибал палку - все же Йодль был больше военным, нежели дипломатом. Одно из первых разногласий с Гитлером пришлось на лето 1941 года. Будучи талантливым стратегом, Йодль настаивал на переброске всех сил для захвата Москвы. Фюрер же считал, что важно захватить именно в этот период Ленинград для деморализации советских граждан. В итоге часть войск от Москвы была «оттянута» на другое направление. Время показало правоту Йодля – начатое 2 октября наступление на Москву не удалось, Ленинград также не пал.

Второе серьезное разногласие касалось ситуации на Кавказе. Наступление на Кавказский регион Йодль считал изначально провальным и настоятельно советовал фюреру бросить все силы на взятие Ленинграда. Но Гитлер никого не слышал - он требовал немедленно взять Кавказ

Еще известен случай, когда Альфред предпринял активную попытку вступиться перед Гитлером за опального генерала Франца Гальдера и фельдмаршала Вильгельма Листа. Эта попытка «не по рангу», совпавшая по времени с чередой неудач на Восточном фронте, заметно охладила отношения между фюрером и его «верным псом». Есть свидетельства, подтверждающие, что Гитлер планировал даже заменить Йодля на генерала Фридриха Паулюса, но с маленькой оговоркой – когда Паулюс возьмет Сталинград. Как показывает история, этому не суждено было сбыться, и Йодль остался на своем месте.

При этом, несмотря на прохладу в отношениях, военный стратегический гений Йодля оценивается по-прежнему высоко. Подтверждение этому – очередное повышение и новое звание: с января 1944 г. Йодль – генерал-полковник.

20 июля 1944 на фюрера было совершено неудачное покушение. Четыре человека погибло, семнадцать получили ранения. Ранение получил и сам Йодль. Именно это событие вновь сблизило фюрера и его верного слугу

Хотя для Йодля уже после Сталинграда было ясно, что победу в этой войне им не одержать, он все равно оставался с фюрером до конца. Будучи дальновидным военным, он понимал, что это только вопрос времени, но от Гитлера не отрекся. Альфред Йодль, генерал вермахта, именно так понимал преданность.

Личная жизнь

Альфред Йодль был женат дважды. Первой его женой стала графиня Ирма фон Буллион, представительница знатной швабской семьи. Ее отец, оберст граф фон Буллион, был резко против – по тем временам это был жуткий мезальянс. Но, несмотря на возражения близких, они сочетались браком 23 сентября 1913 года. Ему было 23, графиня была на 5 лет старше. По воспоминаниям очевидцев, Ирма была веселой, жизнерадостной женщиной. Неудивительно, что Альфред был от нее в восторге.

Но, к сожалению, жизнь Ирмы была недолгой. Весной 1943 года женщина уехала в Кенигсберг, нынешний город Калининград. Ей предстояла сложная операция на позвоночнике. Союзные войска постоянно бомбили город, большинство бомбоубежищ не были благоприятны для долгого нахождения. Сырость, холод сделали свое дело – Ирма тяжело заболела. Двустороннее воспаление легких даже в идеальных условиях в те годы поддавалось лечению с трудом, не говоря уже о лечении в обстановке военных действий. Именно пневмония с осложнениями стала причиной смерти любимой женщины Йодля.

Генерал женился повторно. Его новой спутницей жизни стала Луиза фон Бенда. Женщина давно благоволила к нему, всегда была рядом как надежный, верный, преданный товарищ. Им было отведено не так много времени вместе, но Луиза была с ним до конца. На протяжении всего Нюрнбергского процесса она поддерживала мужа как могла. Уже после смерти Альфреда смогла добиться реабилитации имени мужа в Мюнхене в 1953 году.

Договор о безоговорочной капитуляции Германии

Последний раз Йодль разговаривал по телефону с Гитлером вечером 28 апреля. Сообщение о самоубийстве фюрера получил 1 мая 1945. С этого времени все его действия заключались в «потянуть время». Это время было нужно для солдат вермахта – чтобы как можно большее их количество успело самостоятельно сдаться на милость победителя. Как писал Йодль в своих письмах в конце войны: "Если война проиграна, нет смысла сражаться до последнего солдата".

Именно Альфреду Йодлю выпала задача подписать акт о безоговорочной капитуляции германских войск. Для него, стопроцентного военного, это было настоящей личной трагедией. При подписании по лицу старого закаленного вояки катились слезы.

С именем Йодля и подписанием акта о капитуляции связана одна история. Принимать капитуляцию приехали представители трех держав-победителей – СССР, Франции и Соединенных Штатов. От немецкой стороны подпись ставил Йодль. И вот, передавая подписанные бумаги представителю Советского Союза, маршалу Жукову, генерал, кивая на французских и американских представителей, насмешливо спросил у Жукова: «А эти что, тоже нас победили?».

Обсуждая достоверность или, наоборот, неправдоподобность данного факта, надо помнить, каким человеком был Альфред Йодль. «Тоже нас победили?» - это вопрос человека, который точно знал ситуацию на фронте и понимал, кто действительно был сильным противником. Этот вопрос выдает человека с обостренным чувством справедливости; человека, который хотел преклонить колени перед действительно более сильным противником. То, что Франция и США также считали себя «победителями», Йодль считал оскорблением.

Суд в Нюрнберге

23 мая 1945 года Альфред Йодль, генерал вермахта, был арестован. Сопротивления при аресте он не оказал и вскоре предстал перед Нюрнбергским трибуналом.

Защита Йодля строилась на том основании, что солдат не несет ответственность за действия главы государства. По его показаниям, он просто выполнял приказы, исполняя свой долг военнослужащего, и не раз повторял, что солдат не может нести ответственность за действия и решения политиков.

По словам очевидцев, видя, как ведет себя Йодль, Нюрнберг не мог не отметить его выдержку, силу духа и какую-то болезненную порядочность. Его судили как нациста, но Йодль отказывался признать себя фашистом. Йодль, вермахт которого был повержен, держался с достоинством, защищался точно и сдержанно. Он придерживался позиции, что выполнял свой долг, служа фюреру. Он считал это долгом офицера, не признавая за собой личной вины.

Йодль был обвинен по четырем пунктам:

  • Активное участие в планировании нападения фашистов на Чехословакию.
  • Участие в военных действиях против Югославии и Греции.
  • Участие в разработке плана «Барбаросса».
  • Приказ о массовом сожжении домов в Северной Норвегии, чтобы местные жители не могли оказывать помощь Советской армии.

Неизвестно, надеялся ли на другое решение суда Альфред Йодль. Нюрнберг в лице международного трибунала признал бывшего генерала виновным по всем четырем пунктам обвинения и приговорил к смертной казни через повешение.

Последние часы жизни

По воспоминаниям очевидцев, Йодль держался с достоинством до последних секунд своей жизни.

Как и остальные приговоренные, в час смерти одет генерал был в мундир без знаков отличия; на руках – наручники. 13 ступеней, отделявших его от эшафота, Йодль преодолел с военной выправкой, глядя прямо перед собой.

В 2 часа ночи 16 октября 1946 года генерал Альфред Йодль был повешен. Последними словами этого преданного солдата вермахта были слова «Приветствую тебя, Германия». У него нет могилы, тело было кремировано, а прах развеян где-то над безымянным ручьем в сельской местности.

Жена Луиза боролась за его жизнь до последнего, но сделать ничего не смогла. Но женщина даже после смерти мужа не перестала надеяться спасти хотя бы его честное имя. Так, именно благодаря ее стараниям в февраль 1953 года в Мюнхене Йодль был полностью оправдан. Но давление общественности оказалось сильнее, и через несколько месяцев, в сентябре, это решение было отменено.

Комментарии