Культура Возрождения

Возрождение впервые начали рассматривать как отдельный историко-культурный период только со второй половины 18 века. Связано это с появлением работ Уинкельмана по европейскому искусству. Развитие культуры Ренессанса длилось более трех столетий. Проходило оно в четыре этапа:

- Предвозрождение (с последней трети 13 века и до начала 14 века);

- раннее Возрождение (со средины 14 века и до конца 15 века);

- высокое Возрождение (с конца 15 века и до первой половины 16 века);

- позднее Возрождение (со второй половины 16 века и до начала 17 века).

В первые годы 19 века в обиход вошло немецкое слово «гуманизм». Его использовали для обозначения исключительно человеческой природы Иисуса Христа. Вскоре этот термин распространился в кругах образованных людей, этим словом часто стали называть деятелей эпохи Возрождения. Правда, объективное рассмотрение данного периода показывает, что не все они являлись истинными носителями нового мировоззрения. Несмотря на это, можно сказать, что в целом эпоха Возрождения активно повлияла на формирование современного понимания гуманизма как позиции, для которой приоритетными являются общечеловеческие ценности.

В этот период деятелями Ренессанса был выдвинут лозунг «К источникам!». Тем самым они выразили свое восхищение искусством и литературой античности и критическое отношение к современной им культуре средневековья. Последняя получила столь нелестную оценку за незнание классиков Древней Греции и за насыщение латыни чужеземными выражениями.

Культура Возрождения формировалась под значительным влиянием развивающегося буржуазного общества в городах-государствах Италии. Дело в том, что в других европейских странах борьба этого слоя населения за свои права закончилась образованием монархий и сохранением прежних традиций. И только в Италии буржуазия победила феодалов и установила свои порядки в крупных городах. Именно они, а также церковные иерархи, короли и банкиры чаще всего выступали заказчиками произведений искусства и всячески поддерживали писателей и художников. Да и среди самих гуманистов Возрождения было немало представителей знати. В связи с тем, что под управлением или протекцией Византии тогда пребывали многие города Италии, культура Возрождения в этой стране оказалась под ощутимым влиянием Востока. Особенно это заметно в архитектуре и в декоративном искусстве. Там произошло слияние исламских и византийских традиций с элементами готики.

Культура Возрождения имеет намного больше общего с поздним средневековьем, чем этого хотелось бы ее деятелям. Поэтому представители Ренессанса стремились отделить себя и созданием своих концепций, и образованием различных элитных организаций и кружков.

Если средневековые деятели культуры от античности брали только отдельные знания, отрывки, комментарии, то творцов Возрождения интересовала и форма античного произведения, и его суть, его дух, идеи. Но при этом не было и речи о том, чтобы отбросить наследие христианского мира.

Культура Возрождения стала прямым продолжением западного средневековья. Оттуда она взяла идеи личного, общественного и исторического прогресса, гуманного отношения к каждому человеку, признание мистической подоплёки бытия, склонность к эрудированности, к использованию символов и аллегорий. С высоты христианского мировоззрения рассматривается и наследие античных времен. Но имела культура Возрождения и идейное отличие, по сравнению со средневековьем. Деятели Ренессанса рассматривали человека как центр Вселенной, как высшую часть природы и одновременно как ее величайшее творение. А мир вокруг воспринимался как результат не только Божьих рук, а и земных.

Комментарии