Как снять портрет красиво: варианты и техника съемки

Многие любители фотографии мечтают повысить свой уровень профессионализма, хотят научиться снимать красивые пейзажи или оригинальные натюрморты. Все же, самым распространенным жанром в фотографии является портрет. В этой статье речь пойдет о том, как правильно снимать портрет. Рассмотрим его разные виды, разберем технику, необходимую для этого жанра, и определим условия освещенности, необходимые для правильного портрета.

Техническая часть

Какими объективами снимать портрет? Начнем наш разбор с рассмотрения техники фотографа для портрета. Конечно, могут быть различные варианты комплектов, необходимых или подходящих под этот жанр. Самый простой и самый бюджетный комплект для съемки портрета – «китовый» объектив 50 mm с диафрагмой 1,8. Такой объектив есть у каждой фирмы, и это замечательный вариант для создания портрета. Это светосильный объектив, который позволит вам снимать даже в условиях низкой освещенности на довольно небольших параметрах ISO. Это очень важно, так как для качественного портрета одним из главных критериев является резкость картинки, а при меньших значениях светочувствительности мы получаем меньшее количество шумов.

Помимо этого, данное стекло позволяет хорошо размывать задний фон, помогая нам использовать метод выделения главного в кадре с помощью глубины резкости. Такие объективы находятся в разных ценовых категориях. Цены варьируются от 4 тысяч рублей до 20 тысяч рублей в зависимости от производителя. Объектив 50 mm предназначен по большей части для съемок поясного портрета.

Следующий вариант – 85 mm с тем же значением диафрагмы, предназначен для портретов крупного плана. Благодаря своей светосильности помогает снимать в условиях низкой освещенности, создавать красивый эффект «бокэ». Это стекло также является «китовым», поэтому оно есть почти у всех производителей, но стоимость его уже не такая привлекательная, как на предыдущий объектив. Цены начинаются от 20 тысяч рублей и могут достигать отметки в 100 тысяч.

Это были бюджетные версии каждого производителя в портретной съемке. Перейдем к более дорогим вариантам. У каждой марки фототехники имеются свои линейки профессиональной техники. Например, у компании Canon - объективы L-серии, у Sony - объективы серии G-мастер. Эти линейки техники позиционируются как профессиональные, имеющие более качественную, резкую, объемную картинку, более яркую передачу цветов. Помимо этого объективы данных серий имеют еще большие значения диафрагмы, такие как 1,4 и 1,2. Они позволяют еще больше размывать задний фон и снимать в еще более низких условиях освещенности. Конечно, качественный портрет можно снять и на "китовый" объектив, но об этом чуть позже.

Техника съемки уличного портрета

Итак, начнем разбираться в том, как снять портрет на улице. Самое главное и важное, что вам нужно знать о съемке этого жанра, – время. Следует понимать, что самым важным критерием для вас должен стать свет. Поэтому вы не должны снимать при свете дня, лучше всего планировать время съемок на утренние или вечерние часы, в то время, когда солнце находится в стадии рассвета или заката. Возникает вопрос: почему именно так? Все очень просто: в дневное время свет находится в зените, поэтому солнце дает жесткий свет, дающий очень резкие тени. Во время заката или восхода солнца свет становится более мягким и благоприятным для того, чтобы снять хороший портрет. Но все же, если у вас не получается назначить время съемки на время заката или рассвета, есть некоторые секреты для фотографирования в дневное время суток.

Как снять портрет с одним фонариком "Заморин" или каким-то другим? На самом деле, здесь все просто, принцип один: берешь фонарик и подсвечиваешь лицо. Диафрагма максимально открыта, значением выдержки регулируется экспозиция.

Граница света и тени

Используйте границу света и тени. Что это такое? В солнечный день вы должны искать место, где есть тень, отбрасываемая зданием, деревом или каким-то другим большим объектом. Вы должны поставить модель в тень так, чтобы до границы оставалось 1-2 шага. Как это работает? Асфальт – большой отражатель, солнечные лучи падают на землю, отражаются от пола и тем самым рассеивают свет на модели, сглаживая вертикальные тени на ее лице. То есть асфальт в данном случае является большим отражателем и рассеивателем. Можно использовать и рассеиватели на просвет. Чаще всего они продаются в комплекте с серебряным и золотым отражателем, но это требует дополнительных затрат.

Диафрагма

Снимайте на открытой диафрагме. Особенно это важно в уличных портретах, так как при открытой диафрагме мы получаем размытый фон. Тем самым мы как бы убираем всю ненужную информацию с заднего плана нашей фотографии, например, прохожих, автомобили или какие-то недостатки локации, на которой вы снимаете. Помимо эффекта «бокэ» преимуществом открытой диафрагмы является то, что она уменьшает количество шумов на фотографии, поскольку на матрицу фотоаппарата попадает большее количество света. И для того, чтобы уменьшить это количество, вы либо уменьшаете значение светочувствительности, либо уменьшаете выдержку. В свою очередь меньшая выдержка уменьшает шанс получить смазанную фотографию. Существует такая теория, что для уменьшения «шевеленки» нужно выставлять диафрагму не больше, чем фокусное расстояние объектива, то есть если объектив имеет фокусное расстояние 50 mm, выдержка должна быть не больше 1/50. На самом деле, какую выдержку поставить, решать вам, так как этот параметр сугубо индивидуален и зависит от человека.

Как снять портрет на "китовый" объектив

А теперь настало время узнать про тот самый секрет. Как правильно снимать портрет на «китовые» объективы. Во-первых, выставите на вашем объективе его максимальное фокусное расстояние, на модели 18-55 mm выберите фокусное расстояние 55 mm. Полностью откройте диафрагму. Поставьте самое минимальное ее значение для такого фокусного расстояния, чаще всего для «кита» таковым является диафрагма со значением 5,6. Снимайте с максимально близкого расстояния, которое подходит для вашего типа портрета, но лучше всего этот эффект сработает при съемке поясного или лицевого портрета.

Но стоит помнить, что открытая диафрагма делает картинку более мягкой и вы не получите так называемой «звенящей» резкости на этих значениях. Поэтому во время обработки добавьте фотографии четкости с помощью плагина Alien Skin Exposure 6. Его алгоритмы лучше всех справляются с повышением четкости.

Как правильно снять групповой портрет

В общем и целом, техника почти ничем не отличается от съемки уличного портрета, за исключением того, что вам нужен объектив с меньшим фокусным расстоянием. Идеально для этих целей подойдет объектив 35 mm, но можно обойтись и 50 mm. На какой диафрагме снимать портреты? В групповом портрете рекомендуется немного зажать значение диафрагмы, чтобы получить большую резкость по краям кадра, так как важно, чтобы каждый человек был в фокусе и резкости. В этом заключаются все различия, по фотоаппаратной части.

Свет будет зависеть от того, что вы хотите получить в результате. Если вам нужен репортажный групповой портрет, то не особо нужно подсвечивать задний план. Пусть он будет такой, какой есть на самом деле. Согласитесь, что будет лучше смотреться портрет в темном ключе, если на мероприятии будет довольно теплое, камерное освещение. Но если вам нужно снять, например, школьный класс, то необходимо будет подсвечивать задний план, создавать так называемый заполняющий свет. Для этого можно использовать две вспышки с зонтами на просвет, которые будут рисовать лица детей мягким светом, при этом задний план будет довольно-таки темным. Можно использовать одну вспышку с отражателем «лопушком», которую нужно направить вверх. При ее срабатывании свет будет отражаться от потолка, заполняя светом задний план, при этом отражатель будет рисовать лица. Стоит помнить, что в этом случае свет, падающий на лица, будет жесткий, не будет плавности картинки. Световые схемы можно выставлять по-разному, поэтому экспериментируйте и пробуйте различные схемы.

Студия

И последний аспект, который осталось разобрать, - как снимать портрет в студии. Студийная съемка – очень тяжелый и сложный процесс. Для нее необходимо огромное количество разнообразного оборудования: синхронизаторы, вспышки, импульсные источники света. Чаще всего студии имеют в своем арсенале некоторый запас импульсных источников света, различных насадок к ним, синхронизаторов, бумажных фонов. Но вот как расставить световые схемы, интересует многих. Но начнем мы с устройства и настройки импульсных источников.

Устройство импульсников и настройка камеры

Во-первых, вам необходимо найти среднее значение мощности импульсника, для этого находим его минимальное значение. Пусть оно будет где-то 1,0. И находим максимальное значение, например 8,0. Тогда средняя мощность этого источника будет 3,5. Далее, вам необходимо установить это значение, теперь оно стало нашей отправной точкой. Последующие корректировки по яркости должны будут производиться от этого значения. У импульсного света есть два осветительных элемента: пилотный свет и сама вспышка. Пилотный свет показывает вам, как примерно будет лежать свет на вашей модели, чтобы выставить правильный свет.

Быстро пройдемся по настройкам камеры. Чаще всего для съемки в студиях фотографы используют выдержку в 1/125 и светочувствительность в 100 единиц. Почему именно такая выдержка? Все очень просто. Если поставить выдержку короче 1/125, увидим, что часть затвора видна на снимке, так как он просто успевает закрыться раньше, чем сработает вспышка.

Световые схемы

Основной источник света должен располагаться выше модели под углом примерно 45 градусов, потому что так светит солнечный свет. То есть мы имитируем естественный источник освещения, направляя свет сверху естественным образом. Причем, если его выставлять дальше от модели, мы получим более жесткий свет, похожий на солнечный.

Эта световая схема не очень хорошо подходит для съемок портрета, ее можно модернизировать, если на основной источник освещения надеть рассеивающий октобокс. Тогда свет, падающий на модель, будет более мягким и приятным. Его можно располагать как с боку, так и впереди модели. Располагая свет перед моделью, мы получаем более обширную работу, так как при таком свете можно направлять лицо модели в любые стороны. При боковом освещении лицо модели лучше всего направлять на источник, а взгляд в камеру, таким образом мы избавляемся от теней, возникающих на лице. Если же мы выставили свет перед моделью и направляем ее лицо, например, вправо, то на левой части лица будут образовываться вертикальные тени. Эти тени можно минимизировать, добавив еще один источник освещения, который будет находиться с той стороны, где возникают тени. Второй источник света должен быть слабее, чем основной. Потому что если их значения будут одинаковыми, вы получите очень плоскую картинку без теней совсем, что будет выглядеть ненатурально. Помните, что вы всегда можете корректировать экспозицию, перемещая модель или изменяя значения диафрагмы.

Как снимать мужской портрет в студии? Чаще всего для съемок мужского портрета используют жесткий свет небольшой мощности. Для того чтобы подчеркнуть черты лица мужчины, используют схему освещения с одним импульсным источником сбоку от модели.

Как снимать портрет на "Айфон"

Как сфотографировать портрет на «Айфон»? Первым делом протрите объектив камеры вашего смартфона. Для съемки портрета на «Айфон» можно использовать как стандартное приложение камеры, так и стороннее, например приложение ProCam. В этом приложении вы можете вручную изменять параметры светочувствительности, выдержки и баланса белого. Плюсом стандартного приложения, начиная с седьмой модели, является наличие портретного режима, который умеет создавать искусственное «бокэ», тем самым имитируя портретный объектив зеркальной камеры. Если у вас на вооружении есть отражатель, то вы можете взять с собой ассистента, который будет держать его, чтобы свет падал на модель мягче.

Не забывайте про правила границы света и тени. Они также работают и для съемки на смартфон. В условиях недостаточной освещенности используйте штатив, чтобы уменьшить возможное количество вибраций. Используйте сетку, эта сетка по правилу «третей» показывает, где лучше располагать главные объекты в кадре. Размещать модель лучше всего на пересечении прямых сетки. Обращайте внимание на фасады зданий, парки, аллеи, все это поможет украсить композицию вашего снимка.

Несколько слов в заключение

В статье была представлена информация о съемке портретов. Теперь понятно, как снять портрет красиво. Вам осталось только освоить эти знания и опробовать свои силы самостоятельно. Не сидите дома, тренируйтесь, экспериментируйте, закрепляйте знания. Совсем неважно, какой у вас объектив или камера. Можно снять красивый портрет и на телефон. Нет ничего невозможного. Без практики и желания фотографировать вы не добьетесь нужного результата.

Комментарии