Нереально трогательный фильм «Под ветвями боярышника»
Чжан Имоу считается одним из известнейших режиссеров современности. Он создал немало сильных картин, срежиссировал открытие XXIX летних Олимпийских игр. Он автор незабываемой комедии «Цю Цзю идет в суд», создатель «Героя», «Красного гаоляна», «Дома летающих кинжалов» и великолепной ленты «Подними красный фонарь».
Всемирно известный кинодеятель внес весомый вклад в формирование современного кинематографа Китая. На фоне перечисленных лент его проект «Под ветвями боярышника» смотрится весьма скромно, но, как известно, скромность украшает.
Картина 2010 года является одухотворенной, трогательной мелодрамой, своей невинностью отчасти напоминает отечественный шедевр Ильи Фрэза «Вам и не снилось…». Но в работе Имоу влюбленных разделяют не черствые и эгоистичные родители, а беспощадная, жестокая система, низводящая личность на уровень безвольной толпы. Фильм «Под ветвями боярышника» отзывы имеет исключительно положительные, рейтинг картины IMDb: 7,10.
Краткое описание сюжетной линии
Действие фильма «Под ветвями боярышника» разворачивается в начале 70-х годов, в разгар китайской культурной революции. Из города в село на перековку отправляют невинную и чистую старшеклассницу Цзин (Чжоу Дунъюй), которую вместо облагораживания физическим трудом ожидает полноценное воспитание чувств среди пасторальных пейзажей.
Вскоре девушка будет разрываться между юношеской пылкой, но при этом очень целомудренной любовью к студенту факультета геологии Суню (Шон Доу) и соблюдением строжайших норм поведения, подобающих будущей учительнице. И чем больше будут крепнуть отношения с возлюбленным, тем яростнее родители будут высказывать свое неодобрение, тем неотвратимее станет трагический финал. Дело в том, что отец юноши имеет высокий военный чин. Отец девушки – политический заключенный, а мать, чтобы свести концы с концами, вынуждена выполнять грязную тяжелую работу.
С легкой руки постановщика в «Под ветвями боярышника» ускользнувшая предопределенность повествования определяет уровень эмоционального напряжения этого воодушевляющего фильма.
Исключительное впечатление
Невзирая на то, что Чжан Имоу, как истинный творец, сочными и жирными мазками достоверно рисует то время, «Под ветвями боярышника» не превращается в сплошную социальную критику, оставаясь трогательной и романтичной историей любви.
Перманентно смущенные главные герои буквально каждым жестом, словом, поступком цепляют струны души благодарного зрителя. Взгляды в сторону, искренние робкие улыбки и святая наивность создают исключительное впечатление. И в финале, сопровождающимся, кстати, китайской версией русской песни «Уральская рябина», у зрителя обязательно что-то дрогнет внутри. А если нет, то это по-настоящему тревожный звоночек.
Нехитрая мораль
В интервью СМИ после выхода ленты режиссер признался, что сохранил слезоточивый финал в угоду многочисленной армии фанатов и автору литературного источника. Возможно, поэтому в Китае картина стала кассовым хитом. Так Чжан Имоу пытался оправдать примитивную сентиментальность пронизывающую ностальгическую историю первой любви, чувства обретенного, обреченного и потерянного.
В этом отношении кино может сравниться с самыми известными наивными образцами жанра мелодрамы. Но поскольку мастерство постановщика никуда не делось даже в такой «сопливой» атмосфере, «Под ветвями боярышника» - ладно скроенное, качественно срежиссированное и прекрасно сыгранное кино, отчего его нехитрая мораль кажется еще более простодушной.
Кстати, исполнители главных ролей Шон Доу и Чжоу Дунъюй до съемок в проекте не имели актерского опыта. После участия в фильме «Под ветвями боярышника» актеры получили статус восходящих звезд, их талант был признан как зрителями, так и критиками. Сейчас их творческая карьера развивается стремительно.
Диво дивное
Как ни крути, Имоу – великий мастер, ему удалось задействовать в работе все штампы романтического кино и в итоге представить на суд зрителей настоящий шедевр. Многие западные критики сравнивают фильм в голливудской «Осенью в Нью-Йорке», с особым вниманием к предрассудкам и проблеме социального неравенства. Но «Боярышник» гораздо сильнее. Понимание этого приходит во время финальных титров, вместе с предательским пощипыванием глаз. Фильм не оставит равнодушным даже самого закоренелого циника.