Первобытный человек и его искусство
Большинство ученых убеждено в том, что Чарльз Дарвин был прав в своем умозаключении о происхождении человека. Подтверждением этого служат результаты многолетних археологических исследований, раскопок и находок, которые доказывают, что первобытный пещерный человек действительно существовал и постепенно эволюционировал.
Это можно заметить невооруженным глазом, рассматривая плоды «пещерного искусства», самые ранние «произведения» которого весьма примитивны и где-то даже схематичны. Это свидетельствует о том, что даже первобытным людям не было чуждо чувство прекрасного, пусть даже они изображали образы животных, будь то наскальные рисунки или вырезанные из кости фигурки. Этому не стоит удивляться, ведь первобытный человек придавал животным огромное значение, поскольку именно они обеспечивали ему пищу, шкуры для одежды и те же кости, которые использовались не только как материал для вырезания фигурок, но и как орудие труда.
Стоит отметить, что животные изображались совершенно по-разному: это могли быть и фактически контурные рисунки, и достаточно яркие, красочные и подробные, которые весьма достоверно демонстрировали и внешний вид зверя во всех деталях, и его нюансы в повадках и поведении. Как считают ученые, такое искусство первобытного человека связано не столько с его художественными талантами, сколько с особым предназначением каждого рисунка. Так, например, схематичные изображения вполне могли быть созданы с какой-нибудь магической целью, такой, как ритуал, обеспечивающий успешную охоту, или заставляющий задуманное животное подойти поближе к тому месту, где живут люди. Более красочные и детальные рисунки предположительно создавались для того, чтобы подчеркнуть некую мистическую связь между животным и человеком: это была своего рода дань уважения и почтения изображаемому существу.
Однако не только зверюшкам первобытный человек уделял свое внимание. Доказано, что чести быть изображенными на скале или вырезанными из кости и камня удостаивались и женщины. Если быть точнее, это были не столько женщины, сколько их образы, имевшие культовый характер. Самые древние статуэтки подобного плана насчитывают 40-45 тысяч лет. Существуют и более древние находки, которым более 70 тысяч лет, но в этом случае у специалистов нет уверенности в том, что это действительно плоды творчества древних людей. Вполне возможно, что это всего лишь причудливые образования естественного происхождения. Но как бы там ни было, найденные фигурки, названные учеными «палеолитические Венеры», обладают совершенно отчетливыми женскими формами. Скорее всего, причиной их создания стало первое зарождающееся понятие о Богине-Матери, плодородной и дающей жизнь.
Однако в древнем искусстве практически отсутствует такой жанр, как пейзаж. Но это совсем не означает, что первобытный человек не имел представления о действительности, окружающей его. Имел, но в изображениях оно носило символический и даже абстрактный характер. Об этом свидетельствуют всевозможные геометрические фигуры, сочетания точек, волнистых линий, спиралей, зигзагов и других символов. Вероятно, некоторые из них несли в себе некий смысл или обладали магическим значением, которое возросло с появлением керамики. Что касается последней, ее можно отнести к совершенно отдельному виду искусства, ибо керамические изделия первобытный человек любил покрывать различными орнаментами. Они, по мнению экспертов, достаточно четко создали образ мира, разделенного на три части: первая – нижняя подземная; вторая – средняя, земная; третья – верхняя, небесная, воздушная, сверхъестественная. Помимо этого, все эти символы и орнаменты указывали на явления, происходившие в мире: движение луны и солнца, течение рек, звезды, растения и многое другое.