Процесс управления рисками: этапы, цель и методы
Уровень развития техники и технологий, внедрение большого объема информации диктует бизнесу высокие стандарты качества услуг и производимой продукции. При существовании подобных требований необходимо учитывать все критические факторы при проектировании, разработке и внедрении процессов, в том числе и фактор риска. Предпринимателю необходимо использовать все возможные методы в арсенале управления рисками с целью их минимизации.
Концепция
Процесс управление рисками - это принятие решений и осуществление действий, способствующих достижению предприятием приемлемого уровня безопасности. На практике это действие отождествляется с процессами диагностики и минимизацией риска, целью которых является обеспечение стабильных финансовых результатов и создание условий для дальнейшего развития.
Цель
Цели процесса управления рисками заключаются в следующем:
- возможности выживания организации;
- непрерывности деятельности компании;
- сохранении прибыльности;
- стабильности показателей;
- продолжении роста.
Данные цели необходимо сформулировать еще до того, как риски начнут проявляться. Благодаря поставленным задачам возможно определиться с мероприятиями по предотвращению влияния угроз на деятельность компании.
Организационные основы процесса
Рассмотрим основные процессы управления рисками на предприятиях.
Невозможно реализовать единую нисходящую схему, которая бы учитывала каждую ситуацию при принятии и реализации бизнес-решений. Повторяемость процесса управления рисками не означает, что действия на отдельных этапах будут идентичными. Применяют статистические методы, которые в сочетании со знанием финансовых инструментов могут управлять рисками, позволяют принимать эффективные превентивные меры.
Организация процесса управления рисками связана с созданием контрольных процедур, которые на постоянной основе отслеживают влияние ранее определенных опасностей на деятельность предпринимателя. Уделяя активное внимание риску, он может определить один из альтернативных подходов к проблеме, выбирая между контролем физического риска и финансовым контролем.
Этапы
Рассмотрим основные этапы процесса управления риском в компаниях в виде плана, который должен являться частью любого проекта. Он должен идентифицировать все потенциальные и фактические опасности, определять вероятность и вес каждого риска и предлагать механизмы решения проблем. План определяет лиц, ответственных за осуществление кризисных мероприятий. Действия, необходимые для планирования риска, включают: идентификацию риска, оценку риска и создание таблицы управления рисками.
В данном случае план - это набор действий, целью которых является заставить менеджера создать и организовать процесс управления рисками. Он также должен привести к формированию определенной инфраструктуры. Ее задачи включают действия, направленные на подготовку альтернативных способов решения проблемы, изоляцию, снижение и устранение риска, если это возможно, определение временных и денежных резервов в целях безопасности от угроз, которые могут возникнуть во время планирования целей проекта.
В процессе планирования необходимыми исходными материалами является политика организации по управлению рисками, шаблон плана, структура с разбивкой по работам, реестр обязанностей и ролей сотрудников, карточка проекта, руководство по допустимым рискам.
Указанные выше исходные материалы следует использовать при создании плана управления рисками. Он должен включать методику, определяющую инструменты, способы и источники данных, которые важны для управления процессом. При создании плана проводят описание ролей и обязанностей сотрудников и организационных групп. Кроме того, он должен содержать общий бюджет проекта, список сроков. Деятельность по управлению рисками должна быть подробно описана на всех этапах. Необходимо отразить систему оценки нежелательных событий проекта и критерии, определяющие время выполнения процедур в отношении возникающего риска. Последний этап, который следует включить в план управления рисками, заключается в том, чтобы создать документацию и провести мониторинг рисков во время реализации проекта.
Пример таблицы
Этапы процесса управления риском представлены на конкретном примере в виде таблицы.
Этап | Характеристика работ |
Описание | · цель; · действие; · требуемые эксплуатационные свойства; · требуемые технические свойства; · необходимая поддержка (на основе матрицы обязательств / ответственности). |
Краткое изложение действия | · сводка требований; · управление; · интегрированный график. |
Вопросы управления рисками | · стратегия управления рисками; · допуск групп интересов по отношению к риску; · схема плана управления рисками в организации. |
Структура управления рисками | · определения; · решения; · синхронизация времени; · контрольные уровни; · выполнение. |
Проблемы, связанные с реализацией | · идентификация риска; · классификация; · измерение; · планирование риска; · планирование методов реагирования на риски; · надзор и контроль рисков. |
Другие важные планы | прочие условия |
Краткое изложение методологии | основные методы оценки |
Заключение | итоговые выводы |
Создание таблицы
Система процесса управления рисками может быть представлена формированием специальной таблицы с планом управления рисками.
Источником для создания таблицы в виде плана является список отдельных рисков, где каждый из них описан в определенной строке. Далее устанавливают вес конкретного риска, вероятность его возникновения, определяют уровень толерантности к риску, рассчитывают его влияние на проект и определяют величину риска.
В таблице ниже отражен пример плана управления рисками.
риск | Вес риска | Вероятность появления | Уровень толерантности | Влияние риска на проект | Значение риска |
1. Размер проекта | 5 | 50 % | 2-4 | 10 | 15 |
2. Технические трудности | 6 | 15 % | 1-3 | 7 | 10 |
Прочие действия, которые необходимо соблюдать в процессе выполнения плана:
- Формирование предупредительных мер: определение и описание действий по предотвращению этого вида риска. Конечно, избежать его зачастую невозможно, но в некоторых случаях его можно предупредить.
- Определение лиц, ответственных за проведение профилактических мероприятий. Такое лицо должно быть подробно описано.
- Определение сценария кризиса: если существует риск, необходимо минимизировать его последствия. Вот почему важно всегда иметь под рукой сценарий того, что нужно сделать, чтобы получить контроль над риском.
- Определение сотрудника, ответственного за соблюдение кризисного сценария.
Ниже представлена таблица рисков.
Номер | Угроза, связанная с: | Вероятность появления | Вес | Степень опасности | Возможные потери в проекте (тыс. руб.) |
1. | Размером проекта | 50 % | 5 | 2.5 | 15,0 |
2. | Техническими трудностями | 15 % | 6 | 0.9 | 10,0 |
3. | Степенью интеграции | 30 % | 7 | 2,1 | 15,0 |
4. | Организационными сложностями | 75 % | 2 | 1,5 | 2,0 |
5. | Введенными изменениями | 60 % | 5 | 3.0 | 20,0 |
6. | Изменчивостью команды | 20 % | 3 | 0.6 | 5.0 |
Оценка
Процессы оценки и управления рисками характеризуют основные методы.
Каждый метод включает в себя общие элементы. К ним относятся: идентификация опасности, оценка вероятности возникновения потенциальных угроз и потерь, которые он может принести. Это касается как бизнеса, так и социальной сферы. Независимо от того, какой метод или стратегию выбирает компания, всегда следует собирать информацию, которая поможет определить и разработать оптимальную методологию управления рисками. Каждый из процессов управления рисками состоит из четырех последовательных этапов:
- идентификация риска;
- измерение риска;
- контроль рисков;
- мониторинг и аудит рисков.
Для оценки риска применяют следующие методы:
- Анализ чувствительности - это простой инструмент, который заключается в изучении влияния изменений, в выгоде и стоимости проекта, ставке дисконтирования. Этот анализ используется для определения чувствительности результатов оценки экономической эффективности к изменениям различных переменных. Он является важным инструментом для снижения риска решений, принимаемых в рыночной экономике, в частности он может повлиять на прибыльность инвестиций. Будущее не может быть предсказано точно. Стоимость каждого изменения, включенного в инвестиционный план, будет отклоняться от этих допущений. Основной характерной чертой этого анализа является расчет поворотного момента, что означает, что стоимость проданного продукта станет равна доходу.
- Анализ рисков на основе так называемого дерева решений, которое определяет взаимозависимости и возможные результаты в зависимости от выбора процедуры. Например, покупка очень дорогого устройства по цене, которое позволяет выполнять работу быстрее на несколько дней или удваивает ставку за сверхурочную работу. Мы начинаем с исходного события и, в свою очередь, представляем возможные последовательности событий. Мы получим вероятность в результате произведения вероятностей всех событий, созданных на дереве.
- SWOT-анализ, то есть анализ сильных и слабых сторон, угроз и возможностей для работы над проектом. Он особенно полезен в ситуациях изменений в среде проекта. Название метода происходит от английских слов (сильные, слабые стороны, возможности, угрозы). Он используется в качестве универсального инструмента для первого этапа стратегического анализа. Он позволяет использовать собранную информацию для разработки стратегии, основанной на сильных сторонах и возможностях, исключая или уменьшая слабые стороны и угрозы. Это очень старая и примитивная методика в отношении возможностей анализа на сегодняшний день.
Каждый риск неразрывно связан со знанием специфики данного события. При анализе указываются конкретные причины угрозы и связанные с ней потери. Это позволяет определить, не является ли данная катастрофа следствием определенных закономерностей. В результате можно ограничить размер убытков или максимизировать прибыль, если выгоды от таких событий могут быть получены (например, прибыль от продажи отдельных застрахованных инструментов). На основании чего определяются способы финансирования, где возможны экономические потери, и выбираются методы управления риском.
Анализ процесса управления рисками
Его проводят в трех ключевых областях:
- Можно ли усовершенствовать процесс оценки рисков с целью лучшего прогнозирования и распознавания рисков.
- Как приспособить действия в области управления рисками к меняющимся бизнес-целям.
- Возможно ли улучшение координации команд, ответственных за риск, и контроль их работы.
Как управлять
Процессы управления рисками проекта очень часто рассматриваются в концепциях проектного менеджмента. В последние годы концепция управления проектами получила широкое развитие. Многие компании сегодня работают на основе этой концепции. Поэтому PMI (Институт управления проектами) провел детальный анализ и разделил управление рисками в проекте на шесть этапов:
- Подготовка плана исследований, связанных с риском, для конкретного проекта. Рекомендуется провести соответствующие процедуры: выбрать необходимую документацию и методики.
- Идентификация риска - определение фактического состояния и факторов, характеризующих риск проекта.
- Качественный анализ рисков - включает оценку значимости угроз, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта. Статистические обследования факторов также могут быть использованы, хотя обычно они включаются в следующую стадию.
- Количественный анализ рисков - фокусируется на проведении вероятностных измерений в области появления отдельных факторов риска. Эта вероятность может рассматриваться как объективная или субъективная.
- Планирование мер по предотвращению риска. Главная цель - создать план, направленный на предотвращение или ограничение потенциального риска. Основное внимание уделяется разработке соответствующих методов и материальных средств защиты от факторов риска.
- Мониторинг и контроль рисков. Он состоит из двух аспектов: формирует и внедряет систему управления рисками; заключается в проведении профилактических и надзорных мероприятий, охватывающих данный проект.
Особенности в отношении финансовых рисков
Рассмотрим процесс управления финансовыми рисками на предприятии.
Это та область менеджмента, которая посвящена созданию стоимости путем соответствующего использования определенных финансовых инструментов для снижения риска компании.
Работа с финансовыми рисками является частью деятельности в области управления рисками на предприятии, заключающейся в его определении, оценке, а также в планировании мероприятий, связанных с его снижением. Риск-менеджеры сосредоточены на использовании финансовых инструментов определенным образом и в определенное время, чтобы ограничить подверженность предприятия риску, который может быть очень дорогостоящим для него.
Команда по управлению финансовыми рисками состоит из специалистов в области финансовых рынков, знатоков количественных методов и финансового инжиниринга. Они обладают обширными знаниями в области учета финансовых инструментов, а также международных норм и стандартов.
Контрольные процедуры
Процесс управления рисками подразумевает наличие контрольных процедур, которые основаны на решениях и действиях людей внутри организации, подкрепленных измерением конкретных факторов риска. Используя статистические методы, вероятность повреждения полностью исключается. Существуют два метода:
- способ избежать риска: он выполняет профилактическую функцию;
- работа над снижением риска - предпринимается для того, чтобы попытаться уменьшить частоту и размер потенциальных убытков.
Первый метод является основным, способным уменьшить потенциальные потери, вызванные влиянием риска. Для этой цели применяются долгосрочные стратегии, имеющие пассивный характер, но требующие огромных затрат.
Снижение риска находит применение при внедрении новейших решений и создании более долговечных технологий.
Контроль финансового риска позволяет осуществлять управление рисками внутри предприятия (удержание) или его перенос за пределы. Самое простое решение - остановить риск на предприятии - не связано с дополнительными первоначальными затратами, поэтому соблазн широко использовать метод очень силен.
Заключение
Элементы риска можно наблюдать практически во всех сферах деятельности компании. Он не является величиной случайной и зависит от действия многих факторов на фирму. Для ее развития и стабилизации необходима правильная организация процесса управления рисками с целью сохранения прибыльности и повышения рентабельности на рынке, а также формирования конкурентных преимуществ.