Философская антропология

 

Точно определить время появления философской антропологии как отдельной философской дисциплины вряд ли возможно. Проблему человека, так или иначе, пытались разрешить философы Древней Греции, Индии, Китая. Философская антропология - это наука о сущности человека, о его отношении к природе и обществу, самому себе, другим людям, о его происхождении, об основных законах его бытия.

Работа К. Гельвеция «О человеке» или «Антропология» И. Канта - это уже научные исследования, посвященные проблеме человека. В 20-м веке философия пытается решить трудновыполнимую задачу: разработать единую систематизированную теорию человека. И. Кант полагал, что философия, которая отвечает на четыре основных вопроса (что я могу знать? что я должен делать? на что я могу надеяться? что такое человек?), первые три вопроса должна свести к четвертому, а все существующие науки — к антропологии. По И. Канту, философская антропология - фундаментальная наука, но она становится ей только тогда, когда человек начинает задумываться над тем, кто он такой, откуда пришёл, куда идёт и чем отличается он от животных, и другими вопросами.

Что же является предметом данной науки? Какие вопросы она исследует сейчас, и будет изучать и впредь? Предмет философской антропологии: сущность человека, его происхождение, типологизация, физиологические и духовные составляющие человека, система отношений человека (к обществу, к Другому, природе, культуре и т.д.), совокупность феноменов человеческого бытия (труд, творчество, смерть, игра, любовь и т.п.)

М. Шелер писал, что в нашу эпоху, впервые за десять тысяч лет, проявилась проблема человека – он не знает, кто он такой, но он знает, что он этого не знает. Научные работы М. Бубера, М. Шелера, А. Гелена, Х. Плеснера в философии послужили появлению темы «антропологического поворота». Всё больше учёных подключается к антропологической проблематике и в итоге появляются два направления: с одной стороны часть учёных пытается всё научное знание и всё сущее связать с человеком, а с другой – появляются попытки преодоления антропологии, как они говорят, «антропологический сон», «антропологическое безумие» и прийти к знанию объективному, подлинному бытию, онтологии, свободной от человека.

Учёные ведут этот научный спор уже не первый год, и завершения дискуссии в ближайшее время не ожидается. Как следствие, философская антропология всё время должна что-то изобретать, доказывая, например, что без антропологического обоснования все другие концепции теряют внутреннюю логику и смысл. Так, в физике и синергетике появляется так называемый антропный принцип, доказывающий, что Вселенная должна иметь свойства, позволяющие развиться разумной жизни, то есть, в данном случае, человеку.

Философская антропология в последнее время начинает претендовать на то, чтобы занять позиции новой фундаментальной науки о человеке, а не только быть разделом в рамках философской науки. С целью обоснования такого подхода она всё время делает попытки создания такого языка, который мог бы озвучить главные тайны человеческого бытия, его конечность и прикосновение к вечности, величие его духа и низменность животных страстей, его цельность и противоречивость. Интересно, что иногда учёные, не являющиеся сторонниками философской антропологии, тем не менее, обогащали её язык, развивали её категории своими оригинальными подходами к анализу человеческой сущности. Так, например, произошло с представителями постмодернизма. Они, создавая свой язык, невольно способствовали и развитию слова, с помощью которого человек мог описывать смысл своего существования.

Однако необходимо заметить, что такой язык до сих пор ещё не создан, и философская антропология пока не стала систематизированной фундаментальной наукой о человеке.

Может быть, она и не будет таковой никогда, но потребность думающих, ищущих смысл своего существования и сущности людей в подобной науке будет всегда.

Комментарии