Понятие и структура педагогической технологии

Педагогическая технология (ПТ) – структура, состоящая из всех элементов педагогического процесса. Она строится на основе научных исследований и имеет четкий план действий по времени и в пространстве.

Главной целью данной технологии является достижение намеченных результатов с помощью специальных методов и средств.

Сущность

Структура содержания педагогической технологии построена на специальной методике. Она заключается в абсолютной управляемости образовательного процесса. А также в планировании и воспроизведении педагогического цикла, в точном достижении поставленной цели.

Технология строится на следующих трех аспектах:

  1. Научный – изучение и разработка целей, методики, структуры обучения и планирование образовательных процессов.
  2. Процессуально-описательный – воссоздание процесса, который приведет к достижению запланированных результатов, поиск способов введения разработанной методики в педагогическую деятельность.
  3. Процессуально-действенный – осуществление образовательного процесса.

Основные уровни

Структура понятия педагогической технологии состоит из трех взаимосвязанных уровней:

  1. Общий – включает элементы педагогической системы (цели, средства и содержание процесса обучения, построение алгоритма деятельности).
  2. Частный (предметный) – планируется в рамках только одного из методов преподавания (обучение математике, истории, естествознанию).
  3. Локальный – специализируется на решении частной задачи (проведение урока, итоговой контрольной работы, повторения пройденного материала).

Возможности подхода

Технологический подход в педагогике позволяет освоить предмет изучения с разных сторон: как концептуальной, так и проектировочной. Он дает возможности:

  • со значительной определенностью планировать результаты и управлять образовательными процессами;
  • производить анализ и систематизировать имеющийся опыт и его практическое использование на научной основе;
  • разносторонне решать проблемы в сфере образования и воспитательного обучения;
  • создавать благоприятные условия для личностного развития;
  • минимизировать эффект воздействия отрицательных обстоятельств на участников процесса;
  • эффективно использовать ресурсы, имеющиеся в наличии;
  • применять передовые методы для решения различных социальных проблем и разрабатывать новую методику.

Однако нужно отметить, что в структуре педагогической технологии нет универсальных методов. Данный подход дополняет другие научные подходы психологии, социологии и педагогики, но не может применяться отдельно.

Критерии технологичности

Разработанная технология должна соответствовать главным требованиям методологии. Их называют критериями технологичности, к которым относятся:

  • управляемость;
  • системность;
  • воспроизводимость;
  • эффективность;
  • концептуальность.

Управляемость в структуре педагогической технологии предполагает возможности предварительного планирования процесса обучения, диагностики, корректировки средств и методики для достижения результатов.

Системность подразумевает, что разработанная ПТ должна иметь свойства единой системы: логику поэтапного процесса, целостность, связь между всеми его частями.

Воспроизводимость предоставляет возможность повторения другими субъектами данной ПТ в однотипных учебных заведениях.

Эффективность предполагает, что на сегодняшний день педагогические подходы находятся в конкурентных условиях. Поэтому они должны показывать высокие результаты и быть оптимальными по материальным затратам, а также гарантировать достижение стандарта обучения.

Концептуальность подразумевает, что каждая технология должна опираться на одну из научных концепций, которая включает дидактическое, социально-педагогическое и психологическое обоснование.

Структура ПТ

Критерии технологичности являются основой для системы рассматриваемого подхода. В структуру педагогических технологий входят:

  • содержание обучения;
  • концепция обучения;
  • технологический процесс.

Содержание обучения включает цели - общие и частные, а также систему учебного материала.

Концепция обучения - это научно-исследовательская база технологии и педагогические идеи. Которые заложены в ее основу.

Процессуальная часть структуры педагогической технологии представлена, в свою очередь, совокупностью нижеперечисленных элементов:

  • организация процесса обучения;
  • методика образовательной деятельности учащихся;
  • методика работы преподавателя;
  • управление процессом запоминания и усвоения материала;
  • диагностика процесса обучения.

Горизонтальная система

Горизонтальная структура педагогической технологии состоит из трех взаимосвязанных элементов. Рассмотрим их подробнее:

  1. Научный. Технология представляется в виде научно разработанного решения какой-либо проблемы. Она основывается на достижениях науки предыдущих поколений и передовой практики;
  2. Дескриптивный. Педагогический подход представляется наглядной моделью, описанием целей, средств и методов. Предоставляется также алгоритм действий, необходимых для достижения поставленных целей;
  3. Процессуально-деятельностный. Педагогическая технология является самим процессом реализации деятельности объектов и субъектов.

Вертикальная система

Каждая педагогическая технология затрагивает одну из областей деятельности процесса обучения. Она, в свою очередь, включает в себя собственную систему элементов. Кроме того, эта область сама может являться составной частью деятельности высокого уровня.

Элементы этой иерархии составляют вертикальную структуру педагогических технологий. Всего их четыре:

  1. Метатехнологии описывают процесс обучения на уровне осуществления социальной политики в образовательной области. К ним можно отнести воспитание дошкольников, технологию управления качеством обучения в районе, технологию воспитания в антиалкогольном направлении.
  2. Макротехнологии (отраслевые технологии) охватывают деятельность внутри образовательной области или учебной дисциплины. Например, технология преподавания одного из учебных предметов.
  3. Мезотехнологии (модульные технологии) являются технологиями реализации отдельных частей образовательного процесса. К ним можно отнести разработку подходов к изучению одной темы или урока, повторения знаний в составе одного модуля.
  4. Микротехнологии направляют свою деятельность на решение оперативных задач и на индивидуальное взаимодействие субъектов процесса обучения и воспитания. Например, технология получения навыков письма, тренинги по личностному развитию индивида.

Методы обучения

К одной из составляющих структуры педагогических технологий можно отнести методы обучения - формы упорядоченной деятельности преподавателя и обучающихся.

Успех обучения, как правило, в большой степени зависит от сосредоточенности и внутренней активности учащихся, от типа их деятельности. Поэтому характер деятельности, уровень самостоятельности и творческого подхода к заданию должны являться важными критериями для определения главного метода обучения.

Для каждой следующей формы возрастает степень самостоятельности выполнения задания.

Классификация методов обучения

В описании структуры педагогической технологии выделяют пять методов обучения:

  1. Объяснительно-иллюстративный – метод обучения, при котором обучающиеся приобретают знания на лекции, в учебниках и методичках посредством готовых материалов. Воспринимая и осмысливая информацию, студенты находятся в рамках воспроизводящего мышления. Данный метод является наиболее распространенным для передачи большого количества информации в высших учебных заведениях.
  2. Репродуктивный - метод, при котором применение изученного на практике демонстрируется на примере наглядного образца. Деятельность студентов в данном случае основывается на алгоритме и осуществляется согласно правилам действий в аналогичных ситуациях.
  3. Метод проблемного изложения - подход, при котором преподаватель перед изложением материала показывает проблему и формирует задачу, которую необходимо решить. Затем с помощью предоставления системы доказательств и сравнения различных точек зрения и подходов, указывает пути решения проблемы. Студенты, таким образом, являются участниками научного исследования.
  4. Частичнопоисковый метод обучения показывает организацию поиска решения выдвинутых задач или под руководством преподавателя, или на основе предоставленных правил и указаний. Процесс поиска ответов носит продуктивный характер, но при этом время от времени контролируется преподавателем.
  5. Исследовательский – метод обучения, где после произведения анализа информации, постановки проблемы и краткого инструктажа в устной или письменной форме, студенты изучают литературу, различные источники, производят наблюдения и занимаются поиском другими возможными методами. В такой работе наиболее полно проявляются инициативность, самостоятельность, творческий подход. Методы учебной деятельности становятся способами проведения научного исследования.

Роль ПТ

Таким образом, структура педагогической технологии имеет свойства различных предметов. Как наука она занимается исследованием и проектированием рациональных и эффективных путей обучения. Как система алгоритмов, методов и регуляторов педагогической деятельности внедряется непосредственно в процесс образования.

Педагогическая технология, таким образом, может быть представлена или как комплекс аспектов в виде научной концепции и проекта, или как описание программы действий, или как реально реализующийся процессом в сфере образования. Это важно понимать.

Комментарии