Понятие ориентировки в пространстве и ее развитие

Проблема ориентации в пространстве — на сегодняшний день достаточно многогранная тема. Она включает в себя как представления о форме, размерах предметов, так и способность разделять разные их расположения в пространстве, понимание всевозможных пространственных отношений. В нашей статье речь пойдет о развитии ориентировки в пространстве у детей разных возрастов.

Общие положения

Пространственные представления, несмотря на раннее возникновение, считаются процессом более сложным, чем, например, умение различать свойства предмета. В формировании представлений пространственного типа и способов ориентировки в пространстве принимают участие различные анализаторы. Среди них кинестетический, зрительный, слуховой, осязательный, а также обонятельный. Ориентировка в пространстве у подготовительной группы, то есть у детей 6-7 лет, отличается тем, что особая роль — у кинестетического и зрительного анализаторов.

Понятие пространственной ориентации

Ориентировка в пространстве и времени осуществляется на базе непосредственного их восприятия, дальнейшего обозначения пространственных и временных категорий через слова. Среди них необходимо отметить удаленность, местоположение, время, а также пространственные отношения между предметами. Понятие ориентировки в пространстве включает оценку размеров, расстояний, взаимного положения, формы предметов, а также их расположения по отношению к ориентирующемуся. В более узком определении понятие пространственной ориентации предполагает ориентировку на местности.

Что входит в ориентировку в пространстве?

Под пространственной ориентировкой необходимо рассматривать:

  • Выявление «точки стояния», иными словами, местонахождения субъекта относительно окружающих его объектов, к примеру: «Я нахожусь справа от детского сада». Стоит отметить, что данное определение применимо к ориентировке в пространстве для младшей группы, а также для подготовительной.
  • Определение местонахождения предметов относительно человека, который ориентируется в пространстве, к примеру: «Шкаф располагается справа, а тумбочка — слева от меня».
  • Определение расположения предметов в пространстве по отношению друг к другу, иными словами, пространственные отношения между ними, к примеру: «Справа от мишки сидит кукла, а слева от нее сидит кролик».

Пространственная ориентация на практике

При передвижении ребенка или взрослого ориентировка в пространстве осуществляется постоянно. Сюда входит решение ряда задач: постановка цели и определение маршрута движения (иными словами, выбор направления); фиксация направления движения и, наконец, достижение поставленной цели. Исключительно при условии успешного выполнения предыдущей задачи можно успешно переходить к следующей, от одного пункта к другому.

Ориентировка в пространстве для дошкольников

Стоит отметить, что восприятие пространства появляется уже тогда, когда ребенку исполняется 4-5 недель. Так, он начинает фиксировать с помощью глаз предмет приблизительно на расстоянии 1-1,5 м. Перемещение взгляда, связанное с движущимися предметами, можно наблюдать у детей 2-4 месяцев.

Необходимо иметь в виду, что ориентировка детей в пространстве имеет свои особенности. Так, на начальных этапах движения глаз точкообразные. Однако вскоре наступает вторая фаза, отличающаяся скользящими непрерывными движениями за движущимися в пространстве объектами. Данное явление можно увидеть у детей, возраст которых варьируется от 3 до 5 месяцев.

Что происходит по мере взросления?

Ориентировка в пространстве для подготовительной и младшей группы — разные категории. Дело в том, что любой малыш растет стремительными темпами. Так, по мере развития механизма, позволяющего фиксировать взгляд, появляются дифференцированные движения корпуса тела, головы, а также изменяется само положение малыша в пространстве.

Д. Б. Эльконин, известный советский психолог, автор педагогических и детских литературных произведений, отметил, что в раннем возрасте движение объектов так или иначе предполагает движение глаз.

Почему так происходит?

По-видимому, сначала пространство воспринимается малышом как нерасчлененная непрерывность. Так, движение выделяет объект из окружающего пространства. Сперва происходит фиксация взгляда, затем —движение рук, поворот головы и так далее. Это является показателем того, что движущаяся вещь превратился в объект внимания дошкольника, стимулируя и его движения.

Развитие слежения за движением

Слежение за движением объекта в пространстве развивается постепенными темпами. Так, ориентировка в пространстве для средней группы — понятие более сложное и содержательное. Изначально человек воспринимает предмет, который движется в горизонтальном направлении, после чего в результате длительного выполнения соответствующих упражнений он приучается специально следить за движением объекта в вертикальном направлении, а также по кругу. Постепенным образом движение предмета и самого дошкольника вместе с тем начинает развивать механизмы сенсорного плана, которые лежат в основе пространственного восприятия. Стоит отметить, что при накоплении сенсомоторного опыта существенно возрастает способность различать объекты в пространстве, а также дифференцировать расстояния.

С малых лет

Ребенок начинает освоение глубины пространства уже на первом году жизни. Стоит заметить, что длительная фиксация вертикального положения тела при самостоятельной ходьбе в значительной степени расширяет освоение пространства на практике. Передвигаясь сам, ребенок осваивает расстояние от одного объекта до другого, совершает попытки, которые напоминают даже измерение расстояния.

К примеру, держась за спинку кресла одной рукой и испытывая желание перейти к дивану, малыш многократно в различных точках собственного движения тянет руку к дивану. Этим он как бы измеряет расстояние, и, определив наиболее короткий путь, отрывается от кресла, начинает двигаться, однако при этом опирается на сиденье дивана.

Необходимо заметить, что с ходьбой появляются и новые ощущения пространственного преодоления. Среди них стоит учесть ощущение равновесия, замедления или ускорения движения, что нужно воспринимать в сочетании со зрительными ощущениями.

Формирование пространственной ориентировки

Охарактеризованное выше практическое освоение дошкольником пространства функциональным образом преобразует структуру его ориентировки в пространстве к средней группе. Так, в его жизни начинается новый период развития восприятия пространства, отношений между предметами внешнего мира, пространственных признаков. Накопление опыта на практике, связанного с освоением пространства, позволяет постепенными темпами овладевать и словом, которое обобщает данный опыт.

Тем не менее ключевую роль в познании пространственных отношений в дошкольном возрасте, как правило, играет непосредственный практический опыт. Он накапливается у малыша благодаря разнообразным видам деятельности (строительные и подвижные игры, наблюдения в процессе прогулок, изобразительная деятельность и так далее). По мере данного накопления движущей силой в создании системного механизма пространственного восприятия становится слово.

Особенности пространственной ориентировки

Рассмотрим некоторые особенности ориентировки в пространстве для старшей группы. Для того чтобы ориентироваться, ребенку нужно уметь пользоваться той или иной системой отсчета. В раннем детстве малыш ориентируется в пространстве на базе своеобразной чувственной системы отсчета, иными словами, по сторонам своего тела.

Будучи дошкольником, ребенок знакомится со словесной системой отсчета по ключевым пространственным направлениям: вверх-вниз, вперед-назад, направо-налево. Благодаря школьной программе обучения, дети овладевают принципиально новой для них системой отсчета — в соответствии со сторонами горизонта: восток, запад, юг, север.

Постепенное освоение — это важно!

Изучение каждой последующей системы отсчета основывается на прочном знании предыдущей. Таким образом, специалистами установлено, что усвоение учениками пятых классов направлений горизонта в первую очередь зависит от умения дифференцировать базовые пространственные направления с помощью географической карты. Север, к примеру, вначале ассоциируется у школьников с пространственным направлением вверх, юг — вниз, запад — с направлением влево и, наконец, восток — вправо.

Стоит заметить, что дифференцировка ключевых пространственных направлений, прежде всего, обусловлена степенью ориентации дошкольника или школьника «на себе», уровнем освоенности им «схемы своего тела», которая, по большому счету, и служит «чувственной системой отсчета». Несколько позже на нее накладывается иной механизм. Речь идет о словесной системе отсчета. Происходит это по причине закрепления за интуитивно различаемыми дошкольником направлениями названий, относящихся к ним: вниз, вверх, назад, вперед, налево, направо. Так, дошкольный возраст — не что иное, как период освоения и применения на практике словесной системы отсчета по ключевым пространственным направлениям.

Каким образом ребенок овладевает системой?

Различаемые направления дошкольник соотносит в первую очередь с определенными частями своего тела. Именно так упорядочиваются связи следующих типажей: вверху — там, где находится голова, а внизу — там, где ноги, сзади — там, где спина, впереди — там, где расположено лицо, направо — туда, где правая рука, налево — туда, где левая. Важно знать, что ориентировка по собственному телу является опорой в освоении малышом пространственных направлений.

Из трех парных группировок ключевых направлений, которые соответствуют основным осям тела человека (фронтальной, сагиттальной и вертикальной), выделяется раньше всех верхнее, что обусловлено, по всей видимости, преимущественно вертикальным состоянием тела ребенка.

Необходимо заметить, что вычленение нижнего направления в качестве противоположного вертикальной оси, а также дифференцировка парных группировок направлений, которые характерны для горизонтальной плоскости (направо-налево, вперед-назад), осуществляется несколько позднее. Очевидно, что точность ориентировки на плоскости горизонтального типа в соответствии с группами направлений, характерными для нее, является задачей посложнее, нежели дифференцировка разных плоскостей (горизонтальной и вертикальной) трехмерного пространства. Изучив в основном группировки парнопротивоположных направлений, малыш еще может совершать ошибки в плане точности различения внутри каждой из существующих групп. Об этом убедительным образом свидетельствуют факты касательно смешения детьми левого с правым, нижнего с верхним, пространственного направления назад с противоположным ему — вперед. Особые трудности для дошкольника в заключаются различении «налево-направо». В его основу заложен процесс дифференцировки левой и правой сторон тела, который достаточно сложен.

Заключение

Итак, мы рассмотрели понятие пространственной ориентировки и ее развитие у детей разных возрастов, дошкольных групп. В заключение целесообразно отметить, что любой ребенок лишь постепенным образом овладевает пониманием парности направлений в пространстве, практическим их различением и, конечно же, адекватным обозначением. В каждой из пар обозначений в пространстве выделяется сперва одно — к примеру: под, сверху, справа, сзади — сравнение, а на базе его происходит осознание противоположных: над, снизу, слева, впереди. Это необходимо учитывать в методике обучения, последовательными темпами формируя связанные между собой пространственные обозначения.

Комментарии