Рукоположение - это: описание, таинство, препятствия

Православие – это древняя религия со своими обычаями. Важной частью ее обрядов являются церковные таинства. Шесть из них в обязательном порядке должен пройти каждый православный. К ним относится крещение, через него человек делается членом церковного сообщества. Миропомазание путем нанесения на тело верующего святого мира направляет его к духовному росту и самосовершенствованию. Покаяние освобождает от грехов, причастие примиряет и соединяет с Господом, соборование дарует исцеление от недугов.

Обязательным для всех истинно верующих православных, желающих вступить в брак, является также обряд венчания. Седьмое из церковных таинств предназначено не для всех, но при этом тем более считается ответственным и важным. Рукоположение – это церковная процедура, проводимая при посвящении человека в духовный сан.

Происхождение и значение термина

В самом слове «рукоположение» содержится видимый смысл всего обряда, так как он осуществляется путем возложения епископом рук на голову человека, желающего принять духовный сан. При этом читаются особые, соответствующие данному моменту, молитвы. Такой обычай имеет древние корни и заведен еще со времен Апостолов. Согласно учению христиан, через него, как считается, передается особая энергия – Божественный огонь, благодать Святого Духа.

Рукоположение – это действие, символизирующее церковное преемство. Апостолы получили свою власть и права (священство) от Христа, а далее передали их указанным образом своим последователям. Подобный ритуал у православных христиан принято именовать также хиротонией.

Варианты таинства

Рукоположение в сан принято разделять на три вида. Первое из них – диаконское. Вторым – является иерейская хиротония, которая также называется священнической. Третий вид – епископское посвящение. Наименование каждого вида указывает на то, в какой духовный сан производится лицо, над которым обряд совершается. В РПЦ считается, что первые два вида процедуры, то есть рукоположение иерея или дьякона, осуществлены могут быть одним лицом, лишь бы только оно имело сан епархиального епископа.

Для совершения третьего обряда требуется несколько священнослужителей такого сана – собор архиереев. Обычно ими руководит патриарх или, назначенный им, заслуженный митрополит. По окончании рукополагаемый облачается в одежды, соответствующие его новому сану.

Как проводится обряд

Процедура по обычаю совершается в момент проведения божественной литургии и происходит на алтаре храма. Во время нее поются хором соответствующие данному торжественному случаю молитвенные песнопения. При этом лицо, посвящаемое в сан, обходит по кругу святой престол три раза, далее опускаясь с правой стороны перед ним на колени. А епископ или собор архиереев совершает положенный ритуал.

Согласно законам православия, хиротония для иерея и епископа может быть совершена в любой из дней, когда проводится полная литургия с так называемым евхаристическим каноном. Рукоположение в дьяконы разрешено осуществлять также на литургии преждеосвященных Даров. Но в каждый из дней сан должен принимать только один человек.

Препятствия

Существует ряд органический для совершения данного таинства. Прежде всего оно проводится только для мужской половины православного население. При этом данное лицо должно либо, согласно монашеским обетам, отречься от всего мирского, либо, не будучи монахом, иметь определенное семейное положение – состоять обязательно в первом браке, заключенном в соответствие с церковными традициями.

Есть и другие препятствия к рукоположению, другими словами – обстоятельства, не позволяющие принять посредством указанного обряда священный сан. Это возрастные органические, состояние здоровья и физические недостатки, которые затрудняют данному конкретному лицу выполнение возложенных на него обязанностей. И несомненными и очень большими препятствиями служат: недостаток веры, отсутствие опыта и знаний, нравственные пороки, испорченная общественная репутация. Также обряд хиротонии не может проводиться, если человек, помимо церковных, отягощен какими-либо другими обязательствами, и прежде всего – государственными.

Кто дает разрешение к таинству

Посвящения первых двух видов совершаются для лиц, уже прошедших низшие ступени церковного клира. К таковым относятся: иподиаконы, свещеносцы (певцы церковного хора), чтецы.

Решение по поводу принятия определенным человеком духовного сана и возможности допущения к обряду рукоположения в священники принимает архиерей, то есть духовное лицо, находящееся в священнической иерархии на самой высокой ступени. Это может быть патриарх, экзарх, митрополит, архиепископ, епископ. Также таковых в состоянии заменить специальный экзаменатор, ими назначенный. Он может получить нужные сведения от прихожан и почерпнуть их в беседе с претендентом.

И на основе всего этого выносит свое решение. Но окончательное слово остается за епархиальным архиереем. Часть препятствий на пути к рукоположению может быть устранена обрядом крещение (если таковое ранее не проводилось) и другими церковными таинствами. Но особенно важными причинами для отказа могут послужить недостатки нравственного характера.

Рукоположение в епископы

Обряд посвящения в епископы с глубокой древности считался крайне ответственным и важным и становился возможным только для служителей пресвитерского достоинства, то есть для лиц, находящихся на второй ступени церковной иерархии. В старину избрание и утверждение нового епископа осуществлялось всеми епископами и народом, которые должны были, посовещавшись, решить, что он достоин.

В настоящее время кандидатуру его предлагают и рассматривают Священный Синод и патриархи. А в день перед посвящением новоизбранный епископ проходит испытание, по окончании которого и совершается обряд хиротонии, а народ благословляет новопосвященного.

Внутренняя сторона обряда

Христиане полагают, что помимо видимой стороны, таинство рукоположения обладает и внутренней, то есть невидимой для простых смертных сутью. Православные верят, что данная сторона обряда состоит в обретении особой благодати Святого Духа. Подтверждение указанной точке зрения можно найти в Библии, в той части ее где повествуется о деяниях Апостолов – учеников, верных делу Иисуса Христа. Там же говорится о том, что подобный обряд установлен самим Господом.

Как утверждают строчки Нового Завета, Дух Святой был ниспослан на своих благодарных последователей в день Пятидесятницы. И с тех пор этот Божественный огонь действует во всех рукоположенных правильным образом священнослужителях, наставляя их, давая возможность исцелять людей духовно и телесно, передаваясь от посвященного лица к посвященному лицу, от епископа к епископу.

И, следовательно, преломлять священные хлеба, проводить венчания и панихиды, выслушивать исповеди и отпускать грехи может лишь человек рукоположенный правильным образом, то есть ставший приемником Апостолов, а значит и самого Иисуса.

Католическое таинство

Католичество является, как известно, одной из древних ветвей христианства. Церковные служители – приверженцы этого направления, так считается, получили благословение на свою деятельность еще от самих Апостолов. А значит все священники католических церквей тоже с уважением и верой принимают апостольскую преемственность, считаясь ее наследниками. Католики верят, что за многие века существования христианства, она не прерывалась.

Однако взгляды на рукоположение в церкви у представителей двух религиозных течений, католичества и православия, отличаются между собой. К примеру, в дьяконы у католиков не могут посвящаться лица, вступившие в брак, пусть даже он является первым и освященным церковью. Но, вместе с тем, обряд для епископов у них оказывается более упрощенным, ведь совершить его может даже один епископ, в то время, как согласно канонам, чтимым в православии, их должно быть не менее двух или трех.

О преемственности в протестантстве

Сложнее дело с апостольской преемственностью состоит в протестантстве. Это относительно молодое религиозное направление в христианстве. Оно возникло в Европе лишь только в XVI столетии, как оппозиция католицизму, и потому, по мнению более древних направлений, отошло от истинных канонов христианства, не получив положенного благословения от последователей Христа. А, следовательно, рукоположение в священники не является обрядом передачи Божественной благодати от епископа к епископу, как это было установлено изначально. Это дает повод противникам этого направления утверждать, что приверженцы этой религии не являются наследниками Апостолов, а значит и Иисуса Христа.

Протестанты отрицают подобные нападки, приводя аргументы о том, что трудно по истечении более двух тысяч лет однозначно утверждать, что преемственность через рукоположение у католиков и православных на каком-либо этапе не была прервана. А достоверность записей об этой, имеющихся в религиозных архивах, может быть подвергнута большим сомнениям. Тем более невозможно судить о том: являлись ли все рукополагаемые действительно достойными.

Из истории

Вообще рукоположение – это действие, которое даже вне религиозного контекста в обычном человеческом общении является довольно распространенным. Но ему издревле во многих случаях принято было предавать сакральный смысл. Считалось, что лицо, возлагающее руки на другого, способно передать ему не только благословение, но и духовную силу, власть, великое предназначение для религиозного служения или грандиозной цели. Еще до появления христианства рукоположение и обряды с ними связанные имели место во многих религиях, в том числе и в иудаизме, чему свидетельством являются многочисленные эпизоды Ветхого завета. По всему выходит, что христианство, вышедшее из иудаизма, лишь только переняло данный обычай у более древних предшественников.

Ярким библейским примером вышеуказанному является то, как Господь дает указание Моисею, чтобы он перед еврейским народом возложил руки на Иисуса Навина, таким образом дав частицу от своей власти и славы, духа премудрости, чтобы все сообщество уважало его и слушалось. Наложением рук благословляли детей своих и преемников Иосиф и Иаков, а также многие другие библейские герои. Не говоря о том уже, что из Нового Завета известно, что сам Иисус Христос исцелял наложением рук, передавая тем самым часть своей силы. Не удивительно, что издревле видели в данном действии особый знак.

Рукоположение в иудаизме

Обряд рукоположения в иудаизме носил название «смиха». Также само слово и переводится с еврейского языка. Таким образом в древности передавали раввинам не только религиозные, но и юридические полномочия, то есть право производить суд, решать финансовые вопросы, влиять своим авторитетом на судьбы людей. То есть получалось, что рукоположение – это одобрение на определенный ответственный род деятельности. Считалось что, когда заседают судьи, Бог незримо присутствует среди них.

Древние полагали, что человек, принимающий рукоположение, должен обладать правдивость, богобоязненностью, мудростью, ненавидеть корысть и обладать хорошим образованием. Сам обряд смихи сопровождался праздничной церемонией. А виновник торжества обращался к народу с торжественной речью и получал в ответ поздравление с рукоположением.

Рукоположение женщин

В иудаизме, как и в православии, женщина и не имела право проходить через обряд рукоположения и принимать священный сан. Таковы вековые традиции. Женщина не могла вести богослужение, быть раввином и судьей.

Но во второй половине прошлого столетия подобный вопрос не просто стал пересматриваться, но и приобретать постепенно крайне важное значение. Все больше высказывались мнения, что сама Библия не дает на этот счет каких-то особых указаний. В то время как религиозные обычаи формировались нередко под влиянием предрассудков и предубеждений. Христианство и его обычаи приживались в мире, где витала атмосфера бесправия и угнетения женщин. А исторические условия только усугубляли их незавидное положение.

Но современная церковь пытается правильно переоценить старые традиции. Все больше учащаются случаи, когда женщины рукополагаются в протестантских церквях. А католики и православные ведут по данному поводу серьезные дискуссии. Но законы, изменяющие церковные устои, пока еще не приняты.

Комментарии