Инновационная среда: понятие, определение, создание и основные функции

Мировой опыт говорит о том, что инновационная экономика создается на базе развития предпринимательства. Питер Друкер, известный немецкий ученый, подчеркивает, что инновационная деятельность — особый бизнес-инструмент, который образует новые ресурсы. В нашей статье речь пойдет об организации и факторах инновационной среды. Разберем классификацию и основные функции категории.

Общие положения

Питер Друкер отметил, что ресурс не может стать таковым до той поры, пока кто-то не найдет чему-то значимому в природе применение, а тем самым — не придаст этому предмету или понятию экономическую ценность. Необходимо учитывать, что в современной экономике вещественные (материальные) производства зачастую становятся не основными, поскольку устаревают примерно каждые 5-10 лет. Интеллектуальные ресурсы, напротив, постоянно изменяют собственное содержание. Таким образом, непрерывно происходит формирование инновационной среды. Это явление связано в первую очередь с глобальным широкомасштабным процессом информатизации экономической отрасли, который повышает роль информации в управлении и организации деятельности. Необходимо иметь в виду, что информатизация процессов производства во многом «рисует» инновационный путь расширения современных национальных экономик.

В российских условиях важными предпосылками осуществления концепции развития экономики в области инноваций являются следующие:

  • Создание промышленно-технологической политики на региональном и национальном уровнях.
  • Реструктуризация промышленной области.
  • Модернизация производства в техническом плане на базе информатизации.
  • Развитие НИОКР.
  • Надлежащее реформирование системы подготовки, а также переподготовки сотрудников для инновационной деятельности.

Все перечисленное предполагает формирование инновационной среды. Помимо этого, указанные пункты в совокупности составляют многообразие различных общественных систем, в комплексе создающих благоприятную или неблагоприятную среду в области инноваций. Именно в ее рамках происходит развитие инновационной деятельности.

Создание инновационной среды

Формирование экономики инновационного типа в России требует в первую очередь целенаправленной и серьезной подготовки специалистов, которые готовы решать прикладные и научные задачи, выдвигать новые идеи при условии применения существующей базы научных знаний и опыта на межпредметном уровне. Эти сотрудники должны доводить собственные задумки до коммерческой и практической реализации. Такой расклад и предполагает организацию инновационной среды предприятия или другой структуры.

В связи с этим в инновационной экономике возникло два принципиально новых понятия: новатор и инноватор. Под первым следует рассматривать человека, выдвигающего идеи, генерирующего новые знания. Инноватор продвигает их, благодаря чему организует инновационный бизнес и занимается управлением инновационной средой в организации. Они действуют неотделимо друг от друга для создания и последующего развития успешного бизнеса, потому что изобрести или открыть — недостаточно. Необходимо довести идею до итогового результата. Особенно в условиях современной экономики, когда требуется проявить твердость характера, приложить неординарные способности в плане организаторской деятельности, показать готовность рисковать, а также уметь брать ответственность на себя.

Модели инновационной среды

Рассмотрим классификацию категории. Сегодня принято выделять две разновидности среды в области инноваций:

  • Внешняя инновационная среда. Она представляет собой макросреду и микросреду (иными словами, дальнее и ближнее окружение), которые составляют внешнюю среду любого участвующего в инновационном процессе. Они оказывают или прямое (микросреда), или косвенное (макросреда) воздействие на факторы инновационной деятельности и, соответственно, на конечный результат. Стоит заметить, что компонентами макросреды являются экономическая, социальная, политическая и технологическая сферы. Среди составляющих внешней микросреды необходимо выделить некоторые стратегические зоны хозяйствования (сокращенно — СЗХ), рынок новшеств, бизнес-область, рынок чистой конкуренции инноваций (нововведений), рынок инновационных инвестиций (капитала), звенья инновационной инфраструктуры, элементы административной системы, которые обслуживают инновационный процесс. Знание внешней среды в области инноваций предполагает правильную оценку инновационного климата в компании.
  • Внутренняя инновационная среда. В данном случае речь идет о внутрифирменных отношениях, связях, образуемых состоянием определенных звеньев системы компании, которые оказывают влияние на ее деятельность в области инноваций. Стоит дополнить, что осведомленность касательно внутренней инновационной среды предполагает грамотную оценку инновационного потенциала фирмы.

Знание среды в целом позволяет оценить инновационную позицию компании.

Изучим на примере

Далее целесообразно рассмотреть организацию инновационной среды на конкретном примере. В создании фирмы Macintosh принимало участие два человека: новатор идеи разработки Apple Джеф Раскин, а также инноватор Стив Джобс. Первого практически никто не помнит, а второй стал известным во всем мире как бизнес-гений современных информационных технологий.

Важнейшими требованиями к подготовке инноваторов являются следующие элементы:

  • Заметить и поставить (сформулировать) проблему.
  • Предложить решения, которые могут привести к изменению социальной, политической, технологической или экономической ситуации.
  • Оценить существующие решения и выбрать самое оптимальное.
  • Спроектировать осуществление решения.
  • Спроектировать эволюцию системы, то есть управлять изменениями.

Стоит заметить, что деятельность инноваторов так или иначе протекает в инновационной среде. Иными словами, речь идет о совокупности всех объектов, изменение характеристик которых влияет на систему в целом. Именно поэтому создание инновационной предметно-развивающей среды считается определяющей составляющей инновационного развития всех видов деятельности.

История возникновения понятия

Понятие инновационной среды появилось в 1980 году. Изначально она являлась средством анализа системных факторов организации инновационной деятельности субъектов экономики с целью развития новых рынков и формирования нового производства. Стоит заметить, что одним из первых ученых, разработавшим определение данному термину, был Мануэль Кастельс. Он рассматривал инновационную среду инновационной деятельности в качестве специфической совокупности отношений между производством и менеджментом, которая основана на социальной организации. Следует уточнить, что последняя разделяет инструментальные цели, направленные на генерирование новых процессов, нового знания, а также создание новых продуктов, и культуру труда.

В основе представленного определения лежит системный принцип. В его рамках исследователь производит анализ инновационной среды и делает вывод о том, что она представляет собой совокупность разных систем, которые в полной мере обеспечивают создание инновационной продукции, однако исключительно в процессе организации производства и последующего управления им.

Определения, представленные в научной литературе

В научной литературе можно встретить различные определения инновационной среды предприятий. Целесообразно представить некоторые из них:

  • Исторически сложившаяся политическая, организационно-правовая и социально-экономическая среда, которая обеспечивает или тормозит развитие инновационной деятельности. Это делается для осуществления, а также увеличения инновационного потенциала среды. Как выяснилось, здесь уместна классификация на внутреннюю и внешнюю среду. Следует дополнить, что в данном определении отсутствует четкая трактовка специфики среды в области инноваций — рассматриваются взаимосвязи различных сред.
  • Совокупность процессов, инструментов, механизмов, человеческого капитала и инфраструктурных элементов, которые обеспечивают инновационную деятельность.

Необходимо отметить, что представленные определения инновационной среды предприятий предполагают субъективные взгляды ученых и исследователей на выявление границ, в рамках которых осуществляется формирование системы инновационной деятельности. Стоит заметить, что единое определение в нормативно-правовой базе на сегодняшний день отсутствует. Именно поэтому каждый автор вправе давать собственное представление касательно инновационной среды. Нужно понимать, что понятия "система" и "среда" считаются базовыми терминами теории систем. Так, выявление границ системы в среде, окружающей ее, включение конкретных объектов в качестве изучаемой системы делается непосредственно исследователем, как правило, на творческой основе. Данное правило является одним из основных в плане системного анализа. Исходя из этого, мы предлагаем универсальное понимание рассматриваемого термина.

Универсальное определение

Под инновационной средой целесообразно понимать совокупность систем, являющихся фундаментальным ядром, которое формирует инновационную деятельность, исходя из классической теории инноваций Й. Шумпетера. Именно поэтому в обобщенном варианте российскую среду в области инноваций можно представить как совокупность следующих систем: предпринимательство, система образования, науки, технико-технологических разработок. Важно отметить, что в комплексе они обеспечивают полноценное функционирование общей системы инновационного производства, а также создают систему инновационного продукта.

Комментарии

Подобное представление дает базу для понимания необходимости в первую очередь организации взаимосвязи систем образования, науки, разработок в технико-технологическом плане и предпринимательства. Именно они представляют собой базовую основу не только для развития деятельности в области инноваций, но и для инновационного мышления, если учитывать инновационное развитие современного общества.

Вхождение в эту среду дополнительных составляющих (социально-экономических и иных систем) дает динамику и расширение в качестве благоприятных факторов для экономического развития по инновационному пути. Необходимо знать, что представленная среда считается первым уровнем или областью для разработки национальной инновационной государственной системы. Именно в ней осуществляется формирование основных субъектов инновационной деятельности, то есть организаций и физических лиц, реализующих создание и дальнейшее продвижение продукта в области инноваций. Все остальные системы, которые создают окружение, можно также причислить к инфраструктуре.

Под инновационной инфраструктурой следует понимать совокупность субъектов предпринимательства, ресурсов и инструментов, в полной мере обеспечивающих материально-техническое, организационно-методическое, финансовое, консультационное, информационное и другое обслуживание деятельности в сфере инноваций.

Инновационное предпринимательство в России

Сегодня развитие инновационной предпринимательской деятельности для России имеет стратегическое значение в осуществлении национальной инновационной политики. Именно поэтому правительственные структуры уделяют большое внимание данному вопросу. Создание благоприятной среды в области инноваций необходимо для того, чтобы полноценным образом обеспечить высокотехнологичное производство. Представленная задача реализуется посредством выявления и дальнейшего применения инновационных возможностей рассмотренных выше систем, а также создания условий для эффективности деятельности в сфере инноваций.

Необходимо помнить, то развитие среды, которая благоприятна для инновационной деятельности, на любом уровне является одной из основных задач, поставленных в Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г. Стоит дополнить, что названный документ утвержден распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р.

Цель, задачи и функции среды в области инноваций на территории России

Основной целью формирования инновационной среды на территории Российской Федерации является создание с позиций гос. инновационной политики предельно благоприятных организационных (средние и малые инновационные структуры), правовых (регулирование в сфере обращения объектов интеллектуального вида собственности), а также экономических (налоговые кредиты, налоговые льготы для инвестиций, кооперативные исследования) факторов для эффективного освоения новейших технических и научно-технологических достижений в производстве.

Основные задачи, которые необходимо выполнить в целях создания благоприятной среды в области инноваций в России:

  • Освоение в производстве, а также создание рыночных предпосылок в отношении высокотехнологичного конкурентоспособного продукта (услуги).
  • Формирование условий для эффективного и динамичного обновления как физически, так и морально изношенных основных фондов в области создания высокотехнологичного конкурентоспособного продукта (услуги).
  • Создание условий для эффективного интегрирования образования, науки, а также промышленного производства для полноценного развития и расширения инновационного потенциала.

Необходимо отметить, что ключевой функцией среды в области инноваций является обеспечение надлежащей разработки, последующего внедрения и применения новых технологий, идей, продуктов, а также повышение качества общественной жизни за счет:

  • Создания новых рабочих мест в сфере услуг, производства и науки.
  • Увеличения поступлений в государственный бюджет за счет наращивания производственных объемов конкурентоспособного наукоемкого продукта.
  • Решения национальных социальных и экологических проблем посредством применения новейших технологий.

Заключение

Итак, мы рассмотрели основные понятия и определения инновационной среды, которые используются сегодня в научной литературе. Кроме того, обозначили ключевые функции, задачи и факторы категории. Мы изучили классификацию и ситуацию, актуальную на территории Российской Федерации касательно данного вопроса.

В заключение необходимо отметить, что формирование данной среды в российской национальной экономике должно базироваться, прежде всего, на макроэкономических прогнозах социально-экономического государственного развития, а также на направлениях и состоянии развития обеспечения инновационной области в нормативно-правовом плане. Кроме того, важнейшими факторами выступают формы прямого (в том числе единого государственного заказа в научно-технологической области) и опосредованного регулирования инновационной сферы со стороны государства, а также состояние и актуальные направления в развитии промышленного и научно-технологического потенциала РФ. Прогнозы развития внутреннего рынка товарной продукции и труда нужно учитывать в любом случае.

Установлено, что применяемый и по сей день метод создания систем разработки, последующего внедрения и распространения инноваций, базирующийся в первую очередь на отраслевом подходе, является неэффективным в современных рыночных условиях. Более привлекательной, как выяснилось, принято считать методику, которая представляет собой проблемно-функциональный подход к проектированию инновационных систем. Основной сутью способа принято считать ориентацию управленческих структур на решение основных проблем отрасли, предприятия, территории.

В основе представленного подхода лежит рыночно-ориентированная модель инновационной системы, включающая федеральный, региональный и, соответственно, районный уровни. Важно отметить, что в стратегическое управление средой в области инноваций входит подсистема управления созданием и дальнейшим развитием научно-инновационного потенциала, который определяет обеспечение устойчивого развития страны с учетом выделенных факторов ресурсно-инновационного плана на базе принятых Федеральных программ. Ключевая цель разработки этих программ в полной мере отражает их ориентацию на преодоление проблем, а также вписывается в базовые доктрины развития страны на ближайшие годы.

Комментарии