Что тяжелее - трамвай или танк? Что тяжелее - трамвай или танк Т-34?
Вопрос из разряда детских или близких по духу викторинам для детей и взрослых. Такой же по типу и смыслу, как и вопрос о том, кто сильней - слон или кит. Но на детские вопросы требуется обстоятельный ответ, чтобы занудством по возможности отбить желание ребенка задавать подобные загадки в будущем. Трудно себе представить два более разнородных изделия, чем трамвай и танк. Итак, что тяжелей - трамвай или танк? Вопрос важный и требует серьезного анализа и ответа.
Трамваи бывают разные
Привычный для городского жителя вид транспорта отличается большим разнообразием. Одновременно в эксплуатации находятся модели разных производителей и модификаций. К тому же, и количество вагонов в составе одного трамвая может существенно отличаться. Подавляющее большинство людей не имеют ни малейшего представления, как называется трамвай, на котором они ежедневно добираются на работу или домой, и уж тем более о том, сколько он весит.
Сколько же весят эти разные трамваи
Приведенная ниже таблица содержит сведения о весе снаряженных трамваев Москвы, то есть полностью готовых к выезду, но без пассажиров. Если добавить пассажиров, картина существенно поменяется. Многовагонные современные модели вмещают до 300 человек, а если все пассажиры упитанные и одеты в зимнюю одежду, к весу надо добавить соответственно до 30 тонн. С учетом этого, а также того, что этот вид транспорта состоит из нескольких вагонов, чаша весов в ответе, что тяжелей - трамвай или танк, пока предположительно склоняется в пользу первого объекта.
Марка трамвая | Вес в тоннах | Максимальное количество пассажиров | Штук в парке Москвы |
71-931М "Витязь" М | 37 | 320 | 228 |
71-414 "Фокстрот" | 18 | 102 | 70 |
71-623 (КТМ-23) | 22 | 187 | 67 |
71-619 (КТМ-19) | 19,5 | 164 | 244 |
"Татры" всех мод. | 20 | 136 | 185 |
71-134А (ЛМ-99) | 19,9 | 207 | 28 |
ЛМ-2008 | 19,5 | 165 | 1 |
Прочие | 20 | 100 | 5 |
Марки здесь могут что-либо значить лишь для специалистов и вагоновожатых. Поэтому небольшое пояснение. "Татры" – это чешские трамваи хорошо знакомые старшему поколению по красному цвету корпуса и неустойчивости к морозу. При суровых зимах краска на них облупливалась. Трамваи КТМ похожи на "Татру", но имеют более угловатую форму и характерное пустое пространство под носом. Отличительной особенностью трамваев ЛМ, "Витязь" и "Фокстрот" является их футуристическая внешность. Все эти вагоны эксплуатируются в городе ежедневно и постоянно находятся перед глазами людей, в отличие от танков, которые можно увидеть только на парадах. И хорошо бы, если бы так было всегда. Произведя нехитрые вычисления, можно подвести итоги по весу трамваев.
Итоги по первому виду транспорта
На примере столицы, парк всех ее 828 трамваев на сегодня весит 20 304,7 тонны, то есть в среднем на один условный средний объект – 24,5 тонны. Если добавить пассажиров (по максимальной загрузке всех наличных московских трамваев – это 164 276 человек), в расчете 70 кг на человека, то средний вес заполненного пассажирами под завязку трамвая следует увеличить еще на 13,88 тонны. То есть средневзвешенная величина полного вагона изучаемого вида транспорта с людьми имеет массу 38,38 тонны, а без пассажиров – 24,5 тонны. Осталось сравнить эти цифры с данными по второму объекту и понять, что тяжелее - трамвай или танк.
Разнообразие моделей: танки тоже бывают разные
Разобравшись с первым объектом, переходим ко второму. Если взять образцы, созданные на заре танкостроения, весившие около нескольких тонн, ответ на вопрос о том, что тяжелее - трамвай или танк, очевиден. Однако монстр Первой мировой войны английский "Марк 1" весил 28,45 тонны, что сопоставимо с весом более знакомого нам объекта. Поскольку в предыдущей таблице были приведены данные по современным трамваям, представляется логичным сравнить их с массой современных танков. Которые стоят на вооружении различных армий в настоящее время. И на основании этого попробовать получить однозначный ответ на детский вопрос, что тяжелее - трамвай или танк.
Марка | Страна | Вес в снаряженном состоянии, тонн |
Т-90 | Россия | 46,5 |
Т-72 | Россия | 41,0 |
Т-80 | Россия | 40,0 |
Т-90МС "Тагил" | Россия | 48,0 |
"Леопард" | Германия | 67,5 |
М1А2 | США | 61,4 |
"Челенджер" | Великобритания | 62,5 |
"Меркава" | Израиль | 65,0 |
"Ле Клерк" | Франция | 54,5 |
Поскольку количество этих танков почти засекречено, невозможно рассчитать взвешенную среднюю, поэтому вычислим простую среднюю величину их боевой массы. Получается для российских моделей – 44,42 тонны, зарубежных – 60,18 тонны. Таким образом, с солидным перевесом в ответе на вопрос, что тяжелее: трамвай или танк, можно дать однозначный ответ. Наверняка, вы уже догадались сами. Это танк. Причем любая современная модель в этом споре однозначно побеждает трамвай, даже с максимальным количеством пассажиров в вагоне.
А если взять Т-34...
Теперь перейдем к конкретной модели. Имея все необходимые цифры по первому виду транспорта, можно выяснить, что тяжелее - трамвай или танк Т-34. Как известно, эта модель выпускался в разные годы и в разных модификациях. Ее вес постоянно увеличивался и составлял от 26,3 тонны в 1940 году, до 30,9 тонны в 1944 году.
Как видно, правильным ответом на вопрос о том, что тяжелее - трамвай или танк-34 будет второй объект. Вне зависимости от наполненности. Если брать трамвайный вагон без пассажиров и трамвай, полностью заполненный людьми. Однако при желании и на танк можно посадить множество людей. А поскольку мы сравниваем только танк и только трамвай, однозначно можно сказать, что танк Т-34 тяжелее современных трамваев. За исключением модели "Викинг М". А если взять экспериментальные танки времен Второй мировой войны, особенно немецкие, то танк с красноречивым названием "Мышь" весил 188 тонн, а еще один танковый продукт Третьего Рейха – "Крыса" мог похвастаться весом в 1500 тонн. Конструкторы трамваев даже близко не подходили к таким цифрам.